Россия и Всемирная торговая организация: чем обернется для России вступление в ВТО? • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Россия и Всемирная торговая организация: чем обернется для России вступление в ВТО?

Практически два десятилетия Россия оставалась последней страной с сильной экономикой, которая не входила в состав ВТО. И вот, преодолев столь длительный период переговоров, 22 августа 2012 г. Россия официально стала 156-м членом ЭТОЙ организации.
Это направление экономической политики вызвало огромное количество споров. Дискуссии о том, чего нам стоит ждать от принятого политического решения, продолжаются и в настоящий момент. Попробуем разобраться в этом вопросе, выявить возможные плюсы и минусы вступления России в ВТО.

Что же такое ВТО?
Всемирная торговая организация – это международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Главой ВТО (генеральным директором) является Паскаль Лами.
Каждый участник ВТО ежегодно выплачивает членский взнос, который определяется на основе показателей их процентной доли в общем объеме торговли между членами ВТО. Например, Россия, начиная с 2013 года и далее ежегодно, будет выплачивать членские взносы в ВТО в размере 3 530 000 швейцарских франков.
У ВТО есть свой суд, посредством которого она может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы.
Вступление государства в ВТО влечет за собой ряд весьма непростых ограничений.
Государство, вступившее в ВТО, уже не сможет, как суверенное государство, просто изменить свою политику.
Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, то это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран.
Запрещается предъявлять к товарам требования, связанные с условиями их производства. В том числе и к общественным благам (образование и здравоохранение), которые по правилам ВТО – тоже товар. Это лишает страны возможности запретить, например, ввоз товаров, при производстве которых был нанесен значительный вред окружающей среде или использовался детский труд, товаров, потенциально опасных для здоровья, в том числе генетически модифицированных продуктов.
Государство не вправе регулировать уровень валютных расходов и не вправе предписать инвесторам, какую часть прибыли они должны инвестировать в этой стране, какую вывести, а также какую часть продукции они могут вывести из страны.
Государствам запрещено обязывать инвесторов использовать продукты, произведенные в стране, в процессе производства или обязывать их принимать на работу население этой страны.
У частных и государственных компаний и у национальных и иностранных компаний должны быть равные права. Это, в частности, означает, что, если государственная больница, или университет, или почта получает финансирование от государства, то частные инвесторы могут тоже потребовать от государства финансирование под предлогом нарушения конкуренции и нарушения их прав как инвесторов. Наказаны, по закону ВТО, могут быть также те страны, которые предпочтут местных инвесторов иностранным инвесторам.
Таким образом, с соблюдением этих правил мировой рынок становится мерилом оценки рентабельности и конкурентоспособности национального производства, масштабом для структурирования экономики страны.

Новые таможенные тарифы
Пропуском России в зону свободной торговли стало снижение импортных таможенных пошлин. В целом ожидается, что Россия сократит тарифы на импорт в среднем с 11,5 до 7%.
Наибольшие изменения тарифов произошли для продуктов питания и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее всего они затронули мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов.
Так, например, значительно снизились пошлины на импорт свинины, готовые мясные изделия, пошлины на ввоз сливочного масла и многих видов сыров.
В сегменте фруктов снижена ввозная пошлина на яблоки, а также лимоны и лаймы, из овощей – на помидоры и огурцы. А вот пошлины на импорт груш, бананов, абрикосов, вишни, черешни, клубники не изменились. Сохранилась нулевая импортная пошлина на нектарины, персики, киви.
Россия оставила неизменной запретительную пошлину на импорт спирта, но снизила пошлину на импорт большей части крепких напитков. Также значительно снижена пошлина на минеральную воду, пиво, вина, шампанское, вермуты.
В соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной продукции, включая одежду (куртки, костюмы, платья и др.). Предполагается также снижение к 2014 году пошлин на большинство разновидностей натурального меха и предметов одежды из меха.
Таможенный тариф на ввоз зерновых культур, изделий из черных металлов остается прежним.
Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случае не будет иметь значимых последствий, в целом ставка пошлины снизится с 10 до 5-6,5%.
Согласно обязательствам российской стороны, с даты вступления в ВТО пошлины на бытовую технику и электронику остаются неизменными, однако по некоторым позициям будут постепенно снижаться в дальнейшем. Так, например, с 1 января 2013 года обнулится пошлина на сотовые телефоны с текущих 5%.
К 2014-2015 годам предусматривается снижение пошлин на фармацевтическую продукцию. Также в течение нескольких лет постепенно будет снижена пошлина на парфюмерию, косметику и гигиенические средства.

Чем грозит нам вступление в ВТО?
Казалось бы, открытие внутреннего рынка, снижение таможенных тарифов должно привести к снижениею цен на потребительские товары, повышеню их качества, разнообразия и, как следствие, к безграничной выгоде потребителя. Но почему тогда отношение к вступлению в ВТО такое двоякое? Почему, сопоставляя возможные выгоды и ущерб, многие приходят к мнению, что возможный ущерб более осязаем, в то время как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно? Кто выигрывает от ВТО, а кто несет потери?
Пока вопросов больше чем ответов.
Многие эксперты отмечают, что вступление в ВТО несет непосредственную пользу гражданам стран-членов: повышается уровень жизни за счет снижения цен на многие товары. Однако стоит отметить, что в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями гражданам, которые заняты на малорентабельных производствах, вероятно, придется искать новую работу. При этом если товары государства становятся неконкурентоспособными, то свое производство замещается импортом и происходит повышение зависимости страны от мирового финансового рынка.
С другой стороны, подразумевается повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот, способствуют понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
Своим мнением о вступлении России в ВТО в эфире «Говорит Москва» поделился председатель думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский:
«Я думаю, что должно пройти 2-3 года, когда мы почувствуем большие плюсы от вступления в ВТО… Конечно, то, что мы открываем свои рынки, это даст возможность прийти сюда действительно таким глобальным инвесторам, которые принесут элементы новых технологий. Конечно же, нашим предприятиям будет на первых порах нелегко конкурировать с такими международными монстрами. Но, я считаю, это нас только закалит. И даст возможность действительно обрести себя. Когда мы говорим об инновациях, о модернизации, то совершенно не понимаем, откуда они возьмутся. Вот мы и должны сделать все, чтобы стать более открытыми, более доступными, интегрироваться в мировую экономику. И за этим должны последовать, как мы предполагаем, достаточно хорошие инвестиции… Со вступления в ВТО мы многие эти вопросы решаем. Я думаю, что мы будем более открыты, доступны для нормальных, здоровых инвесторов, которые будут добросовестными по отношению к нашей стране. И будут делать все, чтобы инвестиции приходили, создавались рабочие места».
Ирина Алехинова, исполнительный директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», в беседе с Порталом Rabota.ru высказывает свое мнение о том, чем обернется для нашей страны вступление в ВТО:
«На мой взгляд, плюсов от вступления в ВТО намного больше, чем минусов. Самое главное, как отнестись к этому процессу. Одни расценивают вступление как крах экономической системы, а другие – как толчок для дальнейшего развития. Безусловно, ВТО поможет создать новые рабочие места в России за счет дополнительного притока западных компаний. Мы – привлекательный рынок труда. И в связи с достаточно высоким уровнем образования, и, будем правдивы, в связи с более низким уровнем заработной платы, чем, допустим, европейский».

Что произойдет в отдельных отраслях?
По оценкам экспертов, вступление в ВТО менее всего отразится на банковском и страховом секторе. Минфину удалось отстоять запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Дело в том, что иностранные филиалы, в отличие от «дочек» иностранных банков, которые в России успешно работают много лет, не подпадают под юрисдикцию РФ, не обязаны выполнять нормативы ЦБ по отчислению в резервы и так далее. Эти условия сохраняются до 2015 года, потом они могут быть пересмотрены. В страховой бизнес приход филиалов разрешили, но только через 9 лет, то есть у наших страховых компаний есть довольно значительный срок, чтобы подготовиться к конкуренции с ведущими игроками.
В целом от вступления ВТО выиграет цветная и черная металлургия, а также химическая промышленность. Эти отрасли, по мнению аналитиков, должны получить прибыль от отмены пошлин на ввоз российской продукции в другие страны. Среди других выгодополучателей называются следующие отрасли и компании: предприятия торговли

(якобы ожидается потребительский бум из-за роста зарплат в стране) – «Дикси», «М.Видео», «Магнит», «О’Кей», «X5 Retail Group», «Росинтер» и другие; транспортные компании (средние ставки на оборудование упадут с 8,3% до 7,6%) – «Аэрофлот», «Глобалтранс», «ТрансКонтейнер», «Global Ports»; строительные компании (ставки на импортные материалы упадут до 9%) – «Группа ЛСР», «ПИК», «Мостотрест» и пр.
А наибольшие потери понесут пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство строительных материалов. То есть урон понесут те компании, которые впрямую конкурируют с иностранным производителем на внутреннем рынке, но прежде защищались высокими тарифами на импортные товары.
Российская промышленность получает выходы на рынки высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц, среднее и тяжелое машиностроение, оборонная промышленность и др. Однако на данный момент возникают большие сомнения в том, что Россия сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы.

Агропромышленный комплекс
Сельское хозяйство может понести серьезные потери от вступления в ВТО. По сельскому хозяйству ударит отмена государственного субсидирования. В частности, больше для российского производителя не будет скидок на топливо и удобрения.
Вступление в ВТО запрещает меры прямой господдержки сельхозпроизводителей, можно использовать только косвенные меры поддержки, так называемую «зеленую» корзину. При этом она достаточно широка и позволяет оказывать серьезную поддержку сельхозпроизводителям, к примеру, инвестировать в мелиорацию, строить дороги и инфраструктуру, подводить электросети и так далее. Правда, пока не очень понятно, в каком объеме государство будет оказывать подобную поддержку, но вступление в ВТО позволяет все это делать без каких-либо ограничений.
Депутаты от «Единой России» внесли проекты законов, которые позволят поддержать российского сельхозпроизводителя, вводя налоговые льготы, стимулируя развитие животноводства и растениеводства.
Государство также будет рассматривать вопросы о выдаче долгосрочных кредитов для сельского хозяйства, создание отдельных госпрограмм.

Автомобильная промышленность
Наибольшие изменения таможенного регулирования коснулись автопрома. По пессимистичному сценарию Минэкономразвития, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей может снизиться более чем на 50%. Снижение пошлин на ввоз новых импортных грузовиков и автобусов к 2015 году вызовет сокращение производства грузовиков на 18%, а автобусов на 32% от текущего уровня. Сильнее всего изменение тарифов скажется на Группе ГАЗ, на долю которой приходится 50% российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей.
После вступления России в ВТО пошлины на новые легковые автомобили снизятся до 25% с 30%, и эта ставка будет действовать в течение трех лет с даты присоединения. Начиная с четвертого года до седьмого года, она будет снижаться с 25% до 15% примерно равными долями. Также снижены пошлины на грузовую и спецтехнику, на ряд наименований прицепов и полуприцепов, новых тракторов, автобусы.
Самые выгодные условия с 2019 года получат компании, которые будут ввозить автомобили с мощными двигателями. Ввозная пошлина на легковые автомобили с объемом мотора от 2800 до 3000 кубических сантиметров должна будет снизиться до 12,5%.
Внедорожникам и кроссоверам с большим объемом двигателя предусмотрены более серьезные преференции. Для автомобилей этого класса с объемом двигателя от 3500 до 4200 кубических сантиметров в 2019 году ввозная пошлина составит также 12,5%, а для машин с объемом двигателя более 4,2 л таможенный сбор составит 10% от заявленной стоимости.
Правила ввоза легковых автомобилей и внедорожников старше семи лет вне зависимости от их типа останутся прежними – от 2,3 до 2,8 евро за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя.
Автолюбителям, ожидающим, что после вступления России в ВТО они смогут купить иномарку подешевле из-за снижения ставок на импорт, стоит поумерить свой оптимизм. Цены на иностранные автомобили вряд ли уменьшатся, скорее, напротив, повысятся из-за введения с 1 сентября утилизационного сбора.
1 сентября вступает в силу закон, согласно которому за каждое транспортное средство, как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории, будет уплачиваться утилизационный сбор. Точный его размер пока неизвестен. Рассчитываться он будет, как и транспортный налог: умножением базовой ставки на коэффициент, зависящий от мощности двигателя. Размеры коэффициента утилизационной трудоемкости будут колебаться в пределах 1,34-35,01. Согласно данным Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка утилизационного сбора составит 20 000 рублей за легковой автомобиль и 150 000 рублей за коммерческий или грузовой автомобиль. Таким образом, сбор за легковую машину до трех лет для автокомпаний и индивидуальных предпринимателей составит 26 800 (автомобили с двигателем до 2 литров) до 110 000 рублей (автомобили с двигателями более 3,5 литров). За подержанный автомобиль старше трех лет придется заплатить от 165 200 до 700 200 рублей. Физические лица, который ввозят автомобиль только для личного пользования, заплатят 3000 рублей за новую машину и 5000 рублей за подержанную. Утилизационный сбор за новый грузовой автомобиль для всех составит от 135 000 до 555 000 рублей, за подержанный – от 172 500 до 1 884 000 рублей. За новый автобус придется заплатить от 177 000 до 637 000 рублей. Машинам, возраст которых больше трех лет, назначено от 418 500 до 1 246 500 рублей сбора.
Подведем итог: в таких условиях выгоднее всего будет ввозить автомобиль возрастом от трех до пяти лет и объемом двигателя не более 2300 кубических сантиметров. Даже с учетом введения утилизационного сбора автолюбитель при ввозе бюджетной иномарки с пробегом заплатит вдвое меньше, чем сегодня.
Самый неприятный момент заключается в том, что пошлины будут снижать в течение нескольких лет, а утилизационный сбор, если законопроект будет принят, повысится уже в августе. Таким образом, нас ждет минимум 5 лет высоких цен на ввоз иномарок. С повышением стоимости ввоза автоматически произойдет и повышение стоимости уже ввезенных машин.
Именно появлением утилиционного сбора автопроизводители будут объяснять повышение цен. Так, по предварительным данным, с 1 сентября подорожают автомобили марки Toyota – рост цен составит от 0,2 до 10% в зависимости от модели.
Вслед за Toyota цены на модели могут увеличить и другие производители. Уже к концу года цена автомобилей может вырасти на 5-7%.

Строительный рынок
Вступление России в ВТО не грозит большими потрясениями строительному комплексу: все строители, и российские и иностранные, по закону должны работать в одинаковых условиях, вступать в саморегулируемые организации, получать допуски на виды работ. До сих пор рынок девелопмента и генподряда остается одним из самых закрытых и непрозрачных для инвесторов, что, например, видно в секторе жилищного строительства, где практически отсутствуют иностранные инвестиции. Вступление в ВТО будет повышать прозрачность этого рынка.
Кроме того, многие эксперты прогнозируют усиление влияния зарубежных поставщиков на рынке стройматериалов. Одновременно возросшая конкуренция подтолкнет российских строителей к применению новых материалов и технологий и снижению энергоемкости всех процессов, для того чтобы успешно конкурировать с иностранными коллегами.
Ожидается также, что вступление в ВТО окажет косвенное влияние на благосостояние наших граждан, на их покупательную способность, что, в свою очередь, положительно повлияет на рынок недвижимости.

Готова ли Ярославская область к вступлению в ВТО?
Ярославская область имеет достаточно высокую степень зависимости от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, любые изменения таможенных пошлин, степени открытости экономики способны существенно повлиять на ее социально-экономические показатели.
С другой стороны, Ярославская область имеет ряд конкурентных преимуществ, важных в условиях вступления России в ВТО: по оценке комплексного развития регион опережает более половины субъектов Российской Федерации; высокая развитость внутренних путей сообщения и дорожной сети по сравнению с большинством соседствующих областей; относительная близость к Москве; Ярославская область, согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов, не раз входила в десятку лучших регионов, что ставит область в выгодное положение в межрегиональной борьбе за новые инвестиции в страну; область характеризуется наличием накопленного промышленного, научно-образовательного, инфраструктурного и инновационного потенциала.
Однако оценить готовность области к вступлению страны в ВТО однозначно положительно или отрицательно проблематично, так как на различные экономические субъекты будет оказано разное влияние.

Так, домашние хозяйства как потребители могут оказаться в выигрыше в результате снижения импортных пошлин. Но ожидаемое сокращение доходов в результате ухудшения положения неконкурентоспособных производств может превысить этот эффект.
Необходимо добавить, что износ основных фондов многих предприятий области уменьшает их конкурентоспособность и требует крупномасштабных инвестиций на модернизацию.
Экспортирующие предприятия могут получить определенные выгоды за счет либерализации внешнеторговой деятельности и отмены импортных барьеров в ряде стран. Наибольшие доли в экспорте приходятся на машиностроительную продукцию и продукцию нефтехимического комплекса.

Импортирующие предприятия так-же могут оказаться в выигрыше за счет уменьшения таможенной стоимости ввозимого сырья. В область ввозится табачное сырье, органические химические соединения, полимеры и пластмассы, бумага и картон, хлопковое волокно, черные металлы, алюминий, сырье для пищевой промышленности.

текст: Анна Васильева |  иллюстрации: Евгений Снежко