Провинциальные гастроли из истории ярославкого шоу-бизнеса • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Провинциальные гастроли из истории ярославкого шоу-бизнеса

Хлеба и зрелищ народ, как известно, требовал во все времена. C первым, казалось бы, все понятно, а вот шоу-бизнес за долгую историю человечества претерпел немало изменений. Вкусы наших предков век от века менялись, и сегодня мы попробуем выснить, какие зрелища волновали ярославцев на рубеже XIX–XX веков – за сотню лет до Филиппа Киркорова и «Ледникового периода».

Мы, бродячие артисты…
«Эй, господа, пожалуйста, сюда! Здравствуйте, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы-лекари, евреи-аптекари, французы-итальянцы, заграничные мириканцы, расейские бары, астраханские татары!..» Так горланил на весенней ярославской ярмарке «конферансье» XIX столетия – балаганный дед-зазывала. Под свист и хохот толпы на пестрой, наспех сколоченной сцене оживали нестареющие любимцы публики: дерзкий Петрушка, Ерема-Поплихант и Фома-Музыкант, Парамошка и Савоська, Портной, лукавый Черт и другие добрые знакомые.

Одной из главных звезд русского «шоу-бизнеса» был ученый медведь – «господин Топтыгин Михайло Потапыч». Под шутки поводыря-балагура косолапый уморительно показывал, «как теща для зятя блины пекла, возле печки угорела, головушка заболела», «как солдаты с ружьем маршируют, на караул берут и в атаку идут», «как малые детишки горох воруют: где сухо – на брюхе, а где мокро – там на коленочках». Забава эта была жестокой. Для того чтобы обучить медведя танцевать, зверя загоняли на раскаленный противень, громко ударяя в бубен. Медведь, обжигая лапы, поневоле начинал ими перебирать, а на ярмарке, уже без противня, едва заслышав звуки бубна, пускался «в пляс».

«Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом», – писал о ярмарке Николай Некрасов. На каждом углу бойкие голоса приглашали взглянуть то на «человека с железным желудком», то на некую «Матильду Федоровну, имеющую на своем теле изображения заграничных императоров и Петра Первого на коне». Гастролеры из Питера приглашали ярославцев в «Народный театр», где фокусы чередовались с куплетами, национальными танцами и выступениями акробатов. Огромной любовью публики пользовался наш земляк – артист оригинального жанра Ляпин, прозванный «ярославским Раппо» в подражание известному немецкому силачу. В родном городе Ляпин ежегодно давал благотворительные концерты, где жонглировал пушечными ядрами, балансировал в зубах шпагу, стоящую на краю бокала и куриное яйцо на соломинке. Блестящую карьеру в шоу-бизнесе сделал и уроженец Угличского уезда – знаменитый канатоходец Федор Молодцов, выступавший под псевдонимом Жак Ричард. Правда, в отличие от Лапина, гастролировать он предпочитал не на родине, а в Европе.

И почаще приходите в цирк!
Во второй половине XIX столетия цирк становится самым «кассовым» видом искусства. Сначала в столице, а затем и в провинции появляются цирковые арены, пригодные для выступлений в течение целого сезона. В 1850 году итальянец Рудольф Гверра открыл в Ярославле собственный цирк, расположившийся в утепленном манеже на Казанском бульваре. Основу программы составляла конная вольтижировка, а гвоздем программы был сам Гверра, невозмутимо наигрывавший на флейте, стоя на скачущем галопом коне.

С той поры цирки росли в Ярославле как грибы. То на бульваре, то на Сенной площади (ныне пл. Труда) выступали гимнасты и престидижитаторы, «профессора магии» и клоуны. Их успех длился не дольше двух сезонов – пока не обветшает здание с парусиновой крышей, а публика не выучит все номера наизусть. Затем цирк снимался с якоря, а город жадно читал новые афиши, предвкушая встречу очередных звезд. Особенный фурор в Ярославле произвел цирк Максимилиано Труцци, задействовавший в представлениях «120 первоклассных артистов, 60 дрессированных лошадей, 15 клоунов – русских, французских, итальянских и музыкальных, а также 20 балерин с роскошными костюмами». Торжественно открывшись в 1894 году, цирк Труцци ошеломил ярославцев каскадом эффектных представлений: историческими пантомимами, невиданным доселе «Карнавалом на воде», а также выступлениями приглашенных звезд – «неуязвимого факира в ориентальном костюме» и «прима-балерины на лошади». Максимилиано Труцци удалось даже вызвать в Ярославль знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова – того самого, «что своей феноменальностью произвел громадную сенсацию во всей Европе». Собачий концерт, заяц-барабанщик и особенно «Железнодорожное путешествие дрессированных крыс», представленные Анатолием Леонидовичем, произвели неизгладимое впечатление на ярославцев.

Братья Труцци владели цирком на Сенной площади целых два десятка лет, однако не только итальянцы сумели преуспеть в ярославском шоу-бизнесе. Организацией цирковых представлений здесь занимались многие: китаец Ван-Шин–Хай, «сын турецкоподданого» Николас Лазарь Лар и даже крестьянин Бурмакинской волости Емельянов, открывший собственный цирк на Петропавловском лугу.

У истоков шансона
Цирковые представления будоражили воображение нескольких поколений ярославцев, неизменно заполняя колонки светской хроники и составляя серьезную конкуренцию театру. Однако иным господам для вечернего отдыха требовалась менее шумная и пестрая компания. Немецкий предприниматель А. К. Бутлер первым оценил возможности и перспективы эстрадных выступлений в Ярославле. В 1902 году, арендовав сад при Казанском бульваре, Бутлер открыл роскошный ресторан, приглашая ярославцев «аппетитно попить-покушать и веселые песни послушать». Здесь, на открытой сцене-эстраде, для посетителей ставились небольшие комедии и водевили, а «кроме всего прочего, – как гласила реклама, – дамы бесплатно получали живые цветы из Ниццы». Рецензии на шоу-программы Бутлера особенно отмечали «свистуна, имитирующего пение птиц и лай собак», а также «выступление известной интернациональной капеллы в роскошных костюмах и при изящной обстановке». Чаще всего на сцене у Бутлера царили шансонеточные певицы, исполнявшие фривольные куплеты и пленявшие сердца молоденьких лицеистов. Несмотря на кажущуюся роскошь «богемной жизни», положение таких певиц было весьма шатким. Пользуясь репутацией дам полусвета, они нередко попадали в авантюрные, а порой и вовсе криминальные истории. Скандальную известность в Ярославле получила история о похищении разгулявшимися купцами трех певиц из ресторана Бутлера. Молодых женщин повезли на тройке на дачу, где похитители надеялись устроить «афинскую ночь». Однако, получив отказ в своих весьма откровенных требованиях, купцы разгневались и высадили певиц из саней, бросив их морозной ночью в семи верстах от города.

Битва хоров и оркестров
Несмотря на разнообразие эстрадных программ господина Бутлера, рядовые обыватели едва ли могли оценить их по достоинству. Большинство, предпочитая сэкономить на билете, слушали музыку из-за ограды. «Лучшее же, что есть в саду, – категорично отмечали газеты, – это военный оркестр». Не удивительно, что «отцы города», просчитывая публику не хуже современных продюсеров, делали ставку на любовь ярославцев к «медным трубам». В дни «музыки» лучше продавались билеты на каток, удачнее проходили благотворительные лотереи и, конечно, ни один городской праздник не обходился без оркестра.

Прославленные полки, квартировавшие в Ярославле, охотно предоставляли свои духовые оркестры для концертов в городе. Особенным уважением пользовался оркестр 11-го гренадерского Фанагорийского полка, нередко бывавшего с гастролями даже в Костроме. Собственным оркестром владел и «табачный король» Ярославля – Иван Дунаев, владелец «Балканской звезды». А вот на городские гулянья и благотворительные мероприятия чаще всего приглашался «Оркестр малолетних преступников», состоявший из одаренных воспитанников исправительного приюта.

Оспаривать популярность оркестров в Ярославле могли, пожалуй, только хоры. Одним из лучших в городе считался хор Спасо-Пробоинской церкви, созданный ее старостой – Иваном Вахромеевым. Именно «вахромеевский» хор приглашали на все официальные торжества, где для высокопоставленной публики исполнялись патриотические песни и гимны. Хоры песенников были неизменным гвоздем программы народных гуляний, однако и высокое искусство не чуждо было провинциальному Ярославлю. Местные меломаны имели возможность насладиться гастролями оперной труппы, организованных антрепренером Бакалейниковым, а в 1903 году по приглашению музыкального общества в город приехал студенческий оркестр Московской консерватории.
Одним из самых ярких событий в жизни города стал приезд всемирно известного скрипача Пабло де Сарасате, которого, если верить Конан-Дойлю, так любил Шерлок Холмс. И, конечно, с неизменной теплотой и любовью ярославцы встречали своего «соловья» – Леонида Собинова. Мировая слава нашего земляка была так велика, что иные «шоумены» пытались даже спекулировать на его имени. В 1904 году на Украине появился «поддельный» Собинов, собиравшийся выступать в Елизаветграде с концертами. Однако, зайдя в музыкальный магазин и высокомерно представившись Собиновым, незадачливый гастролер ошибся в «собственном» имени и отчестве.

 текст: Мария Александрова