Поднять паруса! • elitniy.ru

Поднять паруса!

dscn7857

Человек из города Находка, выросший рядом с морем и сопками, приехал в Ярославль. Выяснилось, что здесь нереально остаться один на один с природой. Летом полно отдыхающих: кругом шум и мусор. Тогда он взял велосипед и вместе с друзьями проехал вокруг Ладожского и Онежского озер, к Великому Устюгу и Архангельску. С рюкзаками и палатками на багажнике друзья проезжали по 80 километров в день.
А потом он придумал парусник.

Мы сидим в фотостудии Евгения Костишина, а за соседним столом его напарник Валерий Иванович кроит паруса. Правда, не алые – белые. Но когда вы в последний раз видели улыбчивого седого человека, который кроит паруса!
— Начиналось все так, – рассказывает Евгений. – Мы много ездили на велосипедах по диким местам, и параллельно я начал приобщаться к парусному спорту. Ездил в Хорватию на любительские регаты: фрахтуешь яхту и неделю путешествуешь по Адриатическому морю. На судне душ и туалет, кондиционер и акустика. Заходим в марину – там рестораны, теплая встреча, классный сервис. Очень здорово, но хотелось чего-то дикого и первозданного.

Евгений и его друзья собрались на Байкал. С собой прихватили надувную лодку и 10-сильный мотор.
— Но опять не то, – рассуждает мой собеседник. – Когда путешествуешь на велосипеде, слушаешь тишину и пение птиц. Вентилируешь легкие и работаешь физически. А на моторке сидишь боком, нюхаешь запах бензина и слушаешь гул мотора. Байкал красивый и сильный, но такие мелочи отвлекают.
Наверное, именно в этот момент и промелькнула идея построить свой парусный катамаран. Причем такой, чтобы его легко можно было собрать и разобрать, хранить под кроватью и возить в багажнике.
— Евгений, почему не лодка, а катамаран?
— Два корпуса катамарана как два конька, скользящих по льду. Лодка «гребет» днищем и всем корпусом, а катамаран буквально скользит по поверхности. Посмотрите, как тренируются на лодках с парусом: одна ошибка – и получил оверкиль (опрокидывание судна вверх днищем). Катамаран перевернуть гораздо сложнее, ведь он прочно стоит на двух баллонах. К тому же есть грузовая и пассажирская палубы – сидеть намного удобнее и просторнее. Можно лежать и отдыхать, даже палатку поставить.

В команде Евгения Костишина есть люди с инженерным складом ума, опытные путешественники. Да и сам он в прошлом вертолетчик, помнит азы аэродинамики. В общем, строить катамаран решили собственными силами.
— Готовых предложений на рынке много, – рассуждает Евгений. – Катамараны делают в СНГ и Европе, каркасные и надувные, дорогие и дешевые. Но хорошая модель обойдется в 5,5 тысячи евро. Наш в 2 разе дешевле. При этом ткань для корпуса, парусов, различные крепежи и блоки мы покупаем за границей. Российских аналогов либо нет, либо качество хромает.
В мастерской лежат огромные баллоны (на фото из путешествий катамаран выглядит меньше – теряется на фоне озера), рулоны с карбоновой сеткой, лекала парусов. Подход явно не дилетантский. Каждая деталь проектируется на компьютере, потом переносится в реальность. Паруса, к примеру, продуманы так, что судно может плыть при боковом ветре и даже против ветра. Сборка и управление рассчитаны на то, что справится даже «чайник».
— Мы не завод, скорее, ремесленники, — размышляет Евгений. – Вот вам нужна табуретка, можно пойти в магазин и купить готовую. Но выясняется, что знакомый плотник делает отличные вещи – качественные, продуманные и как будто для себя. Попросите – сделает и вам. Это не поточное производство с 9 утра до 6 вечера. В мастерской мы собираемся в свободное время, как в клубе по интересам.

dscn6977

Тот катамаран, который предлагает Евгений, – уже третья версия. Первый приходилось собирать вдвоем, не меньше двух часов, с гаечными ключами. Сейчас можно справиться в одиночку за 30 минут, без специального инструмента.
— Основное отличие в том, что палуба натягивается не вручную веревками, а автоматически, за счет надувающихся баллонов, – рассказывает мой собеседник. – Получается идеально ровная площадка без особых усилий. Мы также усилили раму, внесли коррективы, не заметные глазу. Испытывали конструкцию в сильный шторм – прочности с запасом.
Для управления парусным катамараном не нужны права и регистрация. Правда, изучить элементарные правила поведения на воде все же придется: они едины для всех. Инспекторы ГИМС не раз подходили к отдыхающему на воде Костишину, но больше из интереса. Чтобы научиться управлять катамараном, достаточно одного часа. Правда, с оговоркой: «Разобраться что к чему, хватит часа. Но учиться понимать ветер вы будете всю жизнь».

dscn8228

Прелесть надувного парусного катамарана в том, что в разобранном виде он представляет собой 2-3 сумки общим весом в 50 килограммов. Мачта разборная. Поэтому самой длинной деталью остается рама – 185 сантиметров. Катамаран легко хранить дома и перевозить.
— Я вижу это так, – фантазирует Евгений. – Ты подъезжаешь к берегу Волги, где уже расположились отдыхающие. Все купаются, жарят шашлыки, поют песни и веселятся. Но хочется тишины. За полчаса собираешь катамаран и с ветром или на моторе уходишь туда, где нет людей. На Волге немало островов, куда не добрались толпы отдыхающих. Палатку можно поставить прямо на палубе, бросить якорь, а ночью ветер будет отгонять комаров. Такой вот туризм выходного дня.

Кататься можно по Волге, по Рыбинскому водохранилищу с заходом в Дарвинский заповедник, куда на моторке нельзя. Открыто для обладателей парусного катамарана и Плещеево озеро. По словам Евгения, кайтсерферы и виндсерферы с любопытством разглядывали его парусник: «В октябре они на Плещеевом озере все замерзшие, а я лежу на палубе, пью чай из термоса. Но у них, конечно, экстрим, а у меня просто отдых».
— В прошлом году мы прошли по Ладоге, гуляли по Валааму. Там около 600 островов, только стоять на самом Валааме туристам запрещено – это заповедник. Но мы костры не жгли, палатки не ставили и спали на камнях, нагретых за день солнцем. Просыпаешься утром, рядом плещется вода, можно умыться. Прелесть первобытности.
В планах Евгения Костишина и его друзей повторить поход на Ладогу, а через год отправиться на Байкал целым флотом в 5 катамаранов.
— Доступный парус – это как велосипед на набережной, – резюмирует Евгений Костишин. – Сотни человек катаются, а сколько из них соберется на «Тур де Франс»? Многие считают, что парус – это сложно и дорого. На самом деле захватывающе и не намного сложнее велосипеда.

 текст: Антон Будилин |  фото: из личного архива Евгения Костишина