UP: город с высоты птичьего полета • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

UP: город с высоты птичьего полета

Андрей Тихомиров и Ольга Еськова запускают в небо миниатюрные летательные аппараты, похожие на вертолеты, и фотографируют город с высоты птичьего полета. На их снимках хорошо знакомые места – мост через Волгу, Стрелка, Петропавловский парк – предстают в абсолютно новых ракурсах. Ребята рассказали «Элитному кварталу», как парить в воздухе, твердо стоя на ногах.

Ольга работает в пресс-службе энергетической компании и по долгу службы занимается репортажной съемкой. Андрей продает офисную технику, а в свободное время фотографирует природу и урбанистические пейзажи.
– В прошлом году мы вычитали в Интернете о фотосъемке с борта радиоуправляемых летательных аппаратов – коптеров (от англ. helicopter – вертолет – авт.), – рассказывает Андрей. – Это направление начало развиваться совсем недавно. Обычно снимают с аэростатов, парапланов, самолетов. По сравнению с ними у коптеров масса преимуществ. Им не нужна взлетно-посадочная полоса, можно летать в городе, снижаться до малых и сверхмалых высот. В общем, мы решили попробовать.

Коптеры продаются в специализированных магазинах в Москве и Питере. Но не все новички знают, что рискуют купить кота в мешке. Инструкция по эксплуатации сжатая, понять, что к чему, практически нереально.
– Допустим, что-то сломалось, – рассуждает Тихомиров. – Что делать будете? Автомобили в сервисах чинят. А здесь придется полагаться исключительно на собственные умения. Совсем другая история, когда вы сами собрали аппарат. Вы четко понимаете, как он работает, и в случае чего без проблем диагностируете и устраняете поломку.
Пару месяцев парень изучал информацию на профильных сайтах и форумах. А затем взялся за дело. Подобрать оптимальную конфигурацию для сборки, правда, оказалось непросто.
– Мы решили использовать для съемки фотоаппарат Nikon 1 J1. Он маленький и легкий – всего 400 граммов. Но, чтобы поднять его в воздух, нужен достаточно мощный коптер весом 2,5-3 килограмма. Исходя из этого, я и разрабатывал схему, – объясняет Андрей.
Детали он покупал в китайском интернет-магазине (там они гораздо дешевле). Собрать аппарат дипломированному инженеру не составило особого труда. Помогли и навыки в авиамоделировании: в школе Тихомиров занимался в кружке во Дворце пионеров, участвовал в выставках, брал призы.

○○○
Результатом ребята остались недовольны. Снимки получались сомнительного качества. Стало очевидно, что нужен фотоаппарат посерьезнее, чем «мыльница».
– Естественно, появилась необходимость усовершенствовать и коптер – установить более емкий аккумулятор, моторы помощнее, винты побольше, – добавляет Андрей. – Потом Оля предложила: почему бы не снимать видео? Так я начал строить еще одну модель.
Сейчас у Андрея и Ольги 2 аппарата –
4-винтовой квадрокоптер и 6-винтовой гексакоптер. Первый предназначен для видео-, второй – для фотосъемки. Оба управляются с пульта, оборудованного системой FPV (от англ. first person view – «полет от первого лица» – авт.): пилот надевает так называемые очки виртуальной реальности и видит все, что попадает в поле зрения модели. Та же самая картинка отображается на мониторе.

– Гексакоптер довольно тяжелый, и, чтобы сэкономить заряд батареи, мы запускаем его только по вертикали, вверх и вниз. Квадрокоптер перемещается в любых направлениях. Во время видеосъемки Андрей контролирует, в каком положении находится аппарат. А я смотрю на экран и компоную кадр, проверяю, на безопасном ли расстоянии от деревьев, проводов движется модель, – рассказывает о распределении обязанностей Ольга.

○○○
Собрать коптер – это полдела. Важно правильно управлять им. Если что-то пойдет не по плану, аппарат рухнет на землю и, скорее всего, серьезно пострадает.
– Представьте, что вы сели за штурвал самолета, не будучи пилотом. Вероятность аварии почти стопроцентная. Вот и тут надо готовиться. Мы купили игрушечный квадрокоптер, тренировались и в квартире, и на улице, – рассказывает Тихомиров.
Тестовые испытания реальных моделей ребята проводили в поле, на окраине города. Сначала коптеры запускали пустыми – без подвесов и камер. Первый кадр был запечатлен с высоты двух метров, затем из-за оплошности тогда еще неопытного пилота аппарат упал. А во время первого полета с FPV квадрокоптер с трудом нашел обратную дорогу.
– Лечу я довольный, любуюсь красотами и вдруг понимаю, что не знаю, где нахожусь. Долго кружил, пока не увидел колодец с бетонной крышкой, мы его в качестве аэродрома используем. Иду на посадку и ловлю себя на мысли, что колодец-то есть, а меня рядом с ним нет! Выяснилось, что буквально в 100 метрах от нашего колодца есть в точности такой же! – вспоминает пилот.
Сейчас модели оснащены GPS-навигаторами, а техника полета отработана до мелочей. Но внештатные ситуации все равно случаются. На съемке в Ярославском индустриальном парке у видеопередатчика плохо закрутили антенну. В воздухе она отвалилась, передатчик сгорел, сигнал потерялся, и пришлось двигаться вслепую.
– Жесткие посадки тоже случаются – в основном, из-за некачественных комплектующих. Дважды у гексакоптера шасси ломалось, но эпоксидный клей выручал. А один раз квадрокоптер с высоты 9-этажки свалился. Пострадали только пара пластмассок по 4 доллара каждая, – приводит пример Андрей. – Я уже давно усвоил важный урок: надо всегда быть начеку и учиться на собственных ошибках.

○○○
Заниматься аэросъемкой можно в любое время года. Единственное условие – отсутствие сильного ветра, осадков и тумана. Впрочем, иногда желание сделать удачный кадр решает все.
– Когда мы ездили в поселок Любашино рядом с Климовскими карьерами, дул сильный, порывистый ветер. Конечно, это здорово мешало. Модель бросало из стороны в сторону, приходилось постоянно следить, не попадает ли в кадр шасси, – рассказывает Оля. – На съемках сюжета для «Первого Ярославского» нам нужно было пролететь над Вечным огнем. Внезапно повалил снег. А приборы же беззащитны перед водой, не исключено замыкание. Но все обошлось. Мы добились, чего хотели.
В том, что вид сверху лучше, друзья убедились не только в Ярославле. Они успели побывать в Угличе и Ростове. Съемка на озере Неро запомнилась надолго.
– Я решил полетать рядом с водой, но слегка забылся. Оля раз сто напомнила, что пора возвращаться. Наконец, я внял ее просьбам, развернул камеру и увидел, что до берега метров 200! У меня ноги подкосились от страха. На кнопки нажимал дрожащими руками, – смеется Тихомиров.
Аэрофотографы вынашивают грандиозный план – подготовить серию фотографий из городов «Золотого кольца» и выпустить иллюстрированный буклет. Их интересуют и исторические места, и промышленные объекты. Они уверяют, что, смотря на мир свысока, испытываешь ни с чем не сравнимую эйфорию.
– Ты ясно ощущаешь, что летишь, но тебе ничто не угрожает, потому что ты остаешься на земле, – пытается объяснить это чувство Андрей. – Что-то подобное бывает, когда играешь в компьютерные игры. Но в реальности все намного интереснее, просто дух захватывает.

 текст: Елена Иванова  |    фото: Олег Токмаков