Семейный фотограф Олеся Смирнова • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Семейный фотограф Олеся Смирнова

10-web

Каждый миг нашей жизни неповторим. И так быстротечен… Только немногим фотографиям дано сохранять память о том, что важно для нас. Выхватывая в череде дней какие-то мгновения, они создают фотолетопись нашей судьбы. Особенно трепетно мы храним семейные альбомы, оставшиеся от бабушек и дедушек, а если повезет – то и от прабабушек и прадедушек. И собираем собственный семейный альбом…

Семейная фотография – непростой жанр. Выступая в роли режиссера-постановщика, фотограф должен уловить подлинные, настоящие, а совсем не постановочные эмоции и чувства героев. Об этом очень хорошо знает Олеся Смирнова. Олеся – профессиональный семейный фотограф. Входит в Ассоциацию детских и семейных фотографов «ДИСФО». Работает в Ярославле и Москве. О семейной и детской фотосъемке знает, кажется, абсолютно все…

В детстве я очень любила рисовать. Можно сказать, что родилась с карандашом в руках. Очевидно, этот талант передался по наследству: и моя бабушка, и моя прабабушка по маминой линии были художницами. Особенно мне удавались портреты – в карандаше или масляной технике. А сегодня больше всего мне нравится фотографировать людей, создавать их фотопортреты.

Фотографировала я всегда. Себя, друзей и все, что только можно было снимать. Первой моей фотокамерой был еще пленочный «Зенит». Но на тот момент я не думала об этом как о профессии. Сначала хотела стать модельером. А потом выбрала архитектуру и закончила архитектурно-строительный факультет Ярославского технического университета.

a71t5279

Фотография стала профессией года 4 назад. Все началось с фотосессии для жены младшего брата. Зная о моем увлечении, она попросила сфотографировать ее во время беременности. Мне это было очень любопытно! Многим понравились получившиеся снимки. Все, кто их видел, спрашивали: «Почему ты это никому не показываешь? Это же отличные работы!» И я выложила фотографии в Интернете. Не ожидала, что получу множество отзывов и… заказы на фотосъемку. Так я поняла, что могу реализовать себя не только как архитектор. Чтобы расширить горизонт своих возможностей, специально прошла несколько профессиональных мастер-классов в Ярославле и Москве. Обучалась в том числе и у именитых европейских фотографов, приезжавших в Россию – среди них были Рариндра Пракарса из Индонезии, Наталья Игнатова из Канады.

Семейная и детская фотография – тот жанр, который вдохновляет меня бесконечно! Я всегда стремлюсь не только сделать уникальный и красивый снимок, но и уловить те тончайшие проявления чувств, эмоций, отношений, которые присущи именно этой семье. Мне хочется, чтобы фотографии сохраняли память не только о самом событии, которое запечатлено, но и о том настроении, атмосфере и тех переживаниях, которые царили в момент съемки. Чтобы никак не нарушить своим присутствием ауру этой семьи, я стараюсь быть незаметной, словно бы на цыпочках идти рядом с моими героями. Особенно радует, когда ко мне возвращаются снова и снова,

чтобы продолжить свою семейную фотоисторию. Из таких съемок рождаются целые фотокниги – жанр, в котором мне очень нравится работать. Нравится создавать этакую фотолетопись семьи, перемешивая и соединяя по-новому снимки…

a71t4252

Когда ко мне обращаются с просьбой о фотосъемке, я всегда стараюсь понять, что человек ждет от нашего сотворчества. Мне нужно, чтобы родился какой-то образ, пришла идея. Мы вместе обсуждаем концепцию съемки, обговариваем детали, одежду, как будут выглядеть все участники. Важно, чтобы в кадре все было гармонично.

Каждая съемка – это новый образ. Если меня просят сделать «так же, как в прошлый раз», я отвечаю: «У меня не получится. Будет другой свет, другая атмосфера и другое настроение». Мне интересно придумывать новое, а не повторять найденное. Если мне предлагают какую-то идею – я только рада! Творить вместе – огромное удовольствие! Помню, была съемка, когда беременная женщина захотела фотографироваться с венком на голове. У меня сразу возник образ русалки. Я отправилась искать мостик у воды, где высокий камыш вокруг и трава по колено. А саму героиню попросила приехать на съемку в длинном платье из струящейся, полупрозрачной ткани, чтобы в складках одежды обязательно играло солнце…

Жанр, в котором работаю, я не назвала бы в чистом виде постановочной съемкой. Мне важно, чтобы в кадре человек жил, выражал свои эмоции, отношение к близким. Конечно, я выбираю какое-то необычное, красивое место. Но при этом прошу людей, чтобы они общались между собой как обычно, играли с детьми, читали им сказки, собирали букеты, плели венки. Если родители слишком скованны и не могут раскрепостить детей, я сама начинаю играть с ними. Предлагаю запускать в небо шары, прыгать, бегать, лишь бы ребенок не стоял столбиком. «Не думайте о том, что вы в кадре. Не смотрите на меня. Меня нет!» – всегда говорю я. И ухожу на несколько метров от места съемки: объективы, с которыми я работаю, позволяют оставлять воздух между мной и героями. Главное, чтобы люди оставались самими собой – тогда я увижу то, что мне надо увидеть.

img_8781

Когда сама становишься мамой, меняешься и как фотограф… Прожив собственную беременность, рождение своих детей, я смотрю на женщину, которая ждет ребенка, по-другому. Я понимаю, что она чувствует, какие эмоции ее переполняют, что она испытывает, о чем думает, о чем мечтает… Она еще сама, как маленькая девочка. Это позже она станет более женственной, более мягкой, более домашней – станет настоящей мамой. И уловить это ее настоящее и будущее – огромная радость для меня!

Своих детей – у меня близнецы – всегда снимать труднее! Сложно быть одновременно и мамой, которая искренне улыбается ребенку, и фотографом, который ловит нужный кадр. Как только ты наводишь объектив, улыбка тут же исчезает с лица малышей! Приходится прибегать к помощи мужа или бабушки. Только в одном случае мне не нужна ничья помощь – когда дети спят…

Выбирая точку съемки, я всегда ищу, где красиво падает свет или необычно ложатся тени. И всегда жду, когда герои проявят искренние эмоции. Как-то во время съемки я никак не могла поймать улыбку женщины. И тут она вдруг отвлеклась и посмотрела на мужа. И так искренно ему улыбнулась. То, что мне было нужно! Я подошла к мужчине: «Стойте! Никуда не уходите! Смотрите все время на нее…»
Архитектурное образование позволяет мне представлять объемно то, что я хочу получить в итоге съемки. Картинка в голове как будто бы уже написана маслом – остается лишь воплотить ее. Поэтому я никогда не нажимаю на спуск непрерывно, чтобы потом из сотни кадров выбрать лучший. Я жду того самого момента, когда можно сделать лучший кадр.

Снимок, который принес мне первую профессиональную награду, был сделан в необычных обстоятельствах. В ожидании заказа мы сидели в одном из кафе с моей знакомой и ее дочкой. Вконец проголодавшаяся девочка не знала, чем занять себя. Она перебирала все, что попадалось под руки. Наблюдая за ней, я в какой-то момент просто достала камеру и стала снимать. Одна из фотографий этой своеобразной фотосессии была отправлена на Международный конкурс детских и семейных фотографов BICFP-2014, где была отобрана в топ-100 (из более чем 10 тысяч снимков!), а потом заняла 2-е место в номинации «Открытие года».

w141124_11

Я всегда беру фотокамеру с собой. В любой момент можно снять нечто такое, что в обычной жизни, как кажется, и встретить-то невозможно…

Текст: Лора Непочатова