В ночь на Ивана Купалу • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

В ночь на Ивана Купалу

Второй год в начале июля в Ярославле проходит фестиваль «Дни лета и любви», соединивший романтику нашего времени и традиции предков. В его основе – череда народных праздников, символизировавших на Руси «макушку лета». Самым долгожданным, веселым и любимым из них был, конечно, день Ивана Купалы, окутанный сотней преданий и примет. Даже сегодня трудно не поддаться их очарованию и не окунуться с головой в волшебную атмосферу этого удивительного дня, когда, по поверьям, каждый может отыскать в зарослях папоротника свое счастье..

Ах, баня, баня…
Иванов день не случайно считался одной из самых важных вех в народном календаре. По старому стилю праздник Рождества Иоанна Крестителя отмечался 24 июня и практически совпадал c летним солнцестоянием. Самые длинные дни в году становились для наших предков подлинным торжеством молодости, радости и любви. Судите сами: на время летнего солнцеворота, происходившего, по приметам, с 23 до 29 июня, приходилось сразу 4 широко почитаемых народом праздника, предписывавших забыть на время о делах и заботах, открыть сердце любви и напитаться живительной силой природы.

Открывал праздничные гуляния день Аграфены Купальницы (6 июля н. ст. / 23 июня ст. ст.), традиционно связывавшийся с началом купального сезона. На Руси верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, очищая водоемы от нечистой силы. Подготовиться к «прохождению чрез воды» должно было и бренное тело. Прежде чем «закупываться», каждая семья непременно парилась в бане, восстанавливая силы душистыми травами и кореньями. Кстати, именно с Аграфены начиналась заготовка банных веников. Считалось, что веники, связанные в этот день, приобретают целительную силу.

Народные традиции соблюдали и горожане, любившие попариться в русской баньке ничуть не меньше. Вплоть до начала XX века в Ярославле насчитывалось около 500 частных бань и 4 торговых (общественных). Особенной популярностью пользовались «Центральные бани» на Власьевской (ныне ул. Свободы) и Мурановские на Рождественской (Б. Октябрьская ул.). Накануне церковных праздников и особенно перед Ивановым днем сюда целыми возами доставлялись веники из окрестных сел. Открывались бани в 5-6 утра, а закрывались за полночь. Ярославцы любили всласть попариться, уважая труд и талант банщика. Особенно ценились у нас банщики из Рыбинского и Пошехонского уездов: считалось, что они умеют «лихо парить».

Волшебная ночь
Главным событием июльских гуляний становился Иванов день, а вернее, ночь, предшествовавшая этому светлому празднику. Практически все европейские народы верили, что летнее солнцестояние – таинственное время, когда травы разговаривают друг с другом, земля открывает тайны своих недр и на месте спрятанных кладов зажигаются огоньки. Знающие люди отправлялись в эту ночь собирать обережные и целебные травы: Иван-да-Марью – на защиту от воровства, девясил – «для разжигания любви», крапиву – от болей в спине, багульник – от простуды. Главным героем растительного мира на Ивана Купалу считался, конечно же, папоротник. Верили, что в полночь он всего на несколько мгновений раскрывает свой волшебный ярко-огненный цветок. И тот, кто сумеет его сорвать, познает все тайны природы, научится понимать язык зверей и птиц, сможет превращаться в невидимку.

По народным верованиям в короткую купальскую ночь нельзя было спать. Всюду играли в горелки, водили хороводы, прыгали парами через костры. Кто прыгнет выше – тот и будет счастливее. Парни и девушки гуляли до самого утра, вместе купались в реках. Даже неженатым парам в эту ночь не возбранялись поцелуи и объятия, непозволительные в обычные дни. Выслушав заверения в любви, девушки не упускали случая проверить их истинность с помощью сплетенного из заветных трав венка. Считалось, что если брошеный на воду венок потонет – любовь не всерьез и свадьбой не окончится.

Рассвет Иванова дня старались не пропустить – считалось, что это приносит счастье. На заре, когда вода обладала целебной силой, стремились искупаться все, даже больные и немощные. Однако в глухих уездах Ярославской губернии лезть в воду побаивались, считая, что водяной в Иванов день считает себя именинником и будет недоволен вторжением. Было на Ярославщине и еще одно особое поверье: если на Иванов день перелезть через 12 тынов (заборов), то любое желание исполнится.

Даже в губернском Ярославле традиции народных гуляний сохранялись вплоть до революции. По сведениям, сохранившимся благодаря ярославскому краеведу Иллариону Тихомирову, купальные обряды, празднества и игрища проходили в Ярославле на Купальничном (впоследствии Зеленцовском) ручье, впадавшем в Которосль. Со времен язычества и еще долго после его падения местные жители собирались сюда жечь костры, искать заветные травы и, конечно, купаться в прохладной и освежающей воде ручья.

По заветам Петра и Февронии
Светлые, длинные дни, красноречиво воспевавшие молодость, красоту и любовь, нередко становились временем свадеб. Особенно благоприятным для брака считался день памяти святых Петра и Февронии (8 июля н. ст. / 25 июня ст. ст.) Эта княжеская чета из города Мурома стала на Руси символом верной и вечной любви, побеждающей и людскую злобу, и болезни, и даже саму смерть. По преданию, муромский князь Петр женился на исцелившей его крестьянке Февронии. Бояре, возмущенные этим неравным браком, выгнали князя из города, но ради любимой Петр готов был отказаться от всех мирских благ. Прожив душа в душу всю жизнь, верные супруги умерли в один день. А после смерти мощи Петра и Февронии, похороненных в разных монастырях, чудесным образом были обретены в едином гробу, где и пребывают поныне.

История верной любви, поколениями передававшаяся из уст в уста, была для наших предков эталоном счастливого брака. А сегодня православный праздник Петра и Февронии все чаще звучит «русским ответом» на западный Валентинов день. С 2008 года 8 июля официально объявлено в России Днем семьи и не случайно на любимом ярославцами Казанском бульваре – как раз неподалеку от Дворца бракосочетания – появился трогательный памятник Петру и Февронии. Так святые покровители влюбленных напутствуют ярославские семьи в новую жизнь.

«Петр и Павел жар прибавил»
Жар любви и молодости связывался с жаром солнца. По народным приметам, после праздника Петра и Февронии еще 40 дней должна была стоять теплая, ясная погода. Однако настоящая жара начиналась на Петров день (12 июля н. ст. / 29 июня ст. ст.) Этот праздник, посвященный первоверховным апостолам Петру и Павлу, именовался в народе Петровками и знаменовал самый разгар лета.
После 6-недельного Петровского поста, предшествовавшего празднику, православные люди «разговлялись» сыром и маслом, предусмотрительно заготовленными из молока, скопившегося за полтора месяца. В почете была и рыба, ведь, по преданию, до встречи с Иисусом апостол Петр был простым рыбаком. Приречные и приозерные жители, а также население особых «ловецких слобод», занимавшееся преимущественно рыбной ловлей, издавна считали «Петры-Павлы» своим «профессиональным» праздником и по обычаю собирали деньги «Петру-рыболову на мирскую свечу».

Петровки были последним разгульным праздником лета – дальше начиналась горячая пора сенокоса. Однако на Петра и Павла еще водили хороводы, и до рассвета звучали песни. Особой забавой были качели, устраивавшиеся молодежью на полянах и пригорках. Качались, как правило, до самой ночи, а иногда и до утра. Для застенчивых или отвергнутых кавалеров Петровки были последним за лето шансом поухаживать за приглянувшейся девушкой. Среди деревенских парней ходила даже хитрая присказка: «Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!» Сами девушки, не желавшие отставать от замужних подруг, становились благосклоннее, и опытные свахи приговаривали: «На Петров день качались, на Покров свадьбу справили».
Любовь и молодость, мудрость и красота природы – ценности поистине вечные, а традиции наших предков не утратили актуальности и сегодня. Пусть коллизии истории спутали даты календаря, пусть сегодня все труднее отыскать в леcу заветный цветок папоротника, суть волшебного праздника остается прежней, а жизнь – прекрасной и удивительной.

текст: Мария Александрова