Равный сильным мира сего • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Равный сильным мира сего

Ничему не удивляться, поражать неожиданностью, удаляться по достижении эффекта – 3 знаменитых правила, которые прилагаются к одетому с иголочки денди. Как возник дендизм? Каковы основные черты стиля? Насколько актуален денди сегодня? В этом мы и постараемся разобраться.

Денди (англ. dandy) – это социально-культурный тип XIX века в буржуазно-дворянском обществе. Изысканно одетый светский человек, подчеркнуто следящий за внешним видом, поведением, речью. Щёголь, франт, законодатель моды. Это общепринятый перевод слова «денди». Хотя на самом деле в русском языке не существует подходящего эквивалента. Часто в один ряд с «денди» ставят слово «модник», хотя сущность этих явлений почти противоположна. Модником называют человека, который знает, как правильно одеться по ситуации и умеет выразить свое отношение к миру через одежду. Хотя ему не чужды эпатаж и экстравагантность. А сущность дендизма – протест, индивидуальная сила, наглость и манифест против несовершенства этого мира. Именно поэтому дендизм – это не просто слово, а целая жизненная философия, эстетическое движение, не связанное ни с религией, ни с чем-то другим. К известным денди относятся Джордж Браммелл, Байрон, Гюисманс, Робер де Монтескье, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер. Из современных – Джастин Тимберлейк, Павел Воля и другие. Чтобы понять их принципы, стоит окунуться в историю становления этого движения.

Культовая манера одеваться зародилось в Великобритании на рубеже XVIII-XIX веков, где и процветает по сей день. Началось все с появления Джорджа Браммелла по прозвищу «Beau» («Бо» – «красавчик»). Он был настолько заметен и необычен в поведении и умении подать себя, что мог общаться на равных с аристократами, не принадлежа к ним по происхождению. Манеры Браммелла были описаны историком моды Барбе д’Оревильи: «Он обладал той фамильярностью, очаровательной и редкой, которая затрагивает все, ничего не опошляя. Он держался как равный со всеми могущественными и выдающимися людьми той эпохи, своей непринужденностью возвышаясь до их уровня. Ему сходило с рук то, что погубило бы любого ловкача. Его смелость оборачивалась верным расчетом. Он мог безнаказанно хвататься за лезвие топора».
Браммелла называли «премьер-министром элегантности». Обладавший, по всеобщему признанию, безупречным вкусом, он стал влиятельным человеком, другом и консультантом в вопросах моды будущего короля Георга IV. Именно он ввел моду на черный мужской костюм с галстуком, от которого произошел современный вариант классического костюма. Браммелл предложил новый стиль Георгу IV, и, подражая монарху, английские джентльмены забросили на антресоли напудренные парики и «мушки».

Браммелл резко отличался от щёголей высшего общества, привлекавших всеобщее внимание экстравагантностью. Его принципом была «заметная незаметность». Он носил безупречно сшитую одежду и вел себя со всей возможной естественностью. Костюм был выражением крайнего аристократизма натуры. Он избегал пестрых оттенков, различного рода аксессуаров и побрякушек. Браммелл не стремился оказать какое-либо влияние на моду. Тем не менее в свое время он был иконой стиля, которому подражали тысячи юношей по обе стороны Ла-Манша. Им восхищался даже лорд Байрон. Сумасшедший успех Браммеллу обеспечило и его умение высмеивать других. Он дерзко и безнаказанно язвил даже в адрес короля. Но, увы, недолго. Из-за своей убийственной способности денди вынужден был покинуть Англию.

Основным правилом Браммелла, которое сохранилось до настоящего времени, стало отсутствие вычурности и искусственности. Одежда не должна стеснять движений. Но должна быть одна, пусть маленькая, но заметная, эпатирующая деталь. Его неизменный ослепительно белый шейный платок с небрежным, но изысканным узлом был предметом зависти и восхищения франтов всего Лондона. В то время появиться в обществе без шейного платка считалось неприличным. Никто не знал секрета, как ему удается фиксировать узел так, что за весь день он не терял форму. Впоследствии тайна раскрылась: Браммелл всего-навсего догадался его накрахмалить. До этого изобретения шейный платок обычно болтался на шее своего владельца, а форме узла никто не придавал значения. После того как английский денди ввел моду на изящные складки и узлы, все стали ему подражать. Мужчины той эпохи готовы были проводить часы у зеркала, чтобы при выходе в свет платок выглядел так, будто небрежность получилась случайно. В этом и было совершенство.

Из чего же состоял гардероб денди начала XIX века? Основной деталью одежды являлся фрак с длинными фалдами, которые достигали колен, и воротником фатерморд. Во времена дендизма фраки для денди шились из шерстяных тканей. Именно тогда создаются известные твид, фланель и клетчатый рисунок ткани. Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: темный предназначался для вечера, светлый – для дневных выходов. В одежде того времени преобладали черный, синий и коричневый цвета, а также серый, то есть никаких кричащих оттенков. Совершенный крой и внимание к деталям – основные характеристики одежды денди. Невзирая на простоту, одежда была очень дорогой. Минимализм и элегантность были доведены до совершенства и стали эталоном классического стиля и изысканности.
Из мужской моды ушли роскошные материалы ярких расцветок и броские эксцентричные украшения. Единственными уместными аксессуарами считались булавка в галстуке и карманные часы с цепочкой. Лишь двум деталям мужского костюма – жилету и галстуку – разрешено было быть яркими.

Рубашка денди должна быть всегда белоснежной. В связи с этим элегантному мужчине тех времен «еженедельно требовалось 20 рубашек, а также 24 носовых платка, 10 видов брюк, 30 шейных платков, дюжина жилетов и носков». И, конечно, неотъемлемым атрибутом денди являлся цилиндр.

По одному из определений, денди – это мужчина, умеющий носить одежду. Причем с таким видом, как будто он не придает ей ни малейшего значения. Действительно, денди часто специально протирали костюмы стеклом, наждачной шкуркой или заставляли лакеев разнашивать фраки, чтобы придать им поношенный вид. Для настоящего франта считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза.
Существовал даже кодекс денди, который определял принципы в одежде и манеру поведения.

Во-первых, костюм должен был подчеркивать физические данные. Красивый торс, мускулатура, стройность ног и подтянутая талия были возведены в культ. Костюм эпохи денди существенно уменьшился в объеме: сузились широкие полы сюртука, исчезли накладные карманы. Одновременно увеличилась верхняя часть фигуры, чтобы передать античные пропорции торса. Появились подложные плечи, имитирующие выпуклые мышцы. Грудь была визуально увеличена с помощью двубортного фасона. Благодаря треугольному силуэту, укороченной линии жилета на талии и отсутствию передних пол, дендистский фасон подчеркивал сексуальный шарм мужчины.

Во-вторых, особое внимание денди уделяли гигиене и чистоте, что самым прямым образом отразилось в моде – именно они узаконили ослепительно белые рубашки, меняли перчатки по 6 раз на день. В те времена мыться часто, да и мыться вообще, было непривычно и просто не принято. Браммелл же принимал ванну ежедневно, по несколько раз на дню менял перчатки, чтобы они всегда были ослепительно белыми, как его шейный платок.
Другие пункты кодекса включали самообладание, остроумие, скептицизм, достоинство, самоуверенность, независимость, щедро приправленные элегантностью и тонким вкусом.
Но в середине ХХ века сами англичане заявили о завершении эпохи дендизма. Хотя, конечно, он видоизменился и существует по сей день.

Дендизм XXI века приобрел своеобразную форму бунта, направленную против пошлости в одежде. Костюм денди всегда подобран со вкусом и уместен настолько, что может легко опровергнуть любую модную тенденцию. Самой знаковой чертой любого денди считается подчеркнутая мужественность. В образе всегда присутствует многослойность. Одним из слоев часто бывает жилет «правильных» цветов – черный, синий, темно-зеленый, коричневый.

Денди XXI века всегда можно узнать по блеску лакированной обуви. К этому предмету гардероба они питают особую слабость. В настоящее время в моде винтажный стиль, поэтому мужские туфли, с потертыми носами слегка вытянутой формы, особенно актуальны для гардероба денди. Пожалуй, не найдется на свете настоящего франта, у которого не будет нескольких десятков пар элегантных туфель на все случаи жизни.

Естественно, современные денди не ходят в смокингах и цилиндрах, дабы показать свою избранность, породу и аристократизм. С годами понятие дендизма несколько изменилось под действием внешних факторов, и сегодня это – скорее уличный стиль, основанный на принципе «смешивай и сочетай», ставящий крест на понятии «единого стиля» total look, когда человек с головы до ног одет в вещи одного дизайнера или просто из одного магазина. Дендизм всегда индивидуален, креативен и смел, но не ярок и эпатажен. Современный денди спокойно накинeт бархатный шарфик на армeйскую рубашку или, наоборот, бархатный пиджак дополнит джинсами.

Один из способов показать себя денди сегодня – приобрести хотя бы одну очень дорогую и качественную вещь. Лучший вариант – пальто. А также не жалеть денег на то, что больше всего идет, будь то джинсы или ботинки.

У тех, кто финансово обеспечен, должен быть собственный портной. С его помощью можно превратить любую, не очень хорошо сидящую вещь в отличный, незаменимый предмет гардероба. В идеале – шить на заказ. Костюмы, появившиеся в гардеробе таким образом, отличаются сдeржанностью, но намeтанный взгляд всeгда заметит знаковыe дeтали: расстeгивающиeся пуговицы на рукавe, нeбольшой дополнитeльный карман на талии (для визитных карточeк), подкладку из цвeтного шeлка, которая видна только при расстeгнутом пиджакe. Такиe мeлкиe детали поднимают настроeниe хозяину, вeдь он-то знаeт, что к чeму.

Денди помнит, что обладать всеми must have сразу нельзя, и лучше выбирать только те, что хороши лично для него. Перед покупкой стоит подумать, «рифмуется» ли вещь со статусом, возрастом, местом работы. Обидно купить ультрамодную одежду, идеальную для 20-летнего студента, и выглядеть в ней глупо, будучи 40-летним учредителем банка, и наоборот.

Настоящему денди легко запомниться. Он знает, что для начала необходимо «прославиться» своим парфюмом, который будет ассоциироваться исключительно с ним. Хороший способ достичь нужного результата – создать свой собственный одеколон. Современные парфюмерные компании предлагают эту услугу.

Последнее правило современного денди – привычка готовить одежду накануне вечером, чтобы всегда выглядеть «с иголочки».
Придерживаясь принципов дендизма, можно существенно улучшить свои возможности как в деловой среде, так и в личной сфере. Но не стоит обращать внимание только на «заметную незаметность» в своей манере одеваться, также важно совершенствоваться в умении общаться.
Новых возможностей, уважаемые денди современности!

 текст: Елена Шекер, стилист-шопер