Собор в Борисоглебской слободе • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Собор в Борисоглебской слободе

Официальное название: Воскресенский собор (полное наименование: соборный храм в честь Воскресения Христова)
География: город Тутаев Ярославской области
Хронология: 2-я половина XVII – XIX вв.
Состояние: с некоторыми утратами собор и росписи XVII века сохранились, также здесь можно увидеть иконы и деревянную храмовую скульптуру более раннего времени
Адрес: г. Тутаев, ул. Соборная, д. 13а. Сайт: http://voskresenskiy-sobor.ru

Созданный неизвестными ярославскими зодчими во второй половине XVII века, Воскресенский собор и сегодня величественно возвышается над Тутаевом. Храмовый комплекс расположен в правобережной, западной, части города, которая когда-то называлась Борисоглебской слободой. Поставленный на высоком месте, монументальный собор служил архитектурной доминантой города, он замыкал перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны Тутаева или непосредственно с Волги.

Очевидец допетровских времен

Первая церковь Борисоглебской слободы была построена монахами в 1238 году в честь святых страстотерпцев, князей Бориса и Глеба – одними из первых канонизированных на Руси. По названию храма стала именоваться и сама слобода. Известно, что в XVI веке, при Иване Грозном, на этом месте располагалась двухэтажная брусчатая церковь с пятью куполами. Сама монашеская обитель существовала в слободе довольно долго (по некоторым предположениям – вплоть до XVII века).

В середине XVII века церковь решили реконструировать, но во время работ замысел изменился, и в Борисоглебской слободе был воздвигнут собор. Строительство всего комплекса велось почти 30 лет. Сначала на месте будущего храма борисоглебцы поставили каменную одноэтажную шатровую церковь. Главный ее престол был посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Одигитрии» (Смоленской), а приделы – святому Иоанну Предтече и благоверным князьям Борису и Глебу. Настенная летопись церкви сообщает, что освятили храм в июне 1652 года. В диаконнике в конце XVII – начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.

Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская) для иконостаса зимнего храма, которую можно увидеть в наше время, написана в XIX веке. Название «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем. Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской. В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь в честь Воскресения Христова. Главный престол холодного храма – Воскресенский – освятили в 1675 году.

Во 2-й половине XVII века с южной стороны собора была сооружена шатровая колокольня, а в последней четверти XVII века воздвигнуты трехъярусные Святые врата. На колокольне находились большие башенные часы с боем, они сохранялись здесь до XIX века.

Колокольня и Святые врата выходили на главную улицу Борисоглебской слободы. Поэтому они, как и южный фасад собора, были богато декорированы фигурной кладкой, рельефным декором, изразцами. До сегодняшнего времени сохранились ярославские полихромные изразцы в оформлении Святых врат. Особенность храма – богатые росписи его наружных стен.

Известно, что строили соборный комплекс зодчие Ярославля. Но их имена в истории не сохранились.

После строительства Воскресенского собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых перенесли в главный храм Борисоглебской слободы. Поэтому в нем находятся иконы и церковная утварь, датируемые более ранним, чем само строение, временем. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Иконостас летнего храма конца XVII – начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 1670-х годов. В нем 8 рядов, которые венчает Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом.

Многоярусный иконостас главного алтаря Воскресенского собора был создан в конце XVII – начале XVIII века. Его телом является сквозная золоченая резьба. При этом он не очень похож на большинство иконостасов того времени – в нем нет той чрезмерной пышности, которая характерна для стиля барокко.

От библейских сюжетов до стихов

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 1670-х годов. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция Страшного суда.

Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: «Крещение Руси», «Повесть о новгородском белом клобуке», «Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы».

На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей. На западной галерее экспрессивно изображена история Ноя и Всемирного потопа. В сцене разрушения Вавилонской башни представляет интерес детально отраженная технология проведения строительных работ, какой она была в средневековой Руси. На северной стороне галереи рассказывается история Ионы. Как известно, Иона был проглочен китом. Очевидно, художник не представлял себе, как выглядит кит, и изобразил просто огромную рыбину.

Росписи комментируются текстами, среди которых кроме библейских цитат можно найти и стихи Симеона Полоцкого – богослова, поэта, драматурга, переводчика XVII века, который наряду с такими поэтами, как Сильвестр Медведев, Феофан Прокопович, Антиох Кантемир и другими, относился к представителям русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По правому и левому берегу

Среди наиболее древних святынь Воскресенского собора – Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы». Ученые датируют его XV – XVI веками. По преданию этот Крест приплыл по Волге и остановился напротив места, где стояла церковь.

В храме сосредоточены и почитаемые иконы Пресвятой Богородицы – Тихвинская, Феодоровская, Владимирская, Донская и особенно уникальный Силуамский образ Матери Божией, украшенный шитьем, венцом ажурной чеканки и басмой.

Но самой главной святыней собора для большинства прихожан и паломников стала икона Спаса Всемилостивого, датируемая XV веком. Ее высота – около трех метров. Авторство приписывается святому преподобному Дионисию Глушицкому. С иконы сделано множество списков, которые сегодня можно встретить в самых разных церквях нашей страны.

Несколько лет икона находилась в летней Воскресенской церкви. А в 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) она была вывезена в Ростов Великий. Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. Как повествует предание, икону с великой радостью несли из Ростова на руках, перед слободой остановились на речке Ковать, и там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне.

С иконой Спаса Всемилостивого совершаются ежегодно два крестных хода по городу – по Борисоглебской и по Романовской стороне.

Крестный ход по правой, Борисоглебской, стороне, связанный с возвращением образа в 1793 году из Ростова Великого, проходит в десятое воскресенье после Пасхи (престольный праздник Воскресенского собора). В этом году событие пришлось на 25 июня.

Второй – так называемый Большой крестный ход – проходит по левой, Романовской, стороне. Образ проносят от Воскресенского собора через Волгу к храмам Романовской стороны. Этот крестный ход учрежден в 1888 году в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Поскольку центр к тому времени объединенного города Романова-Борисоглебска находился в левобережье, было решено для торжественного празднования этого события проходить с иконой Спасителя по левому берегу. Этот крестный ход совершается в последнее воскресенье перед празднованием памяти пророка Илии, приходящимся на 2 августа. В этом году Большой крестный ход пройдет 30 июля.

В советское время оба крестных хода были запрещены. Возобновлены: первый – в 1989 году, второй – в 1990-м.

В соборе находится список с иконы Спаса Всемилостивого, написанный специально для полета в космос. После полугодового пребывания на космическом корабле (с ноября 2014 года по июнь 2015 год) икона была передана в собор летчиком-космонавтом Антоном Шкаплеровым и установлена рядом с образом Всемилостивого Спаса.

…В годы советской власти Воскресенскому собору повезло – замечательный памятник допетровского зодчества не был разрушен, и все время храм оставался действующим. Поэтому в нем сохранились многие святыни, внутреннее убранство, иконостас, росписи. (По той же причине он сравнительно мало изучен искусствоведами.)

Церкви бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в 1918 году в Тутаев, и окрестных мест закрывались, некоторые исчезли навсегда. А Воскресенский собор устоял. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности храма (особенно конвертируемые в валюту) оказались изъяты. Но, несмотря ни на что, здесь продолжались службы, и даже в 1930-е, самые трагические годы, община собора насчитывала около 1500 человек. Из закрывавшихся церквей в храм переносили иконы и утварь.

Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство пострадало во времена сталинских репрессий, некоторые священники погибли в лагерях или ссылках. В наши дни многие из замученных в ГУЛАГе были причислены к лику святых – среди них епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), настоятель собора Николай Розов, староста собора Георгий Седов…

Материал подготовила Лора Непочатова Фото: Олеся Василенко