Стратегический тандем • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Стратегический тандем

Одна из проблем сегодняшней власти в том, что многие чиновники не работают во власти, а живут в ней. Они полностью поглощены процессом исполнения своих обязанностей и в редком случае знакомы с понятием «результат». Однако наши сегодняшние собеседники верят в то, что изменить образ мышления чиновника можно. Какими будут они, люди будущего, и что станет с теми, кто продолжит жить прошлым? Как призвать широкие массы к гражданской активности? И какой будет наша область в 2025 году? Ответы на эти вопросы мы искали вместе с Андреем Кричмарой и Дмитрием Граждановым, спикерами X Губернаторского форума СМИ.

И.Д.: Расскажите, каким был ваш путь в управление стратегического планирования? Как вообще образовался ваш тандем?
А.К.: Дата создания управления стратегического планирования совпадает с днем моего прихода на работу – 1 ноября 2010 года. До этого я руководил подразделением корпорации, отвечающим за координацию стратегических процессов. Инновация в том, что подобная структура (управление стратегического планирования – ред.) равноудалена от ведомственных интересов. В случае с нашим управлением стратегического планирования, оно находится непосредственно под руководством губернатора. При этом крайне важна поддержка первого лица региона. Если губернатор не будет привержен идее, то процесс стратегического управления региона эффективно не пойдет.
Д.Г.: Более 8 лет назад я уехал в Москву, работал в консалтинге по внедрению систем управления проектами, постановке стратегического менеджмента, а последние 2 года руководил консалтинговыми проектами в московском подразделении компании Microsoft. Столичная жизнь привлекательна с финансовой точки зрения и карьерного роста, но взрослому человеку не так-то просто в нее интегрироваться. Вечные пробки, совершенно другой ритм жизни, удаленность от родных и друзей не позволяют жить комфортно. Поэтому я решил для себя, что хочу вернуться в Ярославль. Совершенно случайно узнал о старте интересного проекта, связался с Андреем Александровичем (Кричмарой – ред.), который формировал новое подразделение в правительстве области и рассказал о необходимости внедрения проектного подхода и внедрении системы стратегического планирования на уровне Ярославской области. В общем, планировалось сделать все те вещи, которыми мы занимались в бизнес-секторе.


И.Д.: Мне очень интересно, что же такое вы услышали, что решили в одночасье покинуть одну из крупнейших корпораций мира – Microsoft?
Д.Г.: Microsoft – это флагман ИТ-индустрии, компания с передовыми управленческими технологиями; работая там, осознаешь, насколько эффективно можно построить работу компании и насколько наши региональные бизнесы уступают в этом вопросе. Как я могу им помочь в этом вопросе? Либо придти в какую-то конк-ретную компанию и совершенствовать ее работу, либо попытаться продвигать правильные управленческие идеи через государственный механизм. Собственно, эта идея, подкрепленная возможностью вернуться на родную землю, показалась мне очень привлекательной.

И. Д.: Получается, что Вы, Андрей, сами выбрали себе преемника?
А.К.: Дело в том, что я гораздо комфортнее чувствую себя на негосударст-венной службе. Кроме того, сработал элемент сценарной стратегии: по-моему, Дмитрий с самого начала идеально соответствовал этой должности.
Д.Г.: Мы разные. Андрей – креативщик, он постоянно придумывает что-то новое. Я – в большей степени реализатор. А объединяет нас системный подход. В таком взаимодополнении и одновременно противодействии сложилось единство действий.
А.К.: Наш тандем – типичный пример эффективного взаимодополнения, когда разные по подходам люди вместе работают эффективно.
Д.Г.: Управление стратегического планирования – уникальный орган власти, ведь возглавляют его не чиновники. Я каждый день общаюсь с людьми, десятилетия посвятившими властным структурам. Мы необычны друг для друга! В Microsoft, например, все обращаются друг к другу по имени, без лишних формальностей. Ты садишься в лифт с президентом компании и говоришь: «Привет, как дела?».

И.Д.: Есть мнение, что человек, идущий в политику или руководство городом, областью, для начала должен создать свое успешное дело?
А.К.: На мой взгляд, универсального рецепта нет, все зависит от индивидуальных особенностей. Хороший чиновник совсем не обязательно будет хорошим бизнесменом. И наоборот. Власть – это серьезно регламентированная, государственная система. Реализовать свои идеи здесь можно с учетом рамок полномочий. Но простора для фантазии, новаций маловато, сегодня это один из недостатков власти. А предприниматель – это человек свободный и готовый рисковать.
Проблема сегодняшних чиновников в том, что большинство не работают во власти, а живут в ней. Они полностью поглощены процессом исполнения своих обязанностей и в редком случае знакомы с понятием «результат». Нужно не исполнять поручения и осваивать бюджеты, а добиваться результата. Нельзя не отметить, что на федеральном уровне в последние годы такая установка имеет место.
И. Д.: Значит, ваша задача – изменить сложившийся менталитет?
А.К.: Внести элементы новой культуры, желание работать на результат, невзирая на полномочия и формальные границы. Главное – прийти к цели.

И.Д.: В проекте развития Ярославской области до 2025 года указаны совершенно четкие цифры и задачи. Скажите, чем отличается советская жизнь по пятилеткам от жизни по «Стратегии-2025»?
А.К.: В те времена среда не была конкурентной – в этом ключевое отличие. Мы жили в закрытом обществе, по определенным устоявшимся правилам. Действовала система вертикального планирования, и, чтобы достичь поставленных показателей, достаточно было просто выполнять свои функции. Региональная власть представляла собой набор департаментов, напрямую связанных с федеральными ведомствами, плюс региональная администрация.
Сегодня задача звучит по-другому. Вместо планового «вот задача, вот достаточные ресурсы, действуй» работает другой алгоритм. Выглядит примерно так: «Вот показатели и цели, немного ресурсов – уж сколько есть. А инвесторов ищите сами». Ситуация изначально не сбалансирована и требует нового подхода.
Д.Г.: Совершенно по-другому строятся отношения с бизнесом. Нужно уметь заинтересовать инвесторов и предложить такие условия, которые руководитель соседнего региона предложить не сможет. Ведь, чем больше инвесторов к нам придет, тем сильнее станет экономика региона.
И.Д.: Выходит, каждая область
должна зарабатывать сама, находясь в конкурентной среде?

А.К.: Да, конкуренция нарастает, и мы должны сами обеспечивать себя ресурсами. Есть еще одна угроза для региона – многократно возросшая мобильность населения. Наиболее активные и талантливые уезжают в успешные регионы или за границу. У них есть возможность сравнить, почерпнуть информацию из Интернета. Представьте: 20 лет назад житель Ярославской области в лучшем случае перебирался из деревни в районный центр, а оттуда – в областной. Возможностей было меньше, кругозор ограничен. Если регион не будет конкурентоспособным, лучшие люди уедут, что нанесет еще больший ущерб экономике.

И.Д.: Значит, губернатор – это чиновник, главная задача которого создать такие условия в регионе, чтобы люди хотели здесь остаться?
А.К.: Губернатор – единственная фигура в Ярославской области, которая видит регион как объект в целом. Это уникальная миссия и ответственность. Ступенькой ниже – заместители, но они уже работают на уровне ведомств, отвечают за здравоохранение, образование, экономику.
Губернатор – это вдохновитель и организатор, интегратор усилий. Это тот человек, под флагом которого должны объединяться лучшие силы. Региональная власть не может решить все проб-лемы самостоятельно. Часть полномочий находится в руках у муниципальной власти, другая часть – на федеральном уровне. Бизнес работает над своими задачами, у населения – свои заботы. Объединить всех вокруг единого процесса – задача губернатора.

И.Д.: А ваша миссия – сформулировать задачи?
Д.Г.: Губернатор не может работать 24 часа в сутки, ему необходим аппарат,
который помогает по тем или иным вопросам. Мы – тот аппарат, который призван помочь постоянно держать ситуацию под контролем. Мы анализируем социально-экономическое состояние области, делаем прогнозы, оцениваем риски.
Стратегия – это долгосрочное видение региона и те приоритеты, которые мы для себя установили, чтобы двигаться правильно. Два примера. Многие жители отмечают проблемы в сфере здравоохранения и образования. Но стоит сравнить ситуацию с другими регионами, как становится ясно: в Ярославской области дела не так уж плохи.
А вот в экономике региона наметилась опасная тенденция к отставанию в сравнении с другими регионами. Если задачу по развитию экономики не выделить как приоритетную, мы будет отставать от других регионов, как следствие – не сможем расширять финансирование социальных программ. Именно поэтому развитие экономики – среди приоритетов стратегии развития области.

И. Д.: Вы можете обозначить ключевые точки стратегии?
Д.Г.: Если говорить про развитие экономики, то наша задача состоит в том, чтобы понять, какие отрасли экономики нужно развивать в первую очередь. Мы анализируем, какие отрасли являются перспективными в РФ, какие из этих отраслей имеют потенциал роста у нас в регионе и будем фокусировать внимание именно на развитии этих отраслей. В настоящее время среди кандидатов в перспективные отрасли: туризм, ИТ, строительство, химия, высокотехнологичное машиностроение. Это не означает, что остальные направления будут забыты – в регионе есть серьезные отрасли, на которых сегодня строится экономика региона, и они должны быть также поддержаны. Но анализ показывает, что мы не сможем ждать серьезного роста от этих отраслей в будущем, в силу сложившейся на рынке ситуации, они будут постепенно уменьшать свою долю в экономике региона.

И.Д.: Вы сказали «предполагаем». А какую ответственность несет управление? Ведь область будет развиваться в направлениях, указанных вами.
Д.Г.: Наша задача – тщательно проработать и обосновать управленческие решения, обсудить их с экспертами и предложить их правительству во главе с губернатором области. Мы показываем всю картину и приводим факты на языке цифр, дальше члены правительства и губернатор принимают решения. Сейчас по поручению губернатора мы привлекаем широкую общественность для обсуждения всех стратегических решений, если решение будет общим, то и ответственность тоже.

И.Д.: Вы говорите о привлечении экспертов. На недавнем Губернаторском форуме СМИ в Мышкине журналисты обсуждали между собой реальные случаи, когда совершенно не заинтересованных людей записывали в эксперты. Несложно понять, какое отношение у нас формируется к подобным начинаниям.
А.К.: Скажу сразу, мы несколько переоценили существующий уровень уважения и доверия людей к власти. Мы подняли процесс формирования экспертного совета на самый высокий уровень. Губернатор отправлял письма в вузы и общественные организации, лично вел совещания, просил поучаствовать и помочь в разработке стратегии. Но отдачу получили слабую, многие из руководителей, к которым мы обратились, подошли к вопросу формально. Составили списки по своим организациям, даже не спросив самих сотрудников. Они пришли, но понятия не имели, что здесь происходит. Первый виток формирования экспертного сообщества получился слабым, но для начального этапа это нормально.
Эксперты не могут сидеть и ждать, ког-
да же их услуги понадобятся. Многие из них еще никогда не были востребованы в таком качестве. Кто-то увидел во всем этом профанацию, предвыборные маневры. Но мы полны решимости доказать эффективность подобной работы и сделать так, чтобы экспертные сообщества работали на постоянной основе. Рецепт есть: нацеленность на улучшение качества жизни людей, народность создания стратегического сценария и процесса реализации.

И.Д.: Но как сделать, чтобы каждый человек понимал, куда мы движемся, и стремился действовать совместно? Как сделать так, чтобы стратегию разделяли и понимали даже на самом низком уровне?
Д.Г.: Создать несколько проекций стратегии на целевые сегменты. Для молодежи и молодых семей, для пенсионеров и так далее. Чтобы каждый человек, прочитав, понял, что это именно для него. Чтобы каждый мог понять свою полезность и почувствовал желание участвовать.
А.К.: Например, жильцы жалуются на управляющую компанию, но сами не участвуют в процессе управления домом. Нельзя так просто взять и включить всех в этот процесс. Но родители постепенно начинают интересоваться, а их ребенок растет и впитывает. Пройдет время, он вырастет – и для него участие в управлении домом станет очевидной необходимостью. Процесс, который запустили мы, во многом похож на описанный выше. Вряд ли удастся всех привлечь на начальном этапе, но не начинать тоже нельзя.
Д.Г.: Департамент промышленной политики совместно с руководителями ключевых предприятий подготовили проект стратегии развития лакокрасочной отрасли. Власть и бизнес создали интересный и инновационный документ, в котором отражены приоритеты развития и ключевые мероприятия, разделяемые обеими сторонами.
А.К.: У бизнесменов есть идеи, но если их просто отдать во власть, там не будут знать, что с ними делать. На уровне обсуждения все «за», но мы хотим совместно с профильными департаментами проработать эти идеи до уровня конк-ретных решений. Распределить задачи, ведь когда все будет разработано детально, проще начать работу.
Д.Г.: При этом у каждого отраслевого ведомства должно быть долгосрочное видение развития, согласованное с общей генеральной линией региона. Ведомства должны не только отрабатывать поступающие запросы, но и в каждодневном режиме работать над выполнением долгосрочных стратегических задач.
И.Д.: Есть мнение, что вам крайне не хватает «евангелистов», то есть людей, которые как, например, Стив Джобс, способны заряжать массы общей идеей.
Д.Г.: Если обратиться к прошлому опыту, то в Microsoft даже есть должность «евангелист». Это компетентный и увлеченный специалист, чья задача – пропагандировать новейшие технологии, выступать на публичных мероприятиях и писать об этом в Интернете. У нас сейчас в роли «евангелистов» выступают губернатор и заместители губернатора, они участвуют в работе стратегических целевых команд, выезжают на площадки в муниципальных районах, выступают в средствах массовой информации.

И.Д.: А как стратегия развития региона может соотноситься со стратегией жизни каждого отдельного человека?
А.К.: В основе стратегии жизни каждого человека лежит желание быть свободным, семейным, востребованным. Хотелось бы, чтобы наши люди связывали свое будущее, свои достижения с нашей областью.
И.Д.: В стратегии сказано: «Изменить мышление чиновников». Но как быть с теми, кто во власти не просто работает а, как вы выразились, живет?
А.К.: У нас нет задачи изменить образ мышления каждого конкретного человека. Тут вариантов два. Те, кто способен измениться, изменятся в соответствии с требованиями времени. Кто не способен – со временем покинут власть. Есть надежда, что вместо них во власть будут приходить современные люди.

И. Д.: Каким вы видите будущее России?
Д.Г.: Будет трудно, если власть не сможет запустить инновационные процессы внутри себя самой. Система власти – консервативная, это состояние нужно преодолеть.
А.К.: Далеко не все еще осознали, что для того, чтобы жить хорошо, надо много работать над своей конкурентоспособностью: страны, региона, предприятия, каждого человека. Без этого перспективы не радужные. Но я думаю, что все будет хорошо. Как говорится, мы медленно запрягаем, но быстро едем.

И.Д.: А вам не кажется, что вы занимаетесь управленческим донкихотством? Система ветряных мельниц создавалась годами, а вы пришли и хотите все поменять.
Д.Г.: У нас прагматический подход, есть интерес и настрой. Но нет заблуждения. Многие жалуются, что даже 3-х лет не хватает для того, чтобы добиться перемен, но если мы говорим о стратегичес-ких задачах, то это нормально. Некоторые проекты дадут отдачу через 5, через 10 лет. Исполнители проектов будут меняться, но мы должны создать систему преемственности в реализации стратегии, когда разные люди в разное время не будут начинать с чистого листа, а будут продолжать решение уже начатых стратегических задач. Конечно, будет требоваться актуализация, но главное, чтобы нужные вещи не останавливались и доводились до конца.

И.Д.: Только не умеем мы играть в долгую.
А.К.: Не умеем и не хотим – это одна из проблем власти. Как я уже говорил, раньше от региональной власти этого не требовалось. Да и объективно, мотивации у конкретных чиновников на отложенный во времени результат немного. Потому бывает, и не видят они для себя смысла серьезно вкладываться в инвестиционные проекты с длительным сроком получения результата. А без таких проектов практически невозможно успешно развиваться. Это проблема краткосрочного видения, планирования.
И.Д.: Мне хочется пообщаться с вами через несколько лет и понять, кто победил: вы или система.
Д.Г.: Если ожидания адекватны, ты реально оцениваешь ситуацию, то серьезных сюрпризов не будет. Мы понимаем, что наши усилия ложатся в фундамент, в потенциал. Но какие-то ростки появляются сразу. То, что нужно действовать – это факт. Будем рады встретиться с Вами!

Благодарим за помощь в организации съемок ресторан Sobinov в Ring Pemier Hotel. Ярославль, Свободы, 55