Учим бить… баклуши! • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Учим бить… баклуши!

Кто хоть раз не мечтал, забыв о делах, бить баклуши? С недавних пор у ярославцев появилась возможность проверить, по плечу ли им это занятие. В старинном селе Семибратово, что в получасе езды от Ярославля, открылся уникальный Музей Баклуши. Созданный под патронажем Совета меценатов Ярославии, новый музей нацелен на возрождение традиций и развитие туристического потенциала области. Сегодня «ЭК» беседует с одним из руководителей этого проекта – предпринимателем и общественным деятелем Михаилом Крупиным.

Михаил Львович, выражение «бить баклуши» традиционно связывают с каким-то легким занятием, бездельем. Не об этом ли рассказывает экспозиция нового музея?
На самом деле бить баклуши не так-то просто, хотя в русских деревнях с этим справлялись мальчишки 7-12 лет. Мало наколоть из осиновой плахи чурбачков – надо было их еще обтесать, выдолбить углубление особым инструментом – теслом… Лишь после этого баклуша была готова к работе и попадала в руки опытного мастера, который мог превратить ее в ложку, ковш или кружку. Изготовлением деревянной домашней утвари занимались, как правило, целые семьи. Этот промысел на Руси называли щепеным. Именно ему, а также самому востребованному щепеному товару – ложке, посвящен наш музей.

Расскажите, почему именно Семибратово?
В основе Музея Баклуши лежит реальное деревообрабатывающее производство, действующее в поселке Семибратово. При этом расположение поселка на федеральной автомобильной трассе «Холмогоры», безусловно, является очень удачным. Занимая выгодную позицию на маршруте «Золотого кольца», между двумя старинными городами – Ростовом и Ярославлем, Музей Баклуши органично вписывается в туристические программы и вместе с тем доступен для посетителей-индивидуалов, путешествующих на автомобиле. Таким образом, задачи музея – развитие туристического потенциала региона и создание нового, яркого туристического продукта, поддержка местной промышленности, а также сохранение традиционных народных промыслов, повышение интереса к родной истории, традициям, обычаям предков.

Музей Баклуши напоминает гостеприимную деревенскую избу: здесь и завалинка под окошком, и светлица с широким столом, и настоящая русская печь… Наверное, у этой избы есть своя легенда, свои «хозяева»?
В интерьерах музея действительно нет привычных стендов и витрин. Мы старались погрузить гостей в атмосферу сельского быта, воссоздать жилище крестьянской семьи, где все от мала до велика заняты в щепеном промысле. Хозяйка, сопровождающая гостей, расскажет о секретах ремесла, передававшихся из поколения в поколение, а наблюдая за Мастером, можно увидеть, как неказистая чурочка превращается в ложку.

Три зала музея – это путь от поленницы, где осиновые или березовые плахи раскалывали на баклуши, до печи, в которой обжигались готовые ложки. На каждом этапе были свои тонкости, свои «фирменные» приемы, зафиксированные этнографами XIX – начала XX столетия. Одни мастера вырезали ложки из заготовок, другие «завивали» их, украшая резьбой. Левкасить и расписывать утварь приходили девушки-красильщицы, парни «поджаривали» готовые изделия в печи, а женщины несли товар на продажу, укладывая в специальные корзины  – «дощанки».

Среди экспонатов очень много необычных инструментов и приспособлений. На первый взгляд, трудно даже предположить, для чего они предназначались… Неужели все это использовалось в процессе изготовления ложек?
Смекалистый русский народ десятилетиями изобретал способы, чтобы облегчить свой труд и увеличить объемы производства. К примеру, перед росписью и обжигом ложки нужно было перебрать, затереть шероховатости на их «затылках» и отполировать. Делали все это, как правило, женщины, а просматривать порой приходилось до тысячи ложек за день. На помощь пришел прогресс: деревенские умельцы изобрели барабан для полировки ложек. Действующая модель такого барабана представлена в нашем музее, где каждый турист без специальной подготовки может, покрутив ручку, внести свой вклад в производственный процесс. Кстати, есть здесь и «баклушебойка» – хитрое приспособление, облегчающее и без того легкое занятие. Правда, это изобретение уже не русское, а «варяжское».
Тесла, резцы, рубанки, которые вы видите в мастерской, — все это инструменты из арссенала щепных дел мастера. Некоторые экспонаты были воссозданы специально для музея. Однако основная часть инструментов, как и многочисленные предметы домашней утвари, украшающие интерьеры музея, обнаружены в старинных деревенских домах и привезены из разных уголков губернии.


Главными экспонатами центрального зала выступают разнообразные ложки. О чем они могут рассказать гостям музея?
Ложка – особый предмет в русской избе, самый простой и вместе с тем необходимый. Даже удивительно, что до сих пор в России не было музея, посвященного деревянной ложке! Она сопровождала русского человека на протяжении всей жизни, вобрав в себя множество традиций, символов и поверий. Например, из всей домашней утвари только ложку никогда не одалживали – чтоб не хлебнуть чужого горя. Именно ложку дарили новорожденному «на первый зубок», а молодоженам на свадьбу. По размеру ложки определяли силу едока – потенциального работника. Кстати, самые большие ложки были у бурлаков. Их называли бутырками и носили за ленточкой шляпы на лбу – как знак отличия. А вот «баская» ложка с росписью свидетельствовала уже о благосостоянии владельца: чем наряднее, тем богаче. В целом на Руси бытовало несколько десятков видов ложек для разных целей и случаев. Взглянув на экспонаты музея, можно в этом убедиться: ложки-«межеумки», рыбацкие и дорожные, ложки-икрянки, старообрядческие лжицы для причастия, востроносые, писаные, резные и просто «белые» – самые простые и распространенные.

А сколько примет было связано с ложками! Все наверняка помнят самую известную из них: «Упала ложка – жди гостя». Однако в старину ложка участвовала практически во всех обрядах. По ней гадали на суженого, «исправляли» неверных супругов и даже определяли пол будущего ребенка. К ложке относились уважительно и никогда не стучали ею по столу, чтоб не привлечь в дом распри, невзгоды и злых духов.

Пожалуй, в Семибратово стоит приехать уже для того только, чтобы узнать насколько многоликим бывает этот привычный предмет домашнего обихода. Расскажите, пожалуйста, о самых необычных ложках этой коллекции.
Наша гордость – несколько деревянных ложек XVII века, явно бывших в употреблении, но прекрасно сохранившихся. Примечательно, что по ширине и размеру они значительно превосходят современные образцы, что свидетельствует о здоровом аппетите наших далеких предков.

Еще один любопытный экспонат – экзотический. Это ложка индейского вождя, привезенная из Латинской Америки. На ней можно разглядеть даже следы зубов.

Не секрет, что сегодня многие музеи, помимо традиционных экскурсий, разрабатывают интерактивные программы. В Музее Баклуши нечто подобное есть?
Интерактив – важная составляющая современного туристического продукта. Безусловно, в Музее Баклуши, предприняты шаги в этом направлении. Во-первых, концепция музея такова, что вся экскурсионная программа построена на принципах диалога, а посетители имеют возможность непосредственно ознакомиться с экспонатами, опробовав их в действии. Вторым интерактивным элементом является проведение в музее тематических мастер-классов. Например, сегодня мы предлагаем гостям изготовить традиционную куклу на ложке или познакомиться с музыкальными возможностями ложек, освоив несколько популярных в народе приемов игры. В целом интерактивные программы музея, спектр которых будет постепенно расширяться, ориентируются на разные туристические группы – от школьников до корпоративных клиентов.

Скажите, Михаил Львович, а какие еще перспективные планы вынашиваются сейчас в Музее Баклуши?
Планов много, и некоторые уже начинают претворяться в жизнь. Музей Баклуши – первая, но не единственная часть проекта, призванного познакомить туристов и жителей Ярославской области с обычаями предков, секретами русского леса и бытом крестьянской избы. Уже этой осенью при музее откроется Библиотека Варенья – уникальное собрание вкусных и полезных «томов». На ее полках гости смогут увидеть, к примеру, «Красную книгу» – сладкий сборник из малины, земляники и вишни, «Золотой фолиант», объединивший варенья солнечных оттенков, или журнал для малышей «Веселые картинки». Как в любой библиотеке, здесь будет работать читальный зал, где за чашкой ароматного чая гости познакомятся с обширными библиотечными фондами и оценят выбранные «тома» на вкус. К услугам посетителей откроется и отдел абонемента, где понравившиеся книги можно будет взять на дом.

Фонды Библиотеки Варенья мы начинаем формировать уже сейчас. 9 июля – день, который на Руси величали «Ягодницей», станет торжественным стартом проекта. По народным приметам, именно к этому сроку в лесу поспевает первая земляника, и мы, по традициям предков, отправимся в лес – собирать лесные богатства и готовиться к достойной встрече гостей.

Текст: Мария Александрова