Самый красивый бизнес • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Самый красивый бизнес

Вся его жизнь – цветы. Владелец сети «Камелия» Сейран Бурнусузян руководит красивым  бизнесом, а в свободное время выращивает редкие виды на своем участке. Нам он рассказал, каково это: жить в мире цветов и по законам цветов.

Сейран Рафикович Бурнусузян
Родился в 1963 году в Грузии. После окончания школы отслужил в армии. В 1985 году поступил на подготовительные курсы Ярославской сельскохозяйственной академии и в 1991 году успешно ее закончил. Предприниматель, владелец сети цветочных магазинов «Камелия».

После окончания академии вы сразу решили заняться бизнесом? 
Во время учебы я серьезно увлекся научной деятельностью, входил в ученый совет факультета, начал писать диссертацию. Но развалился Советский Союз, и ученые оказались никому не нужны. Нужно было обеспечивать семью, как-то находить себя в новых условиях, и я решил пойти другим путем – открыть свое дело.

Сложно было решиться? 
Предполагалось, что я буду спокойно работать в колхозе, но мне объяснили, что нет ни жилья, ни работы, и делать там нечего. Я начал с мелкой торговли, интересовался разными направлениями, среди которых было и цветочное. На перекрестке Ленинградского проспекта и улицы Урицкого раньше был цветочный рынок. Нам выделили эту площадку под строительство торгово-развлекательного комплекса. Приняли решение, что откроем там цветочный магазин. Я был уверен, что начинаю заниматься красивым бизнесом, который приносит только радость.

Сегодня «Камелия» – это самая известная цветочная сеть в городе. Думаю, если спросить любого прохожего, он либо назовет «Камелию», либо не назовет ничего. Когда у вас родилось понимание, что нужно уходить от привычных для ярославцев небольших цветочных ларьков?
У меня такой характер: если что-то делаю, то обязательно должен быть первым. Когда взялся за цветочный бизнес, сразу решил, что надо работать на другом уровне. Цветы в то время продавали на улице или в ларьках, а я открыл первый салон. Для начала съездил в Голландию и посмотрел, как строят бизнес там. Понял, что нужно создавать узнаваемую сеть и оборудовать торговлю так, чтобы цветы можно было купить красиво.

Что значит «красиво»? 
Все в своей жизни сталкивались: купишь букет, донесешь до дома, подаришь, а на следующий день цветы опускают головы. Путь для них один – на помойку. Чтобы цветы стояли долго, нужно их правильно хранить и продавать. Когда система выстроена, цветы находят своих покупателей – это красиво.

Когда открылась первая «Камелия»? 
В 2000-м году на перекрестке Ленинградского проспекта и улицы Урицкого. 12 лет назад мы были первыми, кто начал продавать цветы в городе, отойдя от базарного принципа. Сейчас в нашей сети 10 салонов. Как только магазин открылся, ярославцы быстро привыкли к тому, что цветы продаются в светлом и теплом помещении, а продавцы доброжелательные и квалифицированные. Ломать стереотипы не пришлось: мы подняли планку на совершенно другой уровень, и покупателям это понравилось.

Наверняка с каждым из 10 магазинов связана своя история успеха, а может быть, неудачи? 
Сложнее всего было с магазином на проспекте Толбухина. И место хорошее, и проходимость. Но дело не пошло, как ни старались: этот магазин был третьим по счету, но первым с конца по рентабельности. Пришлось закрыть, а взамен запустить успешный салон на «Гиганте».

Магазин на «Гиганте» у вас наверняка самый любимый? 
Вы правы, это мой любимый магазин. Очень красивое оформление, удачное место и хорошие флористы. Более того, еще с советских лет на «Гиганте» располагался один из трех городских цветочных рынков. Другие 2 – под Знаменской башней и на улице Урицкого. Под башней цветы больше не продают, но на Урицкого и на «Гиганте» «Камелия» представлена.

Расскажите о той цепочке, по которой цветы добираются до конечного потребителя. 
Цветы мы заказываем на аукционе в Голландии, спецтранспортом их привозят в Россию и передают нам. В каждом магазине сети «Камелия» работает оборудование, которое поддерживает сочетание влажности и заданной температуры. Любое нарушение – и цветок погибает. На выставке цветы хранятся в специальных витринах, где также поддерживается режим. В магазине жизненный путь цветка только начинается.

А сколько живут цветы? 
Хороший цветок может простоять дома до одного месяца. С момента среза до появления у нас в магазине проходит неделя. И в течение 3-4 дней мы его продаем. В среднем 10 дней до момента, пока цветок окажется дома у покупателя. У недобросовестных продавцов, которые приобретают второсортный товар, этот срок увеличивается в 2 раза.

Цены в «Камелии» выше? 
Здесь все просто: мы большая сеть, поэтому накладные расходы меньше. И цветы покупаем непосредственно в Голландии без посредников. Поэтому цены у нас ниже, чем у большинства конкурентов.

Как красивый и хрупкий бизнес пережил кризис? 
Было довольно трудно, ведь цветы – это скорее роскошь, а не товар первой необходимости. На свадьбы и дни рождения их будут покупать всегда, но в тяжелое время – по минимуму. Я всегда понимал, что в экономике, в бизнесе возможны как взлеты, так и падения. Поэтому все помещения, где расположены магазины «Камелия», находятся в нашей собственности. Когда стало ясно, что кризис неизбежен, я собрал всех своих сотрудников и объяснил, что мы сохраняем коллектив, никого не увольняем и не снижаем заработной платы. Разумнее было временно отказаться от прибыли, но сохранить налаженный бизнес. Мы остались на плаву, а значит, выбрали правильное решение. Сотрудники меня поддержали: и тогда, и сейчас у нас проблем с кадрами не было. Стараемся держать высокий уровень заработной платы, официально трудоустраиваем всех. Понимаете, бизнес для меня – это не только прибыль. Мне важно видеть, как слаженно работает вся сеть, понимать, что работники довольны.

Как дела с кадрами в цветочном бизнесе? 
Основной персонал – это флористы и управляющие магазинами. А также бухгалтерия, технические и транспортные работники. Флористов мы отправляем в Москву, на учебу в школу «Николь» – сами растим себе кадры. В коллективе сложилась такая атмосфера, что нехорошие люди здесь надолго не задерживаются – естественный отбор.

Как понять, хороший флорист или не очень? 
Все просто: если покупатель зашел к нам, остался доволен и вернулся снова, значит, с ним работал хороший флорист. Но если человек пришел с праздничным настроением, а ушел расстроенный, тогда флорист где-то допустил ошибку. Конечно, у всех разные вкусы, и кому-то достаточно трех роз в пакете, а другой выберет ежика или медведя, собранного из цветов. И флорист хорош тем, что понимает желание каждого покупателя.

Вы жесткий руководитель? 
Я очень простой и доступный для общения человек. Мне все равно, дворник передо мной или директор. Но в ответ требую от людей порядка и честности. Сложно понять и выслушать каждого, но этому я учился с молодых лет, когда был председателем студенческого совета. Живу по принципу: из каждого человека нужно извлекать то хорошее, что в нем есть, а плохое не трогать.
Говорят, 8 Марта придумали продавцы цветов. Интересно услышать ваше мнение.

Этот день одновременно самый плохой и самый хороший в году. Неделю перед праздником приходится напрягать все свои силы и знания, чтобы не допустить ошибок. Например, цена у поставщиков возрастает ровно в 2 раза. Цветы могут задержаться на таможне, испортиться в дороге, да что угодно! Накануне 8 Марта поставщики начинают копить цветы, и неизвестно, какой попадется тебе: срезанный сразу перед отправкой или за 2 недели до этого. Но нам уже 10 лет сопутствует удача.

А какой день самый «нецветочный»? 
Следующий после 8 Марта и пост накануне Пасхи. В это время люди стараются меньше тратить, ограничивают себя.
Давайте поговорим о нестандартных цветах. Например, васильки практически невозможно купить в магазине, только у бабушек на цветочных рынках.
Начиная с нового года, у нас появляются весенние тюльпаны и редкие цветы, которые практически нигде в Ярославле не купишь. Как раз сейчас ведем переговоры с московскими партнерами о расширении ассортимента экзотики. Параллельно налаживаем контакт с хозяевами цветочных плантаций в Эквадоре.

Многие ли прогорают в цветочном бизнесе? 
Ошибиться очень легко. Недавний пример: наш успешный флорист решила, что сможет самостоятельно вести бизнес. Она ушла из «Камелии», позвала с собой нескольких специалистов, взяла кредит на создание бизнеса. Прогорала уже 2 раза. Почему? C цветами очень сложно иметь дело! Магазин начинает себя окупать минимум через полгода. До этого момента мы вкладываем в него деньги. Непроданные цветы утилизируем, а это убытки каждый день. Получить прибыль здесь и сейчас не получится.

Какой заказ был самым сложным для «Камелии»? 
Три года назад мы смогли победить в конкурсе на поставку цветов для международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность». За право работать на мероприятии соревновались с крупной московской организацией. Работать было сложно, но «Камелия» справилась, нам прислали благодарность из столицы. А в 2012 году мэрия Ярославля признала наше предприятие самым динамично развивающимся.

Сейран Рафикович, знаю, что вы увлечены политикой, поддерживаете партию «Яблоко». 
Получилось так, что мои взгляды совпали с принципами партии. «Яблоко» – это демократы, которые отстаивают права собственности, интересы трудящихся людей. Я ведь занимаюсь политикой не для того, чтобы изменить мир. Всего-навсего хочу отстоять права таких же людей, как я.

Чему вы посвящаете свое время, кроме бизнеса и политики? 
Любимой жене и детям. Очень люблю выращивать цветы на своем участке, это занятие позволяет избавиться от негативных эмоций. Кропотливый труд дает возможность забыть о делах и сосредоточиться на цветах, за которыми ухаживаешь. Другого отношения они не любят: если относишься к цветам равнодушно, они погибают.

Говорят, цветочный бизнес – самый красивый. За 12 лет вы не разуверились в этом? 
Наоборот, год за годом все больше убеждаюсь. И если раньше занимался несколькими направлениями, то сейчас сосредоточил свои силы именно на цветах. Ведь здесь не только прибыль, но и красота, которая порой важнее всех материальных благ.

 текст: Антон Будилин  |  фото: Олег Токмаков