О чугуне на Руси отзывались не всегда уважительно. Например, слова «голова чугунная» означают презрительное «глупый человек, тугодум».
И это не удивительно: не догадывались тогда люди, что из чугуна можно не только горшки лепить, но и настоящие произведения искусства создавать. А вот бизнесмен Евгений Мясников знает это прекрасно: в его доме собрана коллекция статуэток, созданных на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья.
К старине меня тянуло всегда. У меня есть друг – Андрей, коллекционер, у него своя иконописная мастерская. В его доме всегда было много икон, атмосфера, как в настоящем музее, поэтому мне всегда нравилось приходить к нему в гости. Андрей собирает чугунные статуэтки очень давно, и на мое 25-летие он подарил мне лошадку, – рассказывает Евгений.
Выполненная в царское время лошадка задела тонкие струны души нашего героя. Зацепила тончайшая проработка деталей – сходство с оригиналом, натуралистичность: в гриве вырезан каждый волосок, а по глазам можно прочесть настроение животного. Будущий коллекционер часто брал фигурку в руки, рассматривал и чувствовал: от нее исходит светлая энергетика. В общем, чугунная лошадь была как живая!
Статуэтка, правда, была выпущена на другом заводе, соседнем с Каслинским – Кусинском, но именно она пробудила в нашем герое интерес к художественному литью из чугуна, а поскольку именно Каслинский является старейшим и крупнейшим заводом, то и увлечение Мясникова сместилось в его сторону.
– Меня поразила пластичность чугуна! Это удивительно – каким образом чугун можно так пластично пролить? Как его надо сварить? Как потом выяснилось, на заводе создан уникальный состав варки, который держится в секрете.
– Завод был создан еще при Петре I, рассказывает Евгений. Место для его основания – город Касли на Южном Урале, территории современной Челябинской области, было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков – уникально. Сначала предприятие выполняло функцию военного производства, в частности, здесь изготавливали снаряды для орудий. Когда военные заказы закончились, началось промышленное производство.
Художественное литье на предприятии было очень ограничено, существовало в основном в виде посуды или мебели. Расширить это производство собрался один из самых успешных управляющих за всю историю предприятия – «опытнейший и искуснейший в заводских делах» купец первой гильдии Григорий Зотов. Он отправился по городам Европы, где художественное чугунное литье было в почете, и привез множество образцов идей, которые потом были отлиты в Каслях.
Годами расцвета чугунного художественного литья можно считать 1860-1890 годы. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды – Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Затем последовала череда выставок и призов, главным из которых стал Гран-при Всемирной выставки прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили огромный ажурный павильон-дворец в византийском стиле. Дворец стал сенсацией, поразив иностранцев величием и изяществом.
В числе известных миру скульпторов, с которыми сотрудничал завод, – Петр Клодт, прославившийся, в частности, своими скульптурами лошадей на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Уменьшенные копии его лошадей многажды тиражировались Каслинским заводом. Нельзя не отметить и такие имена, как Карл Шинкель, Анатолий Посядо, Евгений Лансере, Николай Бах, Михаил Канаев, и другие.
И вот Мясникову вдруг страстно захотелось иметь эти фигурки, увиденные в каталогах. Начал он с не слишком дорогих вещей – фигурок детей. Потом пошли собачки, сцены охоты, а потом и все прочие фигурки с разнообразными сюжетами.
– Мимо каслинских изделий не прохожу, потому что мне это приносит радость, – говорит коллекционер.
И не только ему. Семья его увлечение понимает и поддерживает, а благодаря его таланту рассказчика, и сами заинтересовались темой, теперь умеют даже ориентироваться в клеймах изделий, а также в ценах на антикварном рынке.
А на рынке наиболее ценен так называемый царский период, то есть дореволюционный. Он отличается высочайшим качеством: фигуры сделаны любовно, проработаны тщательнейшим образом. В Советском Союзе качество еще держалось на уровне, но после смерти Сталина заметно ухудшилось. В советском периоде есть своя прелесть: пионеры, спортсмены, вожди, отлитые в чугуне, вызывают ностальгию по детству.
– Если я вижу на антикварном рынке, что произведение редкое и при этом мне оно встречается впервые, то я постараюсь его купить. Но конкурентам часто уступаю, особенно иностранцам. Даже хочется порадоваться – пусть русская вещь уедет за границу, стоит на камине, и пусть владелец думает тепло о России, – говорит коллекционер.
СЛАГАЕМЫЕ ЦЕННИКА
Год выпуска. Правило «чем старее – тем дороже» практически абсолютно, за редким исключением. На рынке можно встретить фигуры, например, советского периода, которые стоят дороже, чем дореволюционные, потому что их тираж был очень ограничен, и купить эти изделия очень сложно. Собственно говоря, этот пункт неотрывно связан с пунктами вторым и третьим.
Тираж.
Качество проработки деталей. На рыночную стоимость фигурки оно может влиять даже больше, чем год выпуска. Изделия более поздних годов зачастую стоят дороже, чем выпущенные раньше, – как раз из-за качества проработки.
Имя скульптора и имя формовщика. Кстати, сейчас имена формовщиков заменили цифрами, а вот в царские времена формовщики ценились не меньше, чем скульпторы. Например, формовщик Торокин или представители династии Быковых.
Порядковый номер. Ставится на редких изделиях тиражом до 30 штук.
История фигурки. Кому она принадлежала? Царской персоне, советскому генералу или была найдена на свалке собранного пионерами металлолома? Цена зависит от ответа.
Печать. Изготавливая фигурки на заказ для каких-либо музеев и галерей или для крупных выставок, завод ставил на фигурке печать «Собственность Каслинского завода». Этим произведениям, полагают искусствоведы, уделялось при изготовлении больше внимания, и оттого они высочайшего качества.
Крестик. Об этом мало кто знает, но некоторые произведения на заводе помечали маленьким крестиком. Среди коллекционеров есть мнение, что таким образом мастер отмечал фигурку, которую делал для кого-то особенного, включая, конечно, и самого себя. Изделия с крестиком встречаются очень редко и стоят дороже.
У каждого члена семейства есть и любимые произведения. У дочери Ксении – статуэтка балерины Майи Плисецкой. Она напоминает девушке о том, как в детстве она занималась бальными танцами. У супруги Елены – композиция «Весна» и «Геракл, бросающий камень».
Самого же коллекционера раз и навсегда покорило произведение, выполненное по картине Виктора Васнецова «Три богатыря». Этой скульптуры у него пока нет, но Евгений уже долгое время ведет переговоры с ее владельцем о продаже. «Три богатыря» – настоящий раритет, всего их было сделано не более 100 штук в советское время, да и то – для высокопоставленных чиновников.
– От этой работы у меня дух захватывает! – признается Евгений.
В тираж «богатыри» пошли с 1952 года, но та статуэтка, которую мечтает купить Мясников, датируется 1948 годом. При этом на ней стоит цифра «1», что дает коллекционеру основание полагать: это были самые первые «Три богатыря», сделанные на заводе. Интересна и история работы: она принадлежала некоему начальнику сухопутных воск СССР, имя которого стерлось за давностью времен, но сохранилось ощущение важности фигуры.
– Я очень хотел купить это произведение. Искал с 2002 года и вот, наконец, года 3 назад вышел на одного антиквара. Это старенький дедушка 78 лет, который всю жизнь собирал коллекцию, и в данный момент живет на нее, потихоньку распродавая, – рассказывает собеседник.
Этот дедушка позвонил Мясникову и сказал, что у него есть для него кое-что интересное. Можно себе представить чувства коллекционера, который вдруг увидел то, что искал годами!
Сам нынешний владелец «Трех богатырей» был знаком с тем самым главнокомандующим и купил скульптуру у него. А вообще интересно, что многое из своей коллекции он приобрел на свалках металлолома, собранного пионерами.
Может ли статься так, что каслинское художественное литье вдруг снова окажется на свалке?
– В принципе, может такое время наступить, и я тоже часто об этом думаю. Сейчас такое время, когда качество подделок растет, и можно все что угодно подделать. Но я думаю, что истинные ценители настоящего искусства все равно останутся, – заключает наш герой.
текст: Екатерина Абрамова / фото: Олег Токмаков
© Элитный квартал 16+
Рекламное средство массовой информации журнал «Элитный квартал». Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 76-00415 от 25.04.2016 года. Выдано Управлением Роскомнадзора по Ярославской области.
За содержание и стилистику рекламных материалов редакция ответственности не несет. Перепечатка материалов и фотографий невозможна без письменного разрешения редакции «Элитного квартала».
Адрес редакции: Ярославль, Республиканская, 72а
Copyright © 2013 Hot Topix Theme. Theme by MVP Themes, powered by Wordpress.