По следам Минина и Пожарского • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

По следам Минина и Пожарского

Ровно 4 столетия назад, в 1612 году, народное ополчение под предводительством князя Пожарского и земского старосты Минина освободило Москву от польских интервентов, отстояв независимость русского государства. Юбилей этой победы наша страна будет омечать 4 ноября – в День народного единства. А вот у Ярославля, сыгравшего важную роль в событиях Смутного времени, повод для праздника представится уже в конце мая. Именно в эти дни стоит вспомнить о том, что и наш город был однажды русской столицей, удостоившись царской благодарности и лишнего выходного дня в календаре.

Отечество в опасности
Начало XVII столетия стало для русской земли временем суровых испытаний. В 1598 году пресеклась династия Рюриковичей, берущая начало от создания русского государства. Началась ожесточенная борьба за русский престол, повергшая в хаос всю страну. «То, что перенесли наши предки в эти 15 лет, – писал ярославский историк Константин Головщиков, – не может сравниться даже с владычеством на Руси татар… Наступил самый печальный период нашей истории, эпоха самозванщины и междуцарствия, называемая Смутным временем. Тяжелый выпал жребий и на долю Ярославля».

Весь Ярославский край, как и соседние земли, оказался в руках интервентов. Однако наш город оказался «крепким орешком». Героически отразив натиск польских отрядов в 1609 году, он стал одним из центров сопротивления, собирая силы против иноземных захватчиков.

Именно Ярославль весной 1612 года выступил в роли столицы русского государства, сыграв ключевую роль в формировании знаменитого ополчения Минина и Пожарского.

Будущих спасителей Отечества, выступивших из Нижнего Новгорода для освобождения Москвы, ярославцы торжественно встретили в начале апреля. На 4 месяца Ярославль стал сборным пунктом ополчения и его координационным центром. Здесь находилось временное правительство страны – «Совет всея земли», куда вошли князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, митрополит, думные чины, городовые дворяне, посадские люди и военачальники. Правительство это занималось формированием ополчения, управляло освобожденными землями и вело переговоры с иностранными государствами. На ярославском денежном дворе даже чеканилась особая серебряная монета – ярославская копейка, которая использовалась на жалование ратным людям и в уплату за вооружение и доспехи. Эта монета являлась и своеобразной политической программой ополчения: на ее обороте стояло имя Федора Иоанновича – последнего законного русского царя из династии Рюриковичей.

Божий промысел
Весной 1612 года весь Ярославль превратился в огромный военный лагерь. Войска были поделены на 3 части: одна стояла за Которослью, другая – у Спасского монастыря, третья – на берегу Волги (ныне это район Октябрьского автомобильного моста). Толпы служилых людей стекались в город, присоединяясь к ополчению, и за время «стояния» в Ярославле его численность увеличилась с 3 до 10 тысяч ратников.

Однако в середине мая ярославцы столкнулись с новой бедой. Из-за большого скопления народа в городе началась эпидемия моровой язвы, принявшая ужасающие размеры. Горожане гибли тысячами, а само народное ополчение оказалось под угрозой. По приказу князя Пожарского в городе были приняты строгие карантинные меры, а ярославцы уповали лишь на Господа, решив обойти город с чудотворной Толгской иконой.

Чудо свершилось. По преданию, накануне крестного хода протоирею Успенского собора Илье было видение, указывавшее на икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в скромной часовне при церкви Афанасия и Кирилла. Протоиерей поначалу не стал придавать сну большого значения, но сам сходил в часовню и помолился возле этой иконы. На следующую ночь видение повторилось. 24 мая, когда ярославцы собрались для крестного хода, Илья поведал им о видениях, и решено было взять икону Спаса для участия в процесии. Уже в тот день многие больные получили от нее исцеление, а на обратном пути к собору произошло еще одно чудо. Образ Спасителя, поравнявшись с той часовней, где пребывал прежде, вдруг остановился, и несшие его не могли двинуться с места. В этом горожане усмотрели знак свыше, и вскоре поставили на этом месте церковь для размещения иконы-исцелительницы. Храм получил название Спасо-Пробоинского – от названия улицы Пробойной (ныне это пл. Челюскинцев) – и впоследствии, неоднократно перестраиваясь, стал частью мужского Кирилло-Афанасьевского монастыря. А сама икона Спаса, избавившая город и ополчение от «язвы», вплоть до революции считалась одной из главных защитниц Ярославля.

Вперед, к победе!
Четыре месяца ярославского «стояния» оказались непростым временем для руководителей ополчения. На князя Пожарского было даже совершено дерзкое покушение, предпринятое одним из подосланных в город казаков. И все же «Совету всея земли» удалось установить порядок на значительной территории государства, увеличить и вооружить ряды ополченцев, подготовив народное войско к решающему походу.

28 июля, отслужив молебны в Успенском соборе и Спасском монастыре, князь Пожарский двинулся со своим воинством на Москву. В пути ополченцев сопровождала чудотворная икона Казанской Божией Матери, доставленная в Ярославль по распоряжению патриарха Гермогена и воодушевлявшая воинов на победу. Не случайно на берегу Которосли, у стен Спасо-Преображенского монастыря, сегодня стоит Казанская часовня, возведенная в 1997 году, к 385‑летию ополчения. Благодаря 1000‑рублевой банкноте эта часовенка сегодня известна всей стране, а ее автором стал выпускник ярославского Политеха архитектор Григорий Дайнов. Кстати, в Спасском монастыре недавно появился еще один памятник по его проекту: стела c изображением картины Василия Нестеренко «Клятва князя Пожарского».
22 октября (4 ноября по новому стилю) Москва была взята войсками ополченцев, а в 1613 году Россия избрала на царство юного Михаила Романова. Многолетняя Смута, наконец, закончилась, а вступившая на престол династия не забыла поддержки ярославцев и долгие годы оказывала городу особое покровительство.

Неприсутственный день
Свою благодарность Ярославлю явил и Николай II. В мае 1912 года в печати появилось радостное сообщение: «Государь император высочайше соизволил на объявление 24 мая сего года днем неприсутственным для Ярославля, по случаю празднования 300‑летнего юбилея чудесного обретения Нерукотворного Образа Всемилостливого Спаса и спасение им жителей города Ярославля и дружины князя Пожарского в 1612 году от моровой язвы».

Дарованный царем «неприсутственный», то есть выходной день 24 мая, стал особой привилегией Ярославля. Кстати, в 1912 году, он, как и в этот раз, пришелся на четверг. Административные учреждения, конторы и практически все предприятия города в тот день не работали, занятия в учебных заведениях не проводились, а торговые точки, кроме трактиров и питейных заведений, были закрыты. Весь Ярославль с утра был украшен флагами. В нарядных экипажах, переполненных трамваях, а то и попросту пешком горожане спешили к Спасо-Пробоинской церкви – главной героине праздника. Однако поглазеть на торжества рядовым обывателям удавалось лишь издали. Дальше Воскресенской (ныне Революционной) улицы публику не пропускали, а в храме присутствовали только «отцы города» и лица, получившие пригласительные билеты. После молебна начался традиционный для Ярославля крестный ход c иконой Спаса, ежегодно предпринимавшийся в мае «кругом того места, который занимал Ярославль в 1612 году». Процессия шла по Волжской набережной, затем по Казанскому бульвару, к Спасскому монастырю, от него двигалась берегом Которосли и возвращалась «по пробойной линии» (пл. Челюскинцев) к Ильинской площади. 24 мая 1912 года это шествие было особенно пышным: образ Спасителя был убран ландышами и розами, его сопровождали 50 хоругвеносцев, включая большую делегацию из Ниж-него Новгорода.

Вечером на особом помосте близ Успенского собора прошла всенощная, однако юбилейные мероприятия не ограничивались церковными богослужениями. В зале губернского правления состоялось торжественное заседание Ученой архивной комиссии, открывшееся выступлением знаменитого «вахрамеевского хора». Торжества шумели в тот памятный день повсюду: и в церк-вах, и в банкетных залах, и на улицах города. Весь Ярославль ликовал, превратившись в арену поистине народного праздника.

Октябрьская революция предала забвению и «старый мир», и городские традиции, а выходных в советском календаре стало намного меньше. Любопытно, однако, что вот уже 20 лет ярославцы отмечают День города в последнюю субботу весны, что практически совпадает с забытым ярославским праздником 24 мая. Случайность это или справедливость истории, но майские торжества, как и 100 лет назад, связывают поколения ярославцев, напоминая о великом прошлом древнего города. Обращась к событиям 400‑летней давности, нам действительно есть чем гордиться. Кто знает, как сложилась бы судьба России, если б не мужество и стойкость Ярославля?

Текст: Мария Александрова