Тенденции: коллаб на весь бизнес • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Тенденции: коллаб на весь бизнес

Эд Ширан и Heinz выпустили «Эдчуп»

Как продвинуть свой бренд? Такой вопрос постоянно возникает у владельцев  бизнеса. Особенно он актуален сегодня, когда рынок переполнен товарами и услугами. Будь то известный люкс, масс-маркет или личный бренд, супермаркет или торговая марка, картинная галерея или музей – всем нужно продвижение. И, чтобы его получить, порой достаточно найти нужную компанию с новой аудиторией и временно подружиться. А дружба эта будет называться коллаборацией.

Для начала давайте разберемся, что такое коллаборация, или сокращенно «коллаб», и почему она вытесняет такие привычные нашему слуху понятия, как сотрудничество и взаимодействие. Слово «коллаборация» появилось в позапрошлом веке и использовалось исключительно в сфере научных изысканий. Оно произошло от латинского «con» — с, «laborare» — трудиться. Другими словами, это процесс совместной деятельности двух и более сторон для достижения общих целей. Происходит обмен информацией, ресурсами и опытом. Очень выгодно и результативно. По крайней мере, в науке так было всегда. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Вот и решили этот термин позаимствовать для других сфер деятельности. Если ученые получают возможность работать в тех областях, которые ранее были для них недоступны, то бизнес – новую аудиторию, лояльность к фирме и возможность выйти на новые рынки.

Сегодня коллаборацией пользуются все кому не лень или все, кто о ней когда-либо слышал: блоггеры, музыканты, IT-индустрия, розничная торговля, а особенно индустрия моды. Считается, что первая фешн-коллаборация состоялась еще в 1969 году, когда французская фирма торговли по каталогам La Redoute подписала соглашение о сотрудничестве с дизайнером MaxMara Эммануэлем Каном. После этого в каталоге La Redoute появились 32 уникальных изделия, что увеличило привлекательность как одной, так и другой стороны.

Огромную роль в мировой популяризации такого сотрудничества, как коллаборация сыграла H&M, выпуская с 2004 года ноябрьские капсульные коллекции ограниченного тиража. Первый опыт был совместно с Карлом Лагерфельдом. В результате H&M получила не только успешный результат, но и хороший опыт для дальнейших аналогичных акций. После этого в модной индустрии появились негласные правила создания коллаборационных линеек. Если речь идет об устойчивой моде, то можно делать как регулярные линейки, так и отдельную модель, встроенную в общую сезонную коллекцию. Если же бренд живет по технологии «быстрой моды», то лучше делать flash-коллекции, то есть коллекции с короткой жизнью в магазине. Кстати, в таком случае необходимы очень активные и достаточно агрессивные промо-акции. Например, когда в начале этого года компания Adidas выпустила в продажу совместную коллекцию со спортивным брендом Ivy Park известной певицы Beyoncé, ее смели с сайта за несколько часов. Все благодаря январской ленте Instagram певицы, где она почти ежедневно напоминала 140 миллионам подписчиков о предстоящем релизе. Beyoncé призналась, что с нетерпением ожидает глобального расширения Ivy Park с таким признанным лидером, как Adidas. Данное откровение подтверждает тот факт, что коллаборация – это способ перейти от соперничества к сотрудничеству за меньшие средства и больший охват аудитории.

«Вдохновение» от Никаса Сафронова.

Все чаще прибегают к созданию совместного продукта под именем звезды на рынке косметики, парфюмерии или в сфере fashion. Поклонники медийных личностей готовы приобретать продукцию, имеющую отношение к их кумиру. Такое сотрудничество увеличивает продажи брендов, а также привлекает дополнительное внимание к звезде. Обе стороны в выигрыше. Знаменитости становятся лицом совместного проекта, помогают в его продвижении. Нередко они принимают активное участие в создании продукта. Пример такого коллаба — Рианна и Dior. Певица создала для бренда солнцезащитные очки в футуристическом стиле.

В фэшн-индустрии успешные примеры коллабораций очевидны и на слуху, а вот в сфере дизайна и архитектуры действительно удачное сотрудничество порой незаметно широкой аудитории, но заслуживает не меньшего внимания. Здание Kuznetsky Most 12 by Lalique — как раз такой пример объединения усилий девелоперской компании KR Properties и легендарного французского бренда изделий из хрусталя Lalique. Это первая подобная коллаборация в России, когда девелопер не просто приобретает отдельные предметы мебели или декора, а населяет ими клубный дом, который будет отражать философию бренда и носить его имя.

Разумеется, коллабы могут быть и в туристической сфере. Например, чтобы повысить привлекательность музея Винсента Ван Гога среди молодежи, его руководство объединились со спортивным брендом Vans. В итоге появилась капсульная коллекция с принтами в виде репродукций художника. В нее вошли худи, бомберы, рубашки, футболки, кепки, кроссовки и рюкзаки. Коллекция продавалась на сайте Vans и музея, а также в фирменных магазинах. Часть прибыли пошла на сохранение наследия Ван Гога и поддержание музея.

Подобным опытом решили воспользоваться и ярославцы. В сентябре этого года музей «Кутюр-шоу «Медвежий угол»» и популярный бренд одежды «NX 11916» подписали соглашение о создании капсулы, посвященной нашему городу. Яркий, славный, любимый – таким они видят Ярославль и каждого его жителя. Этот слоган лег в основу коллекции, как и геральдический символ города – медведь. Идея смелая и даже рисковая. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского или «не становится первым музеем, посвятившим коллекцию одежды родному городу и его жителям». Причем дизайнерской и кэжуал.

В интернете блогеры и бренды часто объединяют свои целевые аудитории и проводят марафоны, конкурсы или совместные эфиры.

Итак, коллаборация сегодня – это не раздражающий публику маркетинговый ход. Это эффективная форма сотрудничества торговых марок, крупных брендов и блогеров. Совместные проекты помогают увеличить продажи, привлечь новую аудиторию, повысить лояльность. Главное —  правильно выбрать партнера и поставить конкретную цель.

 

Текст: Зинаида Карпова
Фото: t-laboratory.ru, postium.ru, suvenir.segment.ru, blog.cybermarketing.ru