Ростовская митрополия • elitniy.ru

Ростовская митрополия

Огромную митрополию представляла собой Ростовская земля больше 800 лет – с момента крещения Ростова Великого и до переноса архиерейской кафедры в Ярославль при Екатерине II в конце 1780-х годов. Былой статус утрачен. Но и сегодня здесь можно увидеть уникальные церкви и монастыри, включая кафедральный Успенский собор, храмовые росписи и иконы, а также особо почитаемые религиозные святыни.

География: исторический центр г. Ростова Ярославской области
Хронология: X – XVIII вв.
Современный статус: соборы и церкви на территории нынешнего Ростовского района входят в состав Ярославской епархии
Состояние: сохранились храмы XVI – XVIII вв. (большинство из них в настоящее время реставрируются), а также средневековые росписи, иконы, колокола
Особо чтимый праздник: День всех святых Ростово-Ярославских – 5 июня

Резиденция архиереев
Ростовская епархия появилась в числе первых епископских кафедр на Руси. Она была учреждена в начале 990-х годов в Ростове Великом в составе Киевской митрополии Константинопольской православной церкви. Отсчет ведется от 991 года: считается, что именно в этом году был крещен Ростов Великий. Конечно, летописные даты условны, но других у нас нет.
Изначально в управлении Ростовской епархии находились земли, которые в XIX веке вошли в Московскую, Ярославскую, Костромскую, Вологодскую и Архангельскую губернии. Многие города – Устюг Великий, Кириллов с Кирилло-Белозерским монастырем, Ферапонтово с известнейшим монастырем, где сохранились фрески Дионисия, и другие – подчинялись Ростовским владыкам.
При учреждении патриаршества на Руси в 1589 году Ростовская епархия в числе нескольких других была возвышена до митрополии. XVI – XVII века стали временем расцвета ростовской культуры, что выразилось в строительстве великолепных каменных храмов, в развитии иконописи и фресковой живописи, колокололитейного производства. Символом этой эпохи является архитектурный ансамбль Ростовского кремля. Это – бывший Ростовский архиерейский дом (митрополичий двор), который построен по указанию митрополита Ростовского и Ярославского Ионы III (Сысоевича) в 1670-1680-х годах.

В конце 1780-х годов в результате административной реформы Екатерины II границы епархий были унифицированы с границами губерний. А архиерейскую кафедру перенесли из Ростова Великого в Ярославль.

Ряд зданий на территории бывшей огромной резиденции архиереев со временем стал приходить в упадок. В частности, Ростовский митрополичий двор, утративший свою функцию, постепенно обветшал. Здания были заняты различными ведомствами под склады. Архитектурный ансамбль едва не пошел на слом. Но вмешалось ростовское купечество. По инициативе купцов и на их средства в 1860-1880-е годы архитектурный комплекс был отреставрирован. А позже, по предложению того же местного купечества, поддержанному властями и научным сообществом, осенью 1883 года в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей – предшественник современного Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

…С древней Ростовской землей связана память многих святых. Здесь родился Сергий Радонежский. Основали пустыни или монастыри знаменитые личности, среди них, например, Нил Сорский. На территории Успенского кафедрального собора погребено большое количество тех, кто причислен к лику святых, таких, как святитель Леонтий Ростовский или князь-мученик Василько Ростовский, участвовавший в битве с татарами на реке Сить в 1238 году. А в Спасо-Яковлевском монастыре – самой известной мужской обители Ярославской митрополии – находятся мощи митрополита Димитрия Ростовского и других святых. Яковлевский монастырь хранит и наибольшее количество известных святынь из всех храмов Ростова, среди них особо почитаемые иконы – Ватопедская икона Божией Матери «Отрада, или Утешение», Шестоковская икона Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Умиление – Ростовская». Ежегодно в память о подвижниках, чьи имена связаны с Ростовским и Ярославским краем (сегодня их более 180), отмечается Собор Ростово-Ярославских святых. Он приходится на 5 июня – день памяти святителя Леонтия Ростовского, епископа, крестившего многих жителей Ростова, одного из первых, кто был канонизирован на Руси. По многолетней традиции празднование начинается со служения литургии в Успенском кафедральном соборе. После чего совершается крестный ход от Успенского собора до Спасо-Яковлевского монастыря.

Кафедральный собор
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, или, как его чаще называют, Успенский собор в Ростове Великом – один из первых христианских храмов на Руси. Вместе с Ростовским кремлём он образует единый архитектурный ансамбль центральной части Ростова Великого. До конца XVIII века он был кафедральным собором всей Ростовской митрополии. Сегодня носит статус кафедрального храма Ярославской и Ростовской епархии, то есть это второй по значимости храм нашей области после Успенского собора в Ярославле.
В Ростове Успенский собор основан в 991 году епископом Феодором. Сложенный из мощных дубовых бревен, одноглавый собор производил огромное впечатление на современников. Но в 1160 году дубовый храм сгорел.

Через год по повелению Ростово-Суздальского князя Андрея Боголюбского началось возведение здания из тесаного белого камня (пористый известняк). Технология была в новинку для Ростова, поэтому князь собрал для строительства искусных мастеров из Владимира, разных областей Киевской Руси, европейских стран, с Кавказа. При копании рвов для фундамента новой церкви были обретены мощи святых епископов Леонтия и Исаии, что расценивалось как проявление особой Божьей милости к Ростову.
В 1204 году здание собора рухнуло… Это единственный случай столь быстрого разрушения во владимирско-суздальском зодчестве. Причины падения Успенской церкви называют разные: «неискусство немчины Куфера», расширение площади постройки во время строительства, наличие низины естественного происхождения с северной стены храма. Кроме того, при строительстве зданий в Ростове всегда была и сегодня сохраняется серьезная проблема – близость грунтовых вод.

При строительстве очередного здания собора, которое началось в 1213 году Ростовским князем Константином Всеволодовичем, поверхность земли приподняли, и храм оказался на возвышенности. Новую белокаменную церковь Успения Пресвятой Богородицы освятили в 1231 году. В невероятном пожаре 1408 года собор сильно пострадал: огонь растопил свинец на крыше, кровля упала внутрь храма, в нем сгорели иконы и церковные сосуды. Но церковь вновь восстановили.
Ныне существующее здание собора возведено между 1508 и 1515 годами при архиепископе Вассиане II.
Успенский собор в течение многих веков был центром духовной и культурной жизни Ростова. При нем создавались летописные своды, в иконописных мастерских не только писали традиционные иконы, но и формировали новые иконографии. В XIII веке служба в кафедральном Успенском соборе сопровождалась пением как на церковнославянском, так и на греческом языках.
При митрополите Ионе Сысоевиче для росписей стен и сводов собора были приглашены лучшие иконописцы Костромы и Ярославля. При соборной церкви была выстроена каменная звонница палатного типа со множеством колоколов. Преемник Ионы митрополит Иоасаф Лазаревич для лучшего освещения собора растесал 9 окон, украсил собор новым иконостасом в стиле барокко, а вокруг Соборной площади построил каменную ограду и Святые ворота.
С переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль многое из соборной ризницы было увезено в Спасо-Преображенский монастырь – новую резиденцию Ярославских и Ростовских владык. Но Успенский собор остался кафедральным, его благоустройством занимались настоятели собора и старосты. Настенная живопись несколько раз подновлялась местными мастерами.
После октября 1917 года Успенский собор передали в пользование общине, а впоследствии закрыли. Но не разрушили! Использовали здание храма под всевозможные склады.

24 августа 1953 года над Ростовом пронесся смерч невероятной разрушительной силы. Его скорость достигала 82 километров в час, высота столба доходила до 300 метров. Зародившись в 5 километрах от Ростова, наивысшей силы смерч достиг над Успенским собором и Ростовским кремлем. За считанные секунды были сорваны купола храмов и отброшены в озеро Неро. Пройдя через кремль, смерч поднял высокий столб воды в озере Неро и после этого потерял свою силу. От архитектурного комплекса остались только стены…
Потребовалась масштабная реставрация. Работы под руководством Владимира Баниге велись до начала 1960-х годов. На Успенском соборе были установлены новые купола, покрытые луженым железом, на куполах – золоченые кресты; раскрыто древнее позакомарное покрытие кровли; окнам собора были приданы первоначальные размеры; снесены северная и западная паперти поздней постройки.
В 1990 году Успенский собор был возвращен Церкви. С 1997 года в нем возобновлены регулярные богослужения в теплое время года.
Сейчас в соборе идут внутренние реставрационные работы, поэтому многие иконы в иконостасе отсутствуют. В церкви сохранились фрески XVII века. Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730 – 1740-х годах. И вот уже более 300 лет, со времен отливки при митрополите Ионе Сысоевиче, здесь сохраняются тысячепудовые колокола – подобных в России нет нигде. Ростовские звоны по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на Церковь они звучали на грампластинках и во многих кинофильмах. Звоны были возобновлены в формате концертов колокольной музыки в 1987 году, а с 1991-го стали сопровождать церковные службы.

Один из старейших монастырей
Спасо-Яковлевский мужской монастырь, расположенный на берегу озера Неро, был основан около 1390 года епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 годы. Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), он избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По преданию, святитель переплыл озеро на собственной мантии. А затем своими руками он срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви сложилась община единомышленников епископа. Новый монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма), или Яковлевским (по имени основателя).

На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. Согласно летописям обитель дважды подвергалась разорению – в 1408 году при нашествии на Ростов татарского войска и в 1608-м во время польско-литовской интервенции. Монастырь в то время не отличался ни славой, ни богатством. Главным источником средств к существованию служили небольшие земельные владения и пожертвования, в том числе от русских государей.
Новый этап истории Яковлевского монастыря начался после его присоединения к Ростовскому архиерейскому дому в середине XVII века. Вместо деревянной Зачатьевской церкви появился каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней (собор переименовали из Зачатьевского в Троицкий по настоянию митрополита Ионы Сысоевича, но в середине XVIII века храму вернули прежнее название). Церковь была расписана ярославскими мастерами. До сих пор внутри нее сохраняются древние фрески 1689 года, среди которых особо почитаемое изображение родителей Богородицы – святых Иоакима и Анны, покровителей семьи, которым молятся о даровании детей и помощи в их воспитании.

В начале XVIII века монастырь находился под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Только приехав в Ростов, Димитрий сразу же отслужил молебен в Троицком соборе Яковлевского монастыря. Более того, вопреки церковной традиции, согласно которой местом захоронения владыки должен служить кафедральный храм, митрополит Димитрий в своем завещании определил местом своего упокоения именно Яковлевский монастырь. Его воля была исполнена.
В 1752 году при ремонте церковного пола были обретены мощи Димитрия. Ни мощи, ни одежда не были тронуты тлением (о чем сохранился акт обретения мощей). В 1757 году Димитрий Ростовский был причислен к лику святых. Число паломников в монастырь после этого значительно увеличилось. Для богомольцев специально построили гостиный двор. В последней четверти XVIII – начале XIX веков весь монастырский ансамбль, за исключением Зачатьевского собора, был заново отстроен в камне. При этом территория монастыря существенно расширилась и получила новую регулярную планировку. Деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой. На углах ограды и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами – высокая трехъярусная колокольня. На ней находилось 14 колоколов, самый тяжелый из которых весил 309 пудов 30 фунтов (5073 кг), а в верхнем ярусе были установлены колокольные часы. К 1917 году на колокольне находилось уже 22 колокола, самый большой из которых весил 774 пуда 30 фунтов (12690 кг).

В середине XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцвело искусство финифтяной иконы. По приглашению митрополита Арсения (Мацеевича) в Ростов приехали иконописцы для подновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифти.
В 1795 – 1801 годы на территории монастыря на средства графа Николая Петровича Шереметева был возведен Димитриевский собор – богатый храм в стиле классицизма. Авторство проекта приписывалось московскому архитектору Назарову и крепостным зодчим Шереметева – Душкину и Миронову. Сегодня специалисты полагают, что храм целиком и полностью проектировали два крепостных архитектора.

Шереметев рассчитывал, что в новый храм будут перенесены мощи святого Димитрия Ростовского. Однако разрешение на это от Святейшего Синода было дано только в 1909 году. Граф Шереметев был крупнейшим благотворителем за всю историю обители – помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. И поэтому сегодня Димитриевский собор нередко называют Шереметевским.

В 1836 году Святейший Синод утвердил новое официальное наименование обители – Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.
После октября 1917 года службы в монастыре еще продолжались, но территория и все имущество обители были национализированы. Многое было просто разграблено, какие-то книги, рукописи, иконы поступили в Ростовский музей, а все, имевшее материальную ценность – оклады икон и книг, изделия из серебра, драгоценные камни, – было изъято в соответствии с декретом ВЦИК. По сохранившимся сведениям в 1922 году монастырь потерял 888 килограммов серебра и 2 килограмма золота.

В 1929 году монастырь окончательно закрыли. В его зданиях размещались концлагерь, затем детский дом, военные склады, жилые квартиры. Но архитектурный ансамбль обители практически полностью уцелел. В 1991 году монастырь был возвращен Русской православной церкви и вновь стал действующим. Из Ростовского музея обители вернули мощи святителя Димитрия, мощи основателя ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря – преподобного Авраамия, а также ряд икон. На монастырскую колокольню были подняты 8 новых колоколов воронежского литья, переданных обители Ростовским музеем, и 9 старинных колоколов, собранных из закрытых храмов Ярославской области.

Текст: Лора Непочатова
Фото: Олег Токмаков, Павел Рубцов и из архива Успенского собора