Рисуем образ компании • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Рисуем образ компании

Сколько людей – столько и мнений, сколько компаний – столько и вариантов проведения даже самых традиционных календарных праздников: Нового года, 23 февраля, 8 Марта. К традиционным и свойственным каждой компании мероприятиям относятся также дни рождения компаний (филиалов) и профессиональные праздники. Задумывались ли вы о том, почему в одних компаниях Новый год – это официальный банкет, а в других – выезд с семьями в выходной день за город? Почему в одной сотрудники с удовольствием участвуют в конкурсе рацпредложений и зарабатывают внутреннюю валюту и призы, а в другой такой же конкурс не вызывает энтузиазма и с треском проваливается?

От чего зависит выбор площадки, сценария и многих других условий проведения мероприятий?
Можно сказать, от задач каждого конкретного мероприятия, от той целевой аудитории, на которую мероприятие рассчитано.

Но, пожалуй, исходной точкой являются ценности компании и тип корпоративной культуры, доминирующий в компании.
С чего начать?
Всегда и все полезно начинать с аудита. Внимательно проанализировать, какова текущая ситуация и к чему стремятся в нашей компании разные целевые группы. Методик существует достаточно много, одна из часто используемых – Organizational Culture’s Analyze Instrument (OCAI) (опросник можно найти в свободном доступе); в основе ее лежит типология корпоративной культуры, предложенная К. Камероном и Р. Куинном. Они на основе индикаторов гибкости или стабильности, внутренней или внешней ориентации, выделили 4 типа корпоративных культур:
Иерархическая (или бюрократическая) культура. Чаще всего ведущим такой тип культуры становится на производственном предприятии. Ведущей целью является поддержание стабильности, и важная роль отводится формализации отношений.

Рыночная культура. Ведущими ценностями являются: стремление побеждать, ориентированность на результат, здоровая конкуренция.
Клановая культура. В данном определении нет негативной коннотации, напротив, ведущая ассоциация для этого типа культуры: организация – это семья, ведущими ценностями становятся преданность, дружба, общие традиции.
Адхократическая (предпринимательская) культура. Главными ценностями является новаторство, инициативность, готовность участвовать в стартапах.

При этом любая компания – это микс всех четырех типов культур, представленных разными группами (отделами, подразделениями), и в разном процентном соотношении создающая неповторимый рисунок корпоративной культуры компании.
Какие форматы мероприятий свойственны иерархическому направлению корпоративной культуры? Торжественные награждения, банкеты, официальное номинирование.

Для рыночной культуры характерны форматы тимбилдинга, спортивных соревновательных игр, ориентирования на местности, соревнования по различным показателям между под-разделениями (особенно актуально для конкурирующих между собой отделов продаж).

Предпринимательская культура характеризуется конкурсами идей, мозгоштурмами, экспромтами и импровизациями в рамках разных форматов.
Клановая культура узнаваема по волонтерским мероприятиям, детским праздникам, семейным мероприятиям.
Немаловажным, на наш взгляд, является органичный выбор площадки и стиля для каждого мероприятия. Если это семейный праздник, например, Масленица, День неокончания лета, Новый год наоборот, День смеха, то максимально неформальная обстановка будет сигнализировать о демократичности и естественности.

Если это официальное награждение в стиле Каннского кинофестиваля, то ковровая дорожка, как минимум, обязательна.
В своей компании стилистике мероприятия мы подчиняем и приглашения, и афиши, и символику, и даже лого компании оформляем таким образом, чтобы это соответствовало духу мероприятия. Наш лого испытал и рок-перерождение (накануне рок-фестиваля – дня рождения компании), и индийские веяния (в свете встречи нового, 2012 года в индийском стиле).

Очевидно, что единого рецепта выбора формата мероприятия нет. Однако, помня об основных задачах работы с разными целевыми группами и о необходимости формирования желаемой доминантной корпоративной культуры, можно использовать любую дату в календаре для реализации задач, стоящих перед HR-департаментом.

Никто не мешает для укрепления клановой культуры совместно отпраздновать Хэллоуин или 14 февраля, в рамках формирования иерархического уважения к процессам провести игру по знанию бизнесс-процессов в компании, а также для формирования командности организовать спортивный клуб.

Чаще всего привлечь всех сотрудников для участия в мероприятии на первом этапе не удается, зато, если грамотно выстроить трансляцию новостей в компании (в том числе в соцсетях), удается достичь значительной вовлеченности сотрудников в различные проекты.
Исходите из задач и ценностей компании – тогда и с внешнего рынка труда к вам в компанию будут приходить исключительно родственные души!