ПОДПИСКИ и банковский бизнес • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ПОДПИСКИ и банковский бизнес

Наталья Кешенкова
Кандидат экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит», мастер МВА, эксперт портала о банковском бизнесе bankir.ru, член редакционной коллегии журнала «Международный журнал финансов и банковских исследований».

Первые упоминания о подписках появились больше 300 лет назад: в XVII веке эту модель использовали издатели книг и периодической литературы в Англии. Десятилетиями подписки работали в издательском бизнесе, пока не добрались до ежедневных поставок продуктов, кабельного телевидения, фитнес-клубов, а также банков и сотовых операторов. С повсеместным распространением интернета случился настоящий «бум» подписок, который приходится на 2010 год. Сегодня подписки могут удовлетворить почти все жизненные потребности. По подписке можно смотреть фильмы, слушать музыку, учиться и даже владеть автомобилем. Всего за несколько лет рынок изменился, а подписную бизнес-модель внедрили многие крупные корпорации, такие, как Apple, Google, в их числе и российские банки. Подписная бизнес-модель подразумевает, что компания поддерживает своих клиентов, помогает и создает для них комфортные условия пользования необходимыми продуктами или услугами (сервисами).

Одной из основных причин бурного роста подписок стала цифровизация. Доступность, дешевизна и проникновение интернета позволили бизнесу избавиться от посредников и взаимодействовать с клиентами напрямую. Раньше для подписки, например, на журнал нужно было дойти до киоска или почты, заполнить там заявку и заплатить за год вперед, а теперь все можно сделать через сайт или мобильное приложение. Подписки оказались одновременно выгодными и для бизнеса, и для обычных людей. Выгоды клиента от подписки: экономия денег (более низкая цена из-за сокращения цепочки посредников), экономия времени, доступность, удобство, персонализация или эксклюзивные возможности, комьюнити единомышленников. Выгоды банка от подписки: увеличение клиентской базы, четко прогнозируемая выручка, долгосрочные отношения с клиентом, повышение лояльности клиентов.

Глобально все подписки можно разделить на товарные и цифровые. В первом случае клиент платит за физическую продукцию, а во втором — за доступ к сервису, контенту или услуге. В ближайшие годы подписочная модель проникнет во все новые сферы жизни.

Если говорить о малом и среднем банковском бизнесе, то суть подписки в том, что клиент может получить бонусом полезные сервисы для бизнеса, оплатив 3, 6 или 12 месяцев расчетно-кассового обслуживания со скидкой. Сегодня подписки предлагают следующие банки: Сбербанк, Альфа-банк, АК Барс Банк, Тинькофф и т.д. Подписные сервисы дают возможность банковскому бизнесу сосредоточиться на клиенте, его интересах, качестве продукта и перспективах роста. Также у клиентов появилась возможность оформить подписку на некоторые программы страхования, например, от несчастных случаев (страхование по подписке). По мнению специалистов, перейти на подписную модель может практически любой бизнес, особенно, если речь об IT. Некоторые примеры бизнеса по подписке: СМИ по подписке, онлайн-библиотеки, онлайн-кинотеатры и т.д. А школа по подписке – это абсолютный тренд в образовании. Бизнес-модель «подписка» предполагает несколько видов операций: обновление подписки; приостановка подписки; изменение уровня подписки, например, переход с подписки «Стандарт» на «Премиум» и наоборот; добавление членов семьи в подписку, отписка от подписки и т.д.
Таким образом, подписная бизнес-модель – одна из ключевых моделей монетизации банка будущего.