В главной роли: Ярославль • elitniy.ru

В главной роли: Ярославль

Юрий Ваксман о том, как город стал центром киноиндустрии.

Точную цифру – сколько всего было снято фильмов на Ярославской земле – сегодня не берется назвать никто. В разных источниках представлены списки, которые включают от 150 до 200 картин! Но совершенно точно, что не менее 100 из них сняты за последние 20 лет, и это, прежде всего, благодаря кинокомпании «Ярсинема», которая способна организовать полный цикл кинопроизводства. С создателем и продюсером кинокомпании, актером и директором Ярославского камерного театра Юрием Ваксманом мы поговорили о возможностях провинциальной киностудии и о том, как Ярославлю удается играть роль едва ли не любого города мира…

Юрий Михайлович, кинокомпания «Ярсинема» по-прежнему остается единственной в России провинциальной студией, производящей фильмы?
Сегодня уже не единственной. Площадки в России появились. Но по объему производства, по инфраструктуре, по техническим возможностям – мы единственные из провинциальных. Причем, кроме обслуживания киногрупп – кстати, не вижу ничего плохого в слове «обслуживание», – мы снимаем собственные фильмы. Пока ни одна провинциальная кинокомпания не может похвастаться тем, что создает свое собственное кино. Свое! С фестивальной судьбой, с призами… Две из наших картин прошли по многим, в том числе международным фестивалям класса «А». Например, фильм «Гидравлика» (кстати, первая российская лента, снятая на цифровую камеру) попал на Шанхайский кинофестиваль в числе 15 отобранных картин. Мы не получили там призов, но внимание к работе было очень серьезное, и фильм имел успех на показах! Поэтому я вправе считать, что после Питера и Москвы мы на третьем месте по объему кинопроизводства в России. И я не жалею, что в свое время пошел на эту авантюру, влез в долги… Студия «Ярсинема» в результате приобрела больше! Нам поверили. Поверили, что мы можем производить кино, и стали давать на него деньги.

За те почти 20 лет, что существует компания, как изменились ваши возможности?
Сегодня нам доступен весь цикл кинопроизводства – от создания сценария и сбора группы до съемок, монтажа и postproduction. Если нужно, найдем режиссера, подберем актеров, оператора и… кого угодно! Мы можем сегодня создавать полнометражное кино, короткий метр, сериалы. Можем организовать съемки практически в любой стране, и уже снимали в Молдавии, Узбекистане, Грузии, Италии, Таиланде… Все определяет только бюджет заказчика. Сегодня нас в основном рассматривают – к сожалению или к счастью, не знаю – как компанию, которая может отснять в Ярославле сериал за небольшие деньги. И это выгодно продюсерам: экономия достигает до 40 процентов при съемках непосредственно в нашем городе и приблизительно процентов 20, если мы организуем съемки в чужом городе.

А удалось ли вам реализовать свою идею – приглашать выпускников ВГИКа снимать дипломные работы в Ярославле?
Выпускники снимают у нас, но выборочно – приезжают те, кто про нас знает. А вот так, как мне хотелось бы – чтоб подписать договор со ВГИКом и вести работу на постоянной основе – пока не получилось. Причем наша заинтересованность не финансовая! Здесь заинтересованность просветительская, художественная, творческая. Это заинтересованность работать на перспективу: сегодня мы можем помочь начинающему режиссеру снять картину, завтра он будет знать, что в Ярославле можно найти подходящую натуру, получить поддержку. У нас такие истории уже были: мы помогли дипломникам, и, когда они начали снимать свои сериалы и полнометражное кино, – возвращались в Ярославль. Кроме того, для нас такое сотрудничество – это еще и новые кадры. Молодые и интересные операторы, например, которых мы можем потом привлечь в свои проекты.

А есть среди режиссеров и актеров те, в чьей карьере кинокомпания «Ярсинема» сыграла значимую роль?
Я не возьму на себя такую ответственность – утверждать, что в чьей-то судьбе мы сыграли особую роль. Но мы всегда честно работали со всеми, и очень многие режиссеры остались довольны сотрудничеством, о чем они постоянно говорят в своих интервью. Нас хвалил Борис Хлебников, чей фильм «Аритмия», снятый в Ярославле, был очень высоко оценен критиками и публикой. Недавно очень позитивно отозвалась о процессе съемок Анна Пармас: ее новая картина «Давай разведемся!» только что вышла в прокат… Ни от кого не слышали негативных отзывов!

Ряд фильмов, которые снимались в Ярославле, еще ведь удостоились множества кинематографических премий. В частности, «Аритмия» получил несколько призов, среди которых Гран-при фестиваля «Кинотавр», а также 5 наград кинопремии «Ника». И даже «Давай разведемся!» уже отмечен призами на «Кинотавре-2019»…
Да! А сейчас один за другим берет награды снятый при нашей поддержке фильм «Керосин» Юсупа Разыкова. Недавно он получил приз имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России на «Кинотавре-2019». Открытием для большого кино стала работа в этой картине актрисы Волковского театра Елены Сусаниной!
Могу сказать, что среди фильмов, снятых на нашей площадке, есть много таких, за которые нам не стыдно. И даже сериалы есть, за которые не стыдно. Например, вышедший на интернет-платформе «Домашний арест» – за него не просто не стыдно, это поворот в сериальной продукции, новое слово в данном виде кинопроизводства. И это очень важно!
Ну а когда фильмы получают награды – нам приятно, что мы к этому тоже имеем некоторое отношение! И, конечно, мы рады, что были причастны и помогли с организацией съемок таким режиссерам, как Глеб Панфилов, Александр Прошкин, Александр Велединский…

В фильмах, которые снимались в нашем городе, Ярославль перевоплощался в Москву и Одессу, в военный Сталинград и купеческий провинциальный город XIX века. Ярославль может сыграть роль любого города любой эпохи?
Ну не совсем так, конечно. Хотя мы пробовали снять у нас в том числе Арабские Эмираты, и даже сняли кусочек! А вот Европу – фрагментарно, да, можем найти у нас. Например, мы нашли в Ярославле уголок Германии: в районе областного суда, на Флотском спуске, есть дома, которые построены в немецком стиле. А гостиницу SK Royal выдавали за турецкую. Все эти ярославские Эмираты, Германию и Турцию можно увидеть в сериале «Специалист»… А старые дома и здания бывшей фабрики «Красный Перекоп» оказались весьма убедительны в роли Ростова-на-Дону, поэтому почти 90 процентов сериала «Ростов» мы снимали в Ярославле (остальные съемки прошли в Костроме). Некоторые ростовчане в соцсетях говорили: «Ну какой это Ростов-на-Дону?». А откуда они знают, каким был их город в 1919 году? Конечно, растительность у нас не южная. Хотя берег Волги по растительности очень похож на берег Дона! А старые дома нашего города очень близки архитектуре Ростова-на-Дону.

Особенно часто у нас находят спальные районы Москвы и типичную застройку провинциального города…
Да, спальную Москву у нас снимают очень часто! И провинцию, конечно. В «Аритмии» типичную провинциальность передали: улица Панина, станция скорой помощи Железнодорожной больницы, приемный покой больницы имени Соловьева, центр города и дворы Дзержинского района, промзона недалеко от «Соловьёвки», Толбухинский мост и Волжская набережная. А в уже упомянутой комедии «Давай разведемся!» можно увидеть детский сад на проспекте Фрунзе, больницу на Резинотехнике, квартиры на улице Красноборской, рестораны «Мамука» и «Белый кролик».
Откуда такая кинематографическая универсальность у Ярославля, по-вашему?
Эту универсальность, во-первых, придает интересная архитектура города, особенно – сохранившаяся старинная. А во-вторых – разнообразие архитектурных стилей, особенно в современной застройке. Конечно, плохо, что у города нет единого архитектурного облика, но для кино – это плюс!

При этом вы как-то сказали, что город теряет свою «старинность», столь притягательную для киношников…
Да, теряет. И мне очень жаль! Утрачиваются какие-то красивые виды. И для кинопроизводства это тоже потеря – ведь мы могли бы больше снимать картин по классике. Знаете, мы живем здесь, привыкаем и уже не замечаем этой красоты вокруг, этого многообразия. А представьте себе: начиная с 2000-х годов мы сняли более 100 фильмов на нашей земле, и ни в одной картине, ни в одной(!) Ярославль не повторяется! Узнаваемы только знаковые места – набережная, беседка на ней… Но ни в одной картине город не узнать. Иногда я слышу: Ярославль уже весь отсняли! Ну тогда Петербург и Москву – тем более отсняли! Нет, это не так, у нас – снимать и снимать. Все зависит от таланта оператора, от того, как он сможет передать свое видение города.

Что в производстве сейчас?
Сейчас у нас прошли съемки полнометражного фильма «Герда», режиссер картины Наталья Кудряшова. Это будет современная история, и, на мой взгляд, довольно тяжелая, о жизни в стране в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Главная героиня – юная студентка, которая вечерами подрабатывает в стрип-клубе. Картина явно делается для зарубежных фестивалей. А чем грязнее выглядит наша родина в кино, тем больше его принимают международные критики, так что фильм вполне может «выстрелить» на Западе. Ну и буквально только что мы приступили к съемкам очередного боевика под названием «Уцелевшие».

На сегодняшний день компания «Ярсинема» выпустила только 4 собственные картины…
Четыре полнометражные. Есть еще 4 короткометражки, но их мы показывали только на фестивалях. В частности, фильм «Прадед», полностью снятый нами в Грузии, был показан на нескольких фестивалях, в том числе на очень престижном итальянском кинофестивале в Бари.

Почему полнометражных картины всего четыре?
Нет денег. Когда они есть – мы снимаем свое кино.

А если бы не «денежный вопрос»?..
У нас очень много амбициозных планов! И самое главное – есть сценарии! Боюсь сглазить, но скажу: сейчас как раз работаем над одним замечательным сценарием и уже получили согласие двух очень известных российских актеров – принять участие в съемках… Режиссер и сценарист ленты – Евгений Серов, снявший «Гидравлику». Больше пока ничего говорить не буду!

Юрий Михайлович, за эти годы ваше отношение к кино как искусству как-то изменилось?
Для меня в творческом отношении всегда важнее был театр. Кино – это просто любимое увлечение. Театр для меня всегда был и остается высоким искусством. А кино – любимой игрушкой. Причем на кино много не заработаешь, но зато сразу можешь увидеть результат – хорошую актерскую игру, режиссерскую или операторскую работу. И сама атмосфера съемок, их организация… без этого я уже не смогу жить! ■

Текст: Лора Непочатова фото: Евгений Малышев