Ручная работа • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Ручная работа

«Мне всегда хотелось написать красивый текст от руки. Каллиграфия просто завораживала меня… О том, что этот интерес перерастет в профессию, даже не думала. А сегодня я не представляю себе жизни без каллиграфии!» – так говорит Арина Лаури о своем увлечении.

Несмотря на то, что специального (художественного или дизайнерского) образования у Арины нет, она сумела получить признание как создатель авторских вещей ручной работы. Сначала это были вязаные крючком шали, туники, шарфы, шапки, пальто. Позже появились декоративные мягкие игрушки – вязаные и текстильные.

Но до этого Арине довелось поработать и диспетчером на заводе, и продавцом в магазине, и охранником, и помощником руководителя в частной фирме, и бухгалтером в оптовой компании… Вообще, у нее несколько специальностей. После школы Арина окончила торговое училище (сегодня это коммерческий лицей). Позже получила образование бухгалтера. Несколько лет училась в вузе – сначала осваивала маркетинг, затем изучала охрану водных ресурсов, но до диплома дело не дошло.

Ни образование, ни работа, которой приходилось заниматься, как будто не предполагали творческой составляющей. Откуда же такая страсть ко всем этим вязаным вещам и мишкам-игрушкам?
– Интерес к вязанию – от бабушки, которая потрясающе шила, вязала и вышивала. Моя тетя тоже очень красиво вышивала гладью, передавая с помощью стежков объем и даже движение, – говорит Арина. – Что касается игрушек… Игрушки – моя любовь, сокровенная частица детства. Однажды на выставке увидела мишку в стиле тильда. Я просто влюбилась в него! Только о нем и говорила, мечтала купить. А моя подруга сказала: «Да ты сама такого можешь сшить! Возьми и сделай!» И я нашла выкройку в Интернете и сшила. Столько слез было пролито при этом! Я не понимала, как сделать потайные швы, как пришить красиво и прочно лапы… Лишь спустя какое-то время всему этому научилась.

Своего первого медвежонка Арина всегда носит в сумке – прикрепленный словно брелок, он выполняет роль хранителя флешки. И хотя к этой работе у автора много претензий (и то не так сделано, и это не этак), все равно чувствуется особая привязанность к мишке, и, очевидно, он хранитель не только флешки, но и творческого вдохновения.

Сегодня не отличить, где у игрушки, сделанной Ариной, швы выполнены вручную, а где – машинные. Многому она научилась на собственных ошибках, что-то подсмотрела в Интернете…
На создание одного миниатюрного медведя уходит не меньше трех дней. Иногда больше – все зависит от заказчика. Образ будущей игрушки – цвет, рисунок ткани, ленточка для бантика – зависит не только от непосредственных пожеланий заказчика, но и от рода его занятий, увлечений. Тут все важно, даже имя человека! У кого-то оно «круглое», у другого – «квадратное» (по крайней мере, так воспринимает имена Арина – авт.). При всем том шьются медведи по одной и той же выкройке, меняется лишь размер:
– Когда меня спрашивают, почему я не хочу изменить выкройку, я всегда отвечаю, что мы, люди, тоже все одинаковые: у всех две руки, две ноги, голова на одном и том же месте. Мы все «скроены по одной выкройке». Но это не мешает проявлять нам индивидуальность. Так же и в своих работах – я передаю индивидуальность через цвет, фактуру ткани и ее рисунок. И таким образом отражаю образ и характер будущего хозяина игрушки.

Ткань всегда подбирается вместе с заказчиком. Иногда этот процесс бывает абсолютно непредсказуем. Однажды поступил заказ от мужчины, который к рождению третьего ребенка решил сделать сюрприз своей жене и сшить целую семью мишек. Пара еще не знала, кто у них будет – мальчик или девочка. Но комплект должен был быть готов заранее. Над цветовым решением пришлось долго думать. Ведь традиционно к мужским цветам принято относить синий, зеленый, коричневый, к женским – розовый, сиреневый, бежевый. А когда не ясно, кто же станет владельцем медвежонка, что делать?.. И тогда Арина подобрала для всех членов семьи серию винтажных тканей, объединенных общим стилем рисунка и окрасом с переходом от светлого к темному, а для будущего ребенка был выбран белый цвет как символ чистоты.
Была история, когда Арина сшила игрушку для самой себя! Сказала как-то невзначай: «Я была бы счастлива, если б мне подарили моего мишку» – и один из друзей заказал сшить медвежонка, которого он ей же и подарит… Выполняя этот экстравагантный заказ, Арина выбрала ткань насыщенного красного, почти что огненного цвета с графичным золотым рисунком. Такая она, Арина Лаури…

Почти одновременно с созданием мишек Арина увлеклась каллиграфией – искусством красивого письма. Почему появилось желание красиво писать, она и сегодня ответить не может. Говорит, непреодолимая душевная потребность. И добавляет, что никогда ее почерк нельзя было назвать красивым.
Купила перья, пробовала писать. Какой-то конкретной цели – написать поздравление, например, – не ставила. Почти сразу поняла, что самой научиться каллиграфическому письму практически невозможно. Даже видео работ мастеров не всегда помогает понять, как самому написать так же. Поэтому огромной удачей Арина считает тот факт, что нашла педагога. Им стал Юрий Иванович Аруцев, руководитель и преподаватель собственной авторской школы, а также Института дополнительного образования.
– Нас учили каллиграфии и русской вязи с правом преподавания. Так я стала еще и педагогом. Хотя о том, чтобы учить кого-то красивому письму, сначала даже не думала. И, честно говоря, довольно скептически относилась к утверждению Юрия Ивановича, что мы получаем хорошую дополнительную специальность.

Сегодня скепсис позади. Арина проводит регулярно мастер-классы и занятия по каллиграфии и чистописанию – для взрослых и детей.
– Моим ученикам кажется, что я их учу. На самом деле я многому учусь сама, – утверждает Арина. – Когда что-то в моих объяснениях непонятно, я дома долго анализирую, разбираю буквы, думаю, как лучше объяснить в следующий раз. Еще мне хочется, чтобы участники моих мастер-классов не только работали, но и получали удовольствие, чтобы время, проведенное на занятиях, казалось им самым интересным временем в жизни! Ведь когда по-настоящему погружаешься в мир каллиграфии, понимаешь, что этот мир бесконечен и очень глубок.
На первом занятии все получают своеобразные прописи, похожие на те, что выдают в первом классе. Только вместо букв – элементы. Сначала их учатся обводить пером, затем – писать самостоятельно.
– Я разобрала буквы не только на элементы, но и на дыхание и ритм, – рассказывает Арина. – На моих занятиях ученики учатся по-новому дышать. На вдохе линия идет на подъем и делается тоньше, на выдохе – спускается вниз и становится толще. Между написанием элементов делаются остановки в определенном ритме. Все должно быть гармонично – тогда гармоничным получится то, что пишешь. И, кстати, я давно почувствовала: чем больше работаешь с каким-то текстом, тем больше получаешь энергии в ответ.

По сути, настоящий каллиграф должен обладать чувством ритма и гармонии сродни музыканту и одновременно выстраивать строгие конструкции из отдельных элементов, как архитектор. Прежде чем написать любой текст, его нужно скомпоновать: расставить все элементы по местам, рассчитать пространство между буквами, разобраться
с выносными элементами, отцентровать надпись. Даже если это одно или два слова – создается несколько черновиков. Только потом текст переносится на чистовик…
– И в этот момент ты уже не думаешь о смысле фразы, все происходит как будто само собой. Собираешь из отдельных элементов буквы, а из букв – текст и погружаешься в медитативное состояние. Стоит отвлечься на секунду – как упускаешь какой-то элемент. Поэтому главная проблема каллиграфов – пропуск букв и даже целых слогов. Иногда, чтобы не переписывать все заново, я иду на разные хитрости. Например, однажды сознательно забрызгала часть слова, в котором пропустила букву. Со стороны это смотрелось как задуманный художественный прием, – делится своими секретами Арина.
Большинство надписей она выполняет тушью. Привычная палитра из черного, синего, красного цвета давно дополнилась желтой, зеленой и другими красками, поэтому возможностей для реализации проектов у каллиграфов стало больше. Иногда Арина пишет акрилом, акварелью или ореховой тушью.
Разная техника – разные перья. Для каждой туши и каждого типа бумаги выбирается свое перо. Перья, выпущенные еще в советские годы, Арина называет винтажными. Они давно исчезли из производства – вместе с закрытием профильных предприятий. Их теперь можно найти только на сайтах частных объявлений, так что каллиграфы ведут настоящую охоту за ними!

Через несколько месяцев после начала обучения каллиграфии Арина получила свой первый заказ как профессиональный мастер – создать графический логотип и оформить слоган для одной из компаний. А после стали поступать и другие заказы. Сделать каллиграфически подписанные личные имена, создать приглашения на свадьбу или поздравительный текст необычной формы – так, например, появилась открытка, где в цифру 58 были вписаны поздравления и пожелания для именинника.
В прошлом году Арина сотрудничала с Волковским театром – работала над программкой и афишей спектакля «Лес». Прочитала пьесу. Посмотрела рукописи Островского, чтобы увидеть, каким был его почерк. Но стилизовать текст «под Островского» не стала – написала в классическом стиле. А почерк писателя, говорит, просто служил для вдохновения.

Уже год Арина выводит русской вязью молитву Николаю Чудотворцу. Старинное декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент, современному человеку прочитать сложно. Правда, дети легко разбираются в этом замысловатом узоре, утверждает мастер…
– Почему же мне так хочется создавать красивые тексты?.. Это все равно что ответить: «Почему светит солнце? Зачем растут цветы? В чем смысл жизни?» Когда солнце светит, мы всегда радуемся. То, чем я занимаюсь, и есть для меня то самое солнце, которое освещает путь и приносит радость…

Текст: Лора Непочатова | Фото: Евгения Бубякина