Поклонник тяжелого металла • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Поклонник тяжелого металла

О чугуне на Руси отзывались не всегда уважительно. Например, слова «голова чугунная» означают презрительное «глупый человек, тугодум».
И это не удивительно: не догадывались тогда люди, что из чугуна можно не только горшки лепить, но и настоящие произведения искусства создавать. А вот бизнесмен Евгений Мясников знает это прекрасно: в его доме собрана коллекция статуэток, созданных на Каслинском заводе архитектурно-художественного литья.

К старине меня тянуло всегда. У меня есть друг – Андрей, коллекционер, у него своя иконописная мастерская. В его доме всегда было много икон, атмосфера, как в настоящем музее, поэтому мне всегда нравилось приходить к нему в гости. Андрей собирает чугунные статуэтки очень давно, и на мое 25-летие он подарил мне лошадку, – рассказывает Евгений.

Выполненная в царское время лошадка задела тонкие струны души нашего героя. Зацепила тончайшая проработка деталей – сходство с оригиналом, натуралистичность: в гриве вырезан каждый волосок, а по глазам можно прочесть настроение животного. Будущий коллекционер часто брал фигурку в руки, рассматривал и чувствовал: от нее исходит светлая энергетика. В общем, чугунная лошадь была как живая!

Статуэтка, правда, была выпущена на другом заводе, соседнем с Каслинским – Кусинском, но именно она пробудила в нашем герое интерес к художественному литью из чугуна, а поскольку именно Каслинский является старейшим и крупнейшим заводом, то и увлечение Мясникова сместилось в его сторону.
– Меня поразила пластичность чугуна! Это удивительно – каким образом чугун можно так пластично пролить? Как его надо сварить? Как потом выяснилось, на заводе создан уникальный состав варки, который держится в секрете.

– Завод был создан еще при Петре I, рассказывает Евгений. Место для его основания – город Касли на Южном Урале, территории современной Челябинской области, было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков – уникально. Сначала предприятие выполняло функцию военного производства, в частности, здесь изготавливали снаряды для орудий. Когда военные заказы закончились, началось промышленное производство.

Художественное литье на предприятии было очень ограничено, существовало в основном в виде посуды или мебели. Расширить это производство собрался один из самых успешных управляющих за всю историю предприятия – «опытнейший и искуснейший в заводских делах» купец первой гильдии Григорий Зотов. Он отправился по городам Европы, где художественное чугунное литье было в почете, и привез множество образцов идей, которые потом были отлиты в Каслях.

Годами расцвета чугунного художественного литья можно считать 1860-1890 годы. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды – Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Затем последовала череда выставок и призов, главным из которых стал Гран-при Всемирной выставки прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили огромный ажурный павильон-дворец в византийском стиле. Дворец стал сенсацией, поразив иностранцев величием и изяществом.

В числе известных миру скульпторов, с которыми сотрудничал завод, – Петр Клодт, прославившийся, в частности, своими скульптурами лошадей на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Уменьшенные копии его лошадей многажды тиражировались Каслинским заводом. Нельзя не отметить и такие имена, как Карл Шинкель, Анатолий Посядо, Евгений Лансере, Николай Бах, Михаил Канаев, и другие.

И вот Мясникову вдруг страстно захотелось иметь эти фигурки, увиденные в каталогах. Начал он с не слишком дорогих вещей – фигурок детей. Потом пошли собачки, сцены охоты, а потом и все прочие фигурки с разнообразными сюжетами.
– Мимо каслинских изделий не прохожу, потому что мне это приносит радость, – говорит коллекционер.

И не только ему. Семья его увлечение понимает и поддерживает, а благодаря его таланту рассказчика, и сами заинтересовались темой, теперь умеют даже ориентироваться в клеймах изделий, а также в ценах на антикварном рынке.

А на рынке наиболее ценен так называемый царский период, то есть дореволюционный. Он отличается высочайшим качеством: фигуры сделаны любовно, проработаны тщательнейшим образом. В Советском Союзе качество еще держалось на уровне, но после смерти Сталина заметно ухудшилось. В советском периоде есть своя прелесть: пионеры, спортсмены, вожди, отлитые в чугуне, вызывают ностальгию по детству.
– Если я вижу на антикварном рынке, что произведение редкое и при этом мне оно встречается впервые, то я постараюсь его купить. Но конкурентам часто уступаю, особенно иностранцам. Даже хочется порадоваться – пусть русская вещь уедет за границу, стоит на камине, и пусть владелец думает тепло о России, – говорит коллекционер.

СЛАГАЕМЫЕ ЦЕННИКА
 Год выпуска. Правило «чем старее – тем дороже» практически абсолютно, за редким исключением. На рынке можно встретить фигуры, например, советского периода, которые стоят дороже, чем дореволюционные, потому что их тираж был очень ограничен, и купить эти изделия очень сложно. Собственно говоря, этот пункт неотрывно связан с пунктами вторым и третьим.
 Тираж.
 Качество проработки деталей. На рыночную стоимость фигурки оно может влиять даже больше, чем год выпуска. Изделия более поздних годов зачастую стоят дороже, чем выпущенные раньше, – как раз из-за качества проработки.
 Имя скульптора и имя формовщика. Кстати, сейчас имена формовщиков заменили цифрами, а вот в царские времена формовщики ценились не меньше, чем скульпторы. Например, формовщик Торокин или представители династии Быковых.
Порядковый номер. Ставится на редких изделиях тиражом до 30 штук.
 История фигурки. Кому она принадлежала? Царской персоне, советскому генералу или была найдена на свалке собранного пионерами металлолома? Цена зависит от ответа.
 Печать. Изготавливая фигурки на заказ для каких-либо музеев и галерей или для крупных выставок, завод ставил на фигурке печать «Собственность Каслинского завода». Этим произведениям, полагают искусствоведы, уделялось при изготовлении больше внимания, и оттого они высочайшего качества.
 Крестик. Об этом мало кто знает, но некоторые произведения на заводе помечали маленьким крестиком. Среди коллекционеров есть мнение, что таким образом мастер отмечал фигурку, которую делал для кого-то особенного, включая, конечно, и самого себя. Изделия с крестиком встречаются очень редко и стоят дороже.

У каждого члена семейства есть и любимые произведения. У дочери Ксении – статуэтка балерины Майи Плисецкой. Она напоминает девушке о том, как в детстве она занималась бальными танцами. У супруги Елены – композиция «Весна» и «Геракл, бросающий камень».

Самого же коллекционера раз и навсегда покорило произведение, выполненное по картине Виктора Васнецова «Три богатыря». Этой скульптуры у него пока нет, но Евгений уже долгое время ведет переговоры с ее владельцем о продаже. «Три богатыря» – настоящий раритет, всего их было сделано не более 100 штук в советское время, да и то – для высокопоставленных чиновников.
– От этой работы у меня дух захватывает! – признается Евгений.
В тираж «богатыри» пошли с 1952 года, но та статуэтка, которую мечтает купить Мясников, датируется 1948 годом. При этом на ней стоит цифра «1», что дает коллекционеру основание полагать: это были самые первые «Три богатыря», сделанные на заводе. Интересна и история работы: она принадлежала некоему начальнику сухопутных воск СССР, имя которого стерлось за давностью времен, но сохранилось ощущение важности фигуры.

– Я очень хотел купить это произведение. Искал с 2002 года и вот, наконец, года 3 назад вышел на одного антиквара. Это старенький дедушка 78 лет, который всю жизнь собирал коллекцию, и в данный момент живет на нее, потихоньку распродавая, – рассказывает собеседник.
Этот дедушка позвонил Мясникову и сказал, что у него есть для него кое-что интересное. Можно себе представить чувства коллекционера, который вдруг увидел то, что искал годами!

Сам нынешний владелец «Трех богатырей» был знаком с тем самым главнокомандующим и купил скульптуру у него. А вообще интересно, что многое из своей коллекции он приобрел на свалках металлолома, собранного пионерами.

Может ли статься так, что каслинское художественное литье вдруг снова окажется на свалке?
– В принципе, может такое время наступить, и я тоже часто об этом думаю. Сейчас такое время, когда качество подделок растет, и можно все что угодно подделать. Но я думаю, что истинные ценители настоящего искусства все равно останутся, – заключает наш герой.

текст: Екатерина Абрамова / фото: Олег Токмаков