Раз планета, два планета • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Раз планета, два планета

Миша с Катей гуляли по Арбату и увидели художников, рисующих баллончиками на листах бумаги. Получались фантастические картины: планеты и кометы, ночные города. «Давай купим», – сказал Миша. «Давай сами сделаем», – ответила Катя. Так в 2012 году эти двое привезли в Ярославль Spray Paint Art.

За плечами у Миши Василенко хулиганское детство: он рисовал баллончиками на стенах. У Кати Алексеевой академическое художественное образование. Он способен часами рисовать вместе с детьми и развлекать окружающих. Катя с помощью трафаретов и каких-то неведомых техник вдумчиво доводит картины в стиле Spray Paint Art (сокращенно «спрей-арт») до совершенства.

— Мы прямо в Москве нашли граффити-магазин, купили краску и попробовали повторить за художниками с Арбата, – вспоминает Михаил. – Получился дикий хаос и непонятная мазня. Когда вернулись в Ярославль, стали разбираться, что к чему. Я вспомнил, что когда-то, давно подрабатывал на печатной фабрике, там мне подобрали плотные глянцевые листы – на них рисунки получаются яркими и насыщенными. За 2 недели мы извели кучу краски, стопку бумаги, но кое-что стало получаться. Сегодня наши ученики за несколько занятий достигают результата, потому что мы объясняем им все тонкости. А тогда даже представления не имели, как правильно.

5d3_3536

Со стороны процесс рисования баллончиками выглядит крайне загадочно. Художник беспорядочно смешивает краски, прижимает бумагу и создает разводы, пользуется пластиковыми мисками, старыми журналами, скребками. Действо завораживает: в определенный момент в хаотичном смешении красок глаз начинает распознавать горизонт, планеты, горы и другие элементы совсем не земного пейзажа.
Спрей-арт, если не усложнять, – это рисование аэрозольными красками на листах бумаги или картона. В отличие от граффити, мирный способ самовыражения художника. Нет необходимости портить стены, бегать от полиции и получать проклятья вслед. Наоборот, можно выйти на улицу, разложить баллончики и рисовать на глазах у публики.

5d3_3543

— Мы так и сделали, – вспоминает Катя. — Как только стало получаться, вышли на улицу Кирова и попробовали повторить опыт московских художников. К нам дружелюбно отнеслись, разве что охранники одного из магазинов попросили отодвинуться подальше. Рисунки хорошо продавались, наверное, потому, что раньше здесь ничего подобного не видели.

— Один рисунок стоит 500 рублей, за день удается продать от 1 до 30 работ, – раскрывает Михаил экономику уличного спрей-арта. – Многое зависит от погоды, дня недели, дачного сезона и праздников. Покупают абсолютно разные люди: молодые и взрослые, местные и приезжие. Бонусом – приятные и полезные знакомства с людьми, которые понимают в искусстве или как-то соприкасаются с этой сферой. Миша с Катей отлично рисуют на любых поверхностях и охотно берутся за коммерческие заказы.
Художники никогда не отказывают, если мимо проходят родители с детьми, им очень хочется рисунок, но денег нет. Отдают бесплатно. Миша с Катей любят детей, и это чувство взаимное.

5d3_3553

Набравшись опыта, художники поехали работать в Москву, на Арбат. С большим баулом краски и глянцевых листов сели в поезд, добрались до места, разложили баллончики. Денег с собой не брали, рассчитывая на хороший заработок.
— Но через две минуты выяснилось, что нас тут не ждут, – вспоминает мой собеседник. – К нам подошли местные ребята и вежливо попросили уйти. На другой центральной улице история повторилась. В общем, Москва не покорилась. Но идею мы не забросили, ведь есть десятки городов, где о спрей-арте даже не слышали. К примеру, этим летом мы отлично отработали День города в Угличе.

Прошлым летом к Мише с Катей подошел молодой человек с предложением поработать преподавателями спрей-арта в студии искусств. Уличные художники отнеслись к предложению прохладно, но вскоре сами перезвонили.
— Это оказалось очень увлекательно! – рассказывает Михаил. – Мой рекорд – 200 детей за день, и с каждым мы сделали рисунок. Взрослые обычно стоят за спинами и переживают, как бы ребенок не испачкался краской, не надышался испарениями. Но дети всегда рисуют в перчатках и хороших респираторах. И вот готов последний рисунок, у тебя уже совсем не осталось сил, ты слышишь: «А можно и мы попробуем?». В таких случаях я никогда не отказываю! А самое главное, что каждый уносит свою картину с собой!
— У нас есть ученики, которые занимаются спрей-артом уже целый год, — рассказывает Катя. – Они начинали с самого простого – рисования планет, а сейчас умеют работать с трафаретами, рисуют дома, деревья, мосты, водопады.

5d3_3634

Одежда страдает в первую очередь. Краска самыми неожиданными путями попадает на штаны и футболки, отстирывать ее сложно. Поэтому главный совет тем, кто собрался заниматься спрей-артом: свои любимые вещи на занятия лучше не надевать.
— Краска на рисунке сохнет полчаса, но можно быстрее. С этим связано одно забавное достижение со знаком «минус», – вспоминает Михаил. – Я увидел, как московские художники поджигают струю лака и пламенем сушат краску на готовом рисунке. Когда работали на Кирова, решил повторить: при большом скоплении народа долго делал рисунок, потом взял баллончик лака, зажигалку, сделал пламя. Направил в сторону рисунка, и он мгновенно вспыхнул. В общем, что-то пошло не так.
Рисование краской из баллончиков на глянцевых листах сейчас набирает обороты. Здорово наблюдать за художником, рисующим на улице, но еще интереснее попробовать самому. Миша с Катей проводят в студии детские дни рождения, мастер-классы и даже девичники! Весомый бонус – даже первый рисунок, сделанный под руководством преподавателя, можно вешать на стену. И не потому что свое, родное, а потому что выглядит потрясающе!

текст: Антон Будилин |  фото: Дмитрий Очагов