Укрощение велосипеда • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Укрощение велосипеда

«Купите себе велосипед, Не пожалеете, если останетесь живы», – убеж-дал читателей Марк Твен.Нынешним летом число ярославцев, последовавших этому совету, растет буквально на глазах. Достоинства этого экологичного и удобного вида транспорта сегодня очевидны. Однако и 100 лет назад велосипед занимал в Ярославле весьма привилегированное положение, являясь и роскошью, и средством передвижения, и образом жизни.

«Пауки» на российских просторах
История велосипеда в России началась 130 лет назад, когда мода на скорость, охватившая Западную Европу и Америку, докатилась до наших просторов. В 1882 году в Петерурге было зарегистрировано около 100 велосипедов, а их обладатели основали Русское общество велосипедистов, призванное «развивать употребление велосипеда как удобного, приятного и полезного средства быстрого передвижения». Спустя год в Москве была проведена первая в России велосипедная гонка, собравшая свыше 60 тысяч зрителей.

Велосипедные соревнования в то время считались экстремальным видом спорта. Опасность создавала сама конструкция «бициклов», где переднее колесо было намного больше заднего, и высота сидения оказывалась весьма значительной. В Европе такие велосипеды прозвали «пенни-фартинг», намекая на соразмерность колес. В России их окрестили попросту «пауками». К концу 1880-х годов в Англии был налажен выпуск «безопасного» велосипеда Rover («Скиталец») с цепной передачей на заднем колесе и одинаковыми колесами. С появлением этой популярной модели Россия буквально заболела велосипедом. Среди поклонников нового вида спорта был замечен даже Лев Николаевич Толстой, в свои 70 лет неплохо управлявший машиной.

Ярославцы, конечно, не отставали от столиц. В 1890-х годах в губернском центре было основано Ярославское общество велосипедистов, а в Рыбинске – кружок любителей велосипедной езды. Подобные спортклубы «служили центром взаимного сближения лиц, любящих езду на велосипеде и вообще сочувствующих распространению этого спорта».

Силами велосипедных обществ устраивались всевозможные соревнования, экскурсии, публичные лекции и, конечно, дружеские велопрогулки. Среди активных участников велосипедного движения можно было заметить представителей бизнес-элиты, известных врачей, юристов и даже именитых аристократов. Одним из основателей рыбинского велосипедного кружка стал богатый дворянин Сергей Владимирович Михалков, приобщивший к велоспорту не только друзей, но даже супругу. Ярославское общество велосипедистов возглавлял немец И. Ф. Фишер – сын владельца Казанской аптеки Франца Фишера. Любопытно, что аптека на Екатерининской улице (ныне ул. Андропова) поначалу служила своеобразным «офисом» ЯОВ: здесь можно было заплатить членские взносы или купить сезонные абонементы.

Рискуя не только на треке
В 1902 году ярославские велосипедисты получили в распоряжение настоящий велотрек. Устроен он был «в овале ипподрома», находившегося в конце Ильинской улицы, близ Городского вала (ныне это перекресток улицы Советской и проспекта Ленина). В соревнованиях на ярославском «циклодроме» принимали участие не только члены Общества велосипедистов, но и офицеры местного гарнизона, а также спортсмены из Москвы, Петербурга, Харькова.

К чести нашего велосипедного клуба, заметим, что ярославцы редко уступали первые призы гостям. К примеру, в 1902 году в нашумевшей гонке на 5  верст лучший ездок Ярославля господин Павловский значительно опередил «гордость московских велосипедистов» господина Богданова, пройдя дистанцию за 9 минут 8,8 секунды.

Особенно интересными были заезды «На побитие рысистого рекорда», неизменно собиравшие толпы зрителей. В данном случае наездники и велосипедисты мерялись силами, одновременно выступая на ипподроме и треке. Любители конного бега уверенно ставили на красавца рысака по кличке Персик, слывшего в городе непобедимым. Однако велосипеду ярославца Муранова удалось превзойти даже этого скакуна.

Увы, соревноваться с лошадьми нашим велосипедистам приходилось не только на ипподроме. Езда на велосипедах по тротуарам и аллеям была строго запрещена, поэтому при движении по городу спортсмены соcтавляли конкуренцию гужевому транспорту. В случае ДТП закон ревностно оберегал заветы седой старины. Правила тех лет гласили: «Если лошадь при встрече с велосипедом даст признаки испуга, следует снизить скорость, успокаивая словами животное и, в случае требования кучера, немедленно сходить с велосипеда».

Одним испугом, однако, отделаться порой не удавалось. В 1903 году ярославская пресса сообщала: «Коррида с участием быка, велосипеда и трамвая разыгралась на линии, проходящей по дамбе». Оказавшись между трамваем, телегой и привязанным к ней быком, велосипедист опрометчиво дал предупредительный звонок. В тот же миг перепуганный бык поддел велосипед на рога и отбросил его в сторону вместе с седоком. Повредивший руку спортсмен был вынужден добираться домой пешком.

Дорогое удовольствие
Охвативший город велосипедный бум, конечно, не мог не привлечь внимания местных негоциантов. Уже в начале XX века магазин госпожи Каатц, торговавший прежде граммофонами и пишущими машинками, предлагал ярославцам широкий ассортимент велосипедов и спорттоваров. Вероятно, столь удачный коммерческий ход был подсказан сыном «бизнес-леди». Именно Вильгельм Робертович Каатц, слывший не только страстным любителем пения, но и заядлым спортсменом, стал впоследствии очередным председателем Ярославского общества велосипедистов.

Фирма «Р. Каатц» вела торговлю в собственном доме на Власьевской улице (ныне ул. Свободы). Сегодня на месте этого магазина раскинулась площадь Юности, но когда-то его витрины считались украшением квартала. Только здесь можно было увидеть импортные велосипеды «Кливленд» и «Ремблер», а также новинки отечественных велосипедных фабрик «Дукс» и «Россия». Главным козырем магазина мадам Каатц считались велосипеды «Опель»: «Лучшие по скорости, легкости хода и прочности. Одержали более 1000 призов на гонках. На высоте в Чикаго, в Брюсселе, Монако».

Ярославским сорванцам, глазеющим на стальных коней, подобные высоты были, увы, не по карману. Стоимость велосипедов у мадам Каатц начиналась от 90 рублей (упаковка бесплатно). Учитывая, что годовой заработок ярославского рабочего составлял в среднем 200 рублей, а плата за обучение в Демидовском юридическом лицее не превышала 40 рублей в год, можно догадаться, насколько дорогим удовольствием оказывался велосипед для наших прадедов.

Кстати, наравне с извозчиками и владельцами автомобилей велосипедисты облагались сбором – 1,5 рубля в год. В случае неуплаты велосипед лишался номерного знака, а вместе с ним и права передвигаться по городским улицам.

Вестник эмансипации
Счастливые обладатели двухколесных машин делились на профессионалов и любителей. Первые посвящали все свободное время тренировкам, придирчиво выбирали в часовых магазинах «верные секундомеры для циклодрома» и выписывали столичные журналы «Самокат» и «Циклист». Любители, напротив, считали треки «тщеславной забавой». Велосипед они рассматривали как «удобное орудие сообщения и моциона», а для катаний избирали живописные загородные маршруты.

Меккой для ярославских велосипедистов в начале XX века стала Крестовская гора (современный «Нефтестрой»), где можно было без помех осваивать подъемы и склоны, наслаждаясь великолепным видом. Веселые велосипедные звонки частенько раздавались и на дачах, где адептами велосипедного спорта становились не только мужчины, но и представительницы слабого пола. Модное увлечение произвело настоящую революцию в дамских нарядах и хорошеньких женских головках. В обиход немедленно вошли женские брюки-шаровары, а велосипедные прогулки в мужской компании стали для эмансипированных барышень обычным делом.

Ворвавшись на городские улицы, велосипед предлагал альтернативу привычным формам провинциального досуга. Не ограничиваясь одним только летним сезоном, ярославские велосипедисты устраивали «общественные лыжные вылазки», оборудовав на берегу Волги специальную лыжную базу. Наконец, именно благодаря Ярославскому обществу велосипедистов на Казанском бульваре ежегодно заливался ледовый каток – самый большой и популярный в Ярославле. Здесь в зимние праздники каталось и отдыхало полгорода, а в марте, накануне закрытия катка, ярославцев ожидало удивительное зрелище. Лед посыпался песком, и лучшие велогонщики Ярославля совершали большой круг на велосипедах. Двигаясь под звуки оркестра с разноцветными факелами в руках, они практически передавали эстафету новому спортивному сезону, ни на минуту не оставляя в ленивой праздности ни Ярославль, ни его обитателей.

текст: Мария Александрова