Седьмой как на ладони • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Седьмой как на ладони

Муниципалитет города Ярославля, наша городская Дума, 21 апреля отмечает свой профессиональный праздник – День городского самоуправления. Имея в арсенале богатые традиции более чем 200-летней истории, ярославский муниципалитет тем не менее всегда работает в ногу со временем, а нередко и опережает его.

А самая первая городская Дума в Ярославле была создана по указу императрицы Екатерины Великой в 80-е годы XVIII века. Именно 21 апреля 1785 г. Екатерина II подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». Это был документ поистине эпохального значения: впервые в российской истории город был определен как самостоятельная административная единица со своими особыми правами и обязанностями, интересами и нуждами. Грамотой устанавливались права и привилегии городам, способствовавшие их бурному росту, а также учреждались выборные органы городского самоуправления.

– Участвовать в «градском собрании» мог каждый постоянный городской житель, обладавший доходом не менее 50 рублей. Общая городская Дума в Ярославле начала свою деятельность 1 ноября 1785 г., а 12 ноября состоялись выборы в шестигласную думу. Городским головой был избран купец Андрей Барсов. В 1870 г. в России была проведена реформа городского самоуправления, которая наделила большими правами органы местного самоуправления – городские Думы и управы. И уже в ХХ веке на смену городской Думе сначала пришли Советы, а затем, в 1918 году, Ярославский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Итак, как же устроен, как работает и за что отвечает наследник и преемник славных традиций городского самоуправления – муниципалитет города Ярославля VII созыва?
– Сразу после избрания депутаты выбрали председателя и сформировали постоянные отраслевые комиссии, чья главная функция – предварительное рассмотрение правотворческих инициатив, вносимых в муниципалитет, и контроль исполнения принятых муниципалитетом решений, – рассказал Артур Ефремов. – В муниципалитете VII созыва работает 6 постоянных комиссий. Это постоянная комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике под председательством Сергея Смоленского; постоянная комиссия по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка под председательством Олега Ненилина; постоянная комиссия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства под председательством Вадима Канашкина; постоянная комиссия по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью под председательством Игоря Бортникова; постоянная комиссия по социальной политике под председательством Алексея Таганова и постоянная комиссия по экономике и развитию города под председательством Константина Шлапака. Каждая комиссия готовит отраслевые решения накануне заседаний муниципалитета, на основании которых депутаты выносят то или иное итоговое решение. Например, на основе решения комиссии по социальной политике было принято итоговое решение о выделении санаторию «Ясные зори» дополнительного бюджетного финансирования. К настоящему времени комиссии муниципалитета занимаются актуальными вопросами развития города: транспортной инфраструктурой, благоустройством, развитием туризма и массового спорта в тесном взаимодействии с мэрией Ярославля.

В чем заключается работа постоянных комиссий городской думы Ярославля, «Элитному кварталу» рассказали сами депутаты муниципалитета VII созыва – председатели шести комиссий.
– По сути, главную задачу и суть работы нашей комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике можно сформулировать в двух словах: мы обсуждаем и готовим решения для принятия бюджета. Звучит достаточно просто, но работа довольно сложная – сформировать бездефицитный бюджет города, чтобы доходы не менее чем на 95% покрывали расходы! Поэтому работаем мы постоянно, собираемся планово и внепланово не реже четырех раз в квартал. Связано это еще и с приходом и распределением субсидий из федерального бюджета – каждую копеечку, каждый рубль нужно учесть и потратить максимально разумно и эффективно.

– Комиссия по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка рассматривает основополагающие вопросы деятельности органов местного самоуправления: Устав города, порядок избрания мэра, кандидатуры на указанную должность, порядок осуществления территориального общественного самоуправления, вопросы о символах и наградах, а также награждения горожан за заслуги перед городом. Например, в 2017 году на заседании постоянной комиссии по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка был рассмотрен вопрос об избрании мэра города Ярославля. Что касается участия горожан в принятии любых решений муниципалитета, то оно осуществляется через взаимодействие со своим депутатом, и он доносит до мэрии города и муниципалитета позицию избирателей. Кроме того, в городе существует институт председателей советов многоквартирных домов, из которых формируются комитеты общественного самоуправления (КОСы) и территориальное общественное самоуправление (ТОСы), деятельность которых финансируется за счет городского бюджета, а также за счет средств депутатов муниципалитета. Немаловажным элементом участия горожан в жизни города стали публичные слушания по различным вопросам: по уставу, бюджету, по генеральному плану города, по строительству новых объектов. Последние 2 года в стране запущена программа инициативного бюджетирования – «Комфортная городская среда», суть которой заключается в том, что благоустройство городских территорий осуществляется городскими властями только по инициативе граждан, именно жители определяют, какие территории подлежат благоустройству и чем эти территории должны быть наполнены.

– Постоянная комиссия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, помимо вопросов, обозначенных в названии комиссии, рассматривает утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; вопросы развития рынка недвижимости; установление общеобязательных правил в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства; вопросы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и другие вопросы. Если говорить о том, как ярославцы могут влиять на работу нашего органа власти, то, как показывает практика, лучше всего добиваются результатов жители, в домах которых образованы Советы домов. В данном случае есть консолидированное мнение, и оно учитывается в первую очередь. Пример – комплексное благоустройство дворовых территорий в районах или городских территорий общего пользования: парков, скверов, бульваров.

– Суть работы комиссии по вопросам управления и распоряжения муниципальной собственностью отражена в ее названии. В частности, мы определяем порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и заслушивание отчетов об их деятельности; порядок и условия предоставления социально ориентированным НКО муниципального имущества в аренду. А еще определяем размер платы за пользование городскими рекламными местами и решаем множество других имущественных вопросов.

– Главная цель создания и работы нашей комиссии – способствовать тому, чтобы все социальные объекты города функционировали нормально. Поэтому мы не только собираемся на заседания, но и регулярно выезжаем в школы, детские сады и другие социальные учреждения, общаемся с людьми, чтобы видеть и понимать ситуацию комплексно и объективно. Важным результатом нашей работы стало принятие комплексной социально-экономической программы, где учтены все потребности наших школ, детских садов, а также запланировано строительство еще восьми школ и восьми садиков в Ярославле. Понятно, что пока нам это, что называется, не по карману, но наличие программы и разработка ПСД позволят Ярославлю участвовать в федеральных программах по строительству новых образовательных учреждений.

– В 2017-2018 году мы провели большую работу по утверждению изменений в основные документы, регламентирующие градостроительную деятельность на территории города: Генеральный план и Правила землепользования и застройки, и в решение этих задач большую роль сыграли жители Ярославля. Кроме того, депутатами было поддержана позиция жителей Бутусовского поселка о запрете строительства многоквартирного дома на территории объекта культурного наследия местного значения. Продажа муниципального имущества – один из источников пополнения доходной части городского бюджета, поэтому особое внимание постоянной комиссией уделяется прогнозному плану приватизации муниципального имущества. Комиссией были выработаны ряд рекомендаций в адрес мэрии города, касающихся деятельности по размещению нестационарных торговых объектов, контроля за соблюдением собственниками НТО договорных обязательств по размещению и приведению их в соответствие с утвержденными требованиями визуализации.
Таков наш муниципалитет, что называется, «в разрезе». И пусть постоянная законотворческая работа избранных депутатов порой «на первый взгляд, как будто не видна», но при более детальном рассмотрении она явно направлена на самое главное – улучшение жизни всех ярославцев в современном, удобном городе, где хочется жить и работать, учиться, отдыхать, создавать семьи, рожать и воспитывать детей.

– Местное городское самоуправление обеспечивает первоначальное звено законодательной власти, в котором участвуют все жители нашего Ярославля, – подчеркнул Артур Ефремов. – Ярославцы выбирают депутатов, могут присутствовать на заседаниях постоянных комиссий и высказывать свое мнение, постоянно общаться с депутатами. И самым ярким примером такого взаимодействия, непосредственного участия жителей города в городском законотворчестве стал проект «Решаем вместе», в котором приняли участие более 170 тысяч ярославцев.