По своей траектории • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

По своей траектории

Операционный офис «Ярославский» Альфа-Банка подвел предварительные итоги своей работы за 2013 год. Оба ключевых направления бизнеса банка в регионе – и розничное, и корпоративное – показали положительную динамику, которая отличается от общей траектории движения банковского рынка. В наступившем году Альфа-Банк разворачивает в Ярославле еще одну ветвь бизнеса – обслуживание предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. С вопроса о том, как  банк планирует заходить в столь насыщенный конкурентами сегмент, началась пресс-конференция с участием руководителей ярославского операционного офиса. С журналистами встретились управляющий Антон Жидких и директор по розничному бизнесу Инна Алексеева.

Антон Жидких:
Массовый бизнес в понимании «Альфы» – это компании и индивидуальные предприниматели с выручкой до 300 млн. рублей в год. Направление уже несколько лет успешно развивается в других регионах присутствия банка, с началом 2014 года был дан официальный старт в Ярославле. Предприниматели получают широкую линейку продуктов Альфа-Банка: расчетно-кассовое обслуживание с учетом степени финансовой активности и специфики бизнеса, беззалоговое кредитование предприятий на сумму до 6 млн. рублей, карта «Альфа-Кэш» с прямым доступом к расчетному счету, интернет-банк, интегрированный с онлайн-бухгалтерией, и многое другое.

Расскажу о том, чем подход «Альфы» отличается от наших конкурентов. Принято считать, что малому бизнесу нужен, прежде всего, кредит, но мы выяснили, что реально этот продукт необходим лишь двум из десяти клиентов. Остальным восьми нужно, в первую очередь, качественное расчетно-кассовое обслуживание и небанковские сервисы. По этому пути мы и решили пойти: к примеру, если клиент откроет расчетный счет в Альфа-Банке, он сможет получить бесплатную юридическую помощь от партнера Альфа-Банка.

Каждый индивидуальный предприниматель, открывающий у нас счет, также получает специальные условия на услуги и товары у компаний-партнеров банка. Это так называемая партнерская программа «Клуб клиентов». Созданию нового бизнеса зачастую сопутствует покупка мебели, техники, отделочных материалов и т.д. Имея скидки в среднем от 5 до 10%, можно сэкономить десятки тысяч рублей. Таким образом, экономя на одном, компания окупает стоимость РКО в банке. Работает интересная партнерская программа с «Яндексом»: открывая счет, вы получаете сертификат на контекстную рекламу до 9 тыс. рублей через Яндекс.Директ.

За счет чего Альфа-Банку удается выдерживать конкуренцию с государственными банками?
Антон Жидких:
Мы всегда стараемся идти чуть впереди, я только что привел наглядный пример о том, как мы заходим в сегмент массового бизнеса. Что касается крупных клиентов, мы четко понимаем, что для многих из них мы никогда не будем единственным банком-партнером. Большую конкуренцию нам составляют госбанки, с которыми непросто конкурировать по цене. Но мы четко понимаем, что крупные компании и компании среднего бизнеса выбирают «Альфу» благодаря широкому продуктовому ряду, гибким индивидуальным решениям для каждого клиента, сложившейся в банке отличной отраслевой экспертизе и наличию сервиса высокого уровня.
Интересно наблюдать за реакцией клиентов, когда, видя рекламу новой услуги или сервиса от крупного банка, они восклицают: «Я в «Альфе» уже 3 года этим пользуюсь!».

Как развивается направление розничного бизнеса в Альфа-Банке?
Инна Алексеева:
Сегмент ритейла показал заметный прирост бизнес-показателей в ушедшем году. Почти на треть по сравнению с прошлым годом возросли объемы кредитования частных лиц, вдвое опережая темпы роста рынка в регионе.  На данный момент кредитный портфель в части ритейла превышает сумму в 1,1 миллиарда рублей. Высокую популярность среди клиентов получила возможность заполнить заявку на кредит наличными онлайн на сайте банка и получить при этом ставку по кредиту на 1-8% ниже, чем в отделении. Существенный рост произошел и в кредитных картах – количество держателей выросло на 70%. Теперь практически каждый 20-й, экономически активный житель Ярославля имеет нашу кредитную карту. При этом розничный бизнес в 2013 году развивался диверсифицированно, объем собственных средств частных лиц до востребования, а  также планомерно рос и по итогам года превысил 1 млрд. рублей.

В июне 2013 года мы открыли в центре города еще один кредитно-кассовый офис – «Рождественский», на ул. Комсомольской, 22, рядом с площадью Богоявления, что сделало наши услуги еще доступнее для  жителей всех районов Ярославля. В ближайшие 2 года мы планируем  дальнейшее развитие розничной сети. Параллельно будем продолжать развивать технологии удаленного обслуживания.

Уже есть результаты работы нового офиса?
Инна Алексеева:
Клиенты полюбили новый просторный офис с удобной зоной банкоматов. Сформировался хороший поток, что радует: это произошло не за счет перераспределения текущей базы, а за счет притока новых клиентов. За 7 месяцев «Рождественскому» удалось выйти на положительные ежемесячные финансовые результаты.

Появились ли у банка новые крупные клиенты в регионе?
Антон Жидких:
Да, за 2013 год у нас появились новые клиенты из разных отраслей: металлургии, пищевой промышленности, ювелирной промышленности, ритейла, ЖКХ и др. Портфель нашего филиала представлен разными направлениями, и мы одни из немногих в сети Альфа-Банка с подобным уровнем диверсификации по отраслям. Кредитный портфель банка в сегменте обслуживания юридических лиц за минувший год вырос на 27% и превысил сумму 6,85 миллиарда рублей. Такого результата в условиях общероссийской тенденции замедления темпов экономического роста удалось достичь за счет развития направлений, альтернативных финансированию оборотного капитала. Доля традиционного оборотного кредитования снизилась, зато в 4,4 раза увеличился объем факторинговых сделок, 84% прибавил лизинг. В прошлом году в работе произошел ощутимый сдвиг в сторону развития транзакционных направлений бизнеса – продуктов семейства кэш-менеджмента, бивалютных депозитов, РКО. В результате доля транзакционных доходов составила по результатам работы за 2013 год порядка 35%.

Альфа-Банк всегда делает акцент на удобстве клиентов. Можете привести свежий пример, когда работать благодаря «Альфе» стало удобнее?
Антон Жидких:
Интересную услугу для наших корпоративных клиентов мы реализовали недавно совместно с «1С: бухгалтерия» – Канал интеграции с «1С». Он предназначен для удаленного управления счетами корпоративных клиентов, в том числе действующих в лице своего представительства или филиала, а также группы компаний. Теперь, если компания/группа компаний пользуется «1С: Предприятие 8» и имеет у нас расчетный счет, бухгалтер может работать с расчетными счетами из программы «1С» без выхода в интернет-банк. Бухгалтеры это нововведение оценили. Данная услуга скоро будет доступна и в Ярославле.

Как складываются отношения Альфа-Банка с Центробанком на фоне последних событий в банковской сфере?
Антон Жидких:
Мы являемся системообразующим банком, входим в список финансово устойчивых банков по версии ЦБ и Правительства РФ, на протяжении более 20 лет у нас складываются хорошие рабочие отношения с контролирующими органами. На днях состоялась встреча Владимира Путина и Петра Авена, председателя Совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк», где обсуждалась ситуация в экономике и в банковской сфере. Петр Олегович отметил, что в секторе ситуация непростая, но качество портфеля Альфа-Банка опасений не вызывает. «Проблемы «токсичных» кредитов у вас нет», – сказал президент.

Какие инструменты для сбережения средств Альфа-Банк рекомендует розничным клиентам, исходя из сегодняшних реалий?
Инна Алексеева:
Мы делаем нашим клиентам комплексные «портфельные» предложения, включающие в себя как депозиты, так и интересные инвестиционно-накопительные продукты. При среднесрочном размещении (от трех лет) их доходность в рублях может составлять 15-20% годовых. Эти продукты мы предлагаем совместно с нашими партнерами, страховыми компаниями, в связи с чем на них не распространяется лимит суммы страхования вкладов (700 тыс. рублей) – мы гарантируем нашим клиентам возвратность 100% вложенных средств.
Если вы желаете получать доход, но не уверены, что готовы размещать средства на несколько лет, рекомендуем воспользоваться накопительными счетами «Блиц-доход» и «Ценное время». Их можно пополнять, а в случае необходимости снять средства в любой момент. Доходность на остаток в рублях составляет до 6-5% годовых, причем в случае счета «Ценное время» ставка увеличивается не только в зависимости от суммы, но и от длительности размещения средств.

Как в регионе развиваются зарплатные проекты Альфа-Банка?
Инна Алексеева:
За 2013 год количество клиентов на зарплатных проектах увеличилось ровно в 2 раза, и это реальные сотрудники, ежемесячно получающие зарплату на счета в нашем банке. Нашими зарплатными проектами пользуются немало крупных федеральных и региональных компаний. Технологии Альфа-Банка позволяют бухгалтерии буквально несколькими щелчками мышки провести зачисление заработной платы на счета тысяч сотрудников от Калининграда до Владивостока, несмотря на то, что они находятся в разных городах, часовых поясах и трудоустроены в разных компаниях. А работникам – моментально отслеживать состояние и управлять своими счетами, где бы они ни находились в этот момент, в любое время суток.
Антон Жидких:
В заключение хочу сказать, что по итогам 2013 года наш оперофис был признан одним из самых эффективных по всей сети Альфа-Банка. Наши амбициозные планы не случайны и основываются на характерных для «Альфы» особенностях: динамичности, гибкости, технологичности и надежности. Как показывают результаты работы, для клиентов при выборе партнера в сфере финансов эти критерии имеют большое значение.