Вениамин Смехов • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Вениамин Смехов

Легендарный актер театра и кино, режиссер, литератор. Очень разносторонний и образованный человек, завоевавший сердца многочисленных поклонников. Он и сейчас полон сил и энергии и все так же завораживает публику своим многогранным талантом. В Ярославль Вениамин Борисович приехал в рамках эксклюзивного театрального проекта «Лицом к Лицу».

Вениамин Борисович, некоторые интернет-ресурсы повествуют об интересном периоде вашей биографии, когда вы преподавали курс «История русского театра» в американском университете «Смит колледж»…
На самом деле у меня нет никакой досады, но можно попенять на неряшливость Интернета. Потому что ни в каких американских университетах я не преподаю. Но в Массачусетсе, где преподавало много наших замечательных людей, в том числе и Иосиф Бродский, я провел несколько мастер-классов.
Моя жена Галина Аксенова преподает в школе-студии при МХТ, в том числе и для американских студентов, и в свое время в Америке было несколько семестров, где Галя читала лекции по истории нашего кино и нашей культуры. У меня же в то время в основном были актерские заботы, то есть я ездил на концерты и ловил, скажем так, цветы удовольствия от того, что во всем мире много наших соотечественников. В том числе и тех, кто предпочитает слушать поэзию и рассказы о театре. В «Смит колледже» я провел семинар по современному российскому театру, который пришелся как раз на время, когда моя жена читала курс в Штатах.
Организовал наш приезд профессор Воронцов‑Дашков, который, являясь по паспорту американцем, на самом деле потомственный русский граф. В «Смит колледже» он заведовал кафедрой русского языка и литературы.
И на этом семинаре американские студенты, в том числе и русского происхождения, пеняли американским профессорам за чрезмерное высокомерие. Ибо среднестатистический американский преподаватель предпочитает видеть в студентах ленивых ребят. Там ведь, в отличие от России, несколько другая система образования. И это рассказывалось не потому, что они хотели кого-то обидеть, да они и не умеют обижать, а потому, что Галя Аксенова, которая преподавала русское кино, как оказалось, выделялась из ряда педагогов тем, что любит и передает свой предмет сердцем и душой.

В России есть понятие «широкая русская душа». Работая за рубежом, вы смогли понять американскую и европейскую душу?  Пожалуй, я не могу похвастаться глубоким знанием и анализом чужих душ. Но, скорей всего, за эти годы наших путешествий по России и по миру я познавал широту своей родной души – моей жены Гали, а она – мою душу. Я называл это «моя родина – моя жена». Это так же, как и наша родина – русский язык.

Дают ли знать о себе русские корни в ваших многочисленных путешествиях?  
Корни у нас такие симпатичные, что они сами не дают о себе забыть. Потому что ведущее качество во всех моих заботах и забавах – это все-таки русский язык. Это и есть главное, что меня влечет и что разнообразит мою жизнь. Все 3 вещи, которыми я занимаюсь – а это актерство, режиссура и литература, – связаны с русским языком.
Что же касается путешествий, то это родное актерское качество. Актеры – кочевое племя. Путешествия для меня вообще норма жизни. И не могу сказать, что я где-либо скучаю, такого не было ни разу. В путешествиях я прожил те 15 лет, что мы ездили по режиссерским контрактам и по концертам. Такие путешествия называются «Из Москвы в Москву». Хотя это не помешало «доброхотам» из Интернета называть меня гражданином то Германии, то Израиля, то Америки. Потому что об Америке сейчас все много и уверенно говорят. О чем меньше всего знают, о том и говорят. А ведь те, кто часто бывает в Америке, считают, что понять эту страну очень сложно. Даже наши знакомые, талантливые ученые – математики, физики, программисты, которые живут в ней по 20–30 лет, – говорят, что чем больше они там живут, тем меньше понимают эту страну. То есть знают правила жизни. однако понять ментальность сложно. Но ведь и мы непростой орешек для всех.

Еще какой!
Как говорится, умом Россию не понять. Поэтому здесь все взаимно.

Насколько я знаю, вы были членом жюри недавно завершившегося второго международного фестиваля «Текстура». Какие работы, представленные на этом мероприятии, вас удивили? Сейчас в прессе много говорят о кинофильмах «Гавр» и «День шахтера».
Наверное, это событие – один из самых, а может быть, и самый интересный случай в обильной фестивальной жизни нашей страны. Это замечательно, потому что фестивали, которые устраиваются благодаря личной инициативе каких-то специалистов, как и очень многое у нас в стране, есть противостояние личного интереса государственной беспомощности. Потому что государство занимается своими делами и чаще всего не попадает в наши интересы. А наш интерес – это то, за что нашу страну уважали и любили до сих пор. Это культура!

Ранее я неоднократно выступал на разных площадках театральных, киношных и других фестивалей. Все было очень хорошо, и организаторы таких мероприятий заслуживают самых теплых слов, но, к сожалению, иногда представители государства на таких фестивалях мешают излишним присутствием людей, которые разговаривают, как полуграмотные райкомовские и горкомовские начальники. А на «Текстуре» люди искусства взяли себе право и возможность обсуждать новости сегодняшнего дня в театре и в кино. Это уникальный фестиваль! Это современное кино и театр не только России, но и мира. Самое главное – в Перми много людей, которые тянутся к искусству и к культуре. Фестиваль «Текстура» – это инициатива Дягилева нашего времени Эдуарда Боякова.
Вокруг него на фестивале собирается замечательный карнавал талантливейших людей из Европы и России: поэтов, писателей, сценаристов и драматургов. Каждый из них имеет свое время для выступления, а совет фестиваля и жюри разных конкурсов работают неустанно и весело. В прошлом году мы с Галей были в жюри театрального фестиваля, а в этом – в кино. И из тех фильмов, что больше всего понравились, я бы назвал те, за которые я голосовал. Это ленты, которые назвали вы, и плюс фильм «Шапито шоу». Это очень сильное явление. Также можно отметить чудесный датский фильм «Мальчик с велосипедом» и фильм Костомарова «Я тебя люблю». Хотя в каждом из них есть какие-то повторяющиеся недостатки нашего кино.
Скажем, труднее всего нам дается область сценариев. Бывают фильмы, которые сразу захватывают постановкой, операторским искусством, монтажом, режиссером и актерами, но потом им не хватает дыхания дотянуть до финала. В итоге что-то смазывается. Это же касается и некоторых сериалов.
Кроме того, на «Текстуре» проходят очень интересные дискуссии, касающиеся сегодняшнего живого телевидения, кинематографа, литературы и всех видов киноискусства. Необыкновенно поучительно и приятно для меня и развитие новых жанров.

Например?
Читка пьесы. На этот раз один из лучших, а может быть, и лучший наш писатель Владимир Сорокин представлял читку «Свадебного путешествия», где замечательный артист Андрей Смоляков и еще несколько актеров пермского театра захватывающе интересно сыграли эту пьесу, играя и читая. Это несколько иное, чем спектакль, но зрителями фестиваля читка пьесы принималась очень тепло.
И второй, очень серьезно идущий ныне жанр, открытый театром «Практика», – это «Человек. doc». Есть такой жанр вербатим (от лат. verbatim – дословно), когда у известного человека берется интервью, и в нем он выговаривает всю свою жизнь. В этом жанре должен быть главный герой. В свое время таким героем становились известный художник Саша Петлюра, блестящий современный поэт Андрей Родионов… В итоге получается замечательно смешной и трогательный, а иногда и трагичный минимализм, где рассказывается жизнь через человека.
В этот раз царил на сцене человек, далекий от актерства, – выдающийся композитор театра и кино и религиозный философ Владимир Мартынов. Это был для меня, наверное, самый сильный импульс и восторг на нынешнем фестивале.

В свое время в прессе была фотография, где вы в шутку «душили» Владимира Высоцкого: вы изображали это жестоко, а он улыбался. При каких обстоятельствах был сделан этот снимок?
Действительно, однажды, когда мы гастролировали в Ленинграде, я перед фотографом, нашим же товарищем, в очень хорошем настроении, схватил Володю за горло, и он очень хорошо сыграл в той ситуации. В моей книге, которая была издана в издательстве «Время», и в предыдущем издании, в «Вагриусе», было несколько фотографий «задушевных друзей». После Высоцкого я «разбежался» и уже душил и Караченцова, и Боярского, и Хилькевича, и Смоктуновского, и Петренко, и Войновича. Так что у меня очень хорошая биография «задушевного рукоприкладства».
Но тема такой благорасположенности к коллегам и друзьям продолжается и сейчас, и это для меня главная ценность. На канале на «ТВ‑Центр» идет моя авторская программа «Таланты и поклонники», количество выпусков которой перевалило уже за 25 имен. Последние программы были посвящены Евгению Леонову, Олегу Янковскому, Анатолию Папанову и Лене Филатову – все это мне очень дорого.

У каждого свой Высоцкий. Каким он запомнился вам?
То, что было просто, естественно, по-товарищески и коллегиально, спустя время стало легендой. И сейчас были съемки двух маленьких фильмов как подготовка к показу фильма по сценарию Никиты Высоцкого.

«Высоцкий. Спасибо, что живой», премьера которого намечена на 1 декабря?
Да, я очень люблю Никиту, и должен был там участвовать. Никита хотел, чтобы я сыграл в этой картине Любимова – там были даже не роли, а силуэты ролей…
Но я знаю, как к этому сильно и трогательно относится вся команда. И я жду этого фильма и надеюсь, что это будет здорово. А Высоцкий – это бесконечность. Об этом я тоже написал маленькую книжку, отталкиваясь от того счастливого и грустного везения, что с ним работал 16 лет на сцене.

Можете сказать, что роль Воланда принесла в вашу жизнь определенную долю удивительных совпадений?
Сейчас снят и монтируется новый цикл для канала «Культура», который называется «Золотой век Таганки». Это 8 спектаклей первой пятилетки и двух вне этого периода – «Мастер и Маргарита» и «Дом на набережной». Этот цикл посвящается светлой памяти великого художника Давида Боровского. И в этой связи спектакль «Мастер и Маргарита» будет важным, поскольку Воланд не только литературный персонаж и мой герой, но он еще и герой телевизионной программы и главы в моем трехтомнике. Она называется «Мастер и Маргарита в стране чудес»: книга, спектакль и роль.

Сегодня все активней используется общение по Интернету. Когда и почему вы решили пользоваться твиттером?
Меня в это втягивают те, кто неплохо в нем разбирается. В том числе моя жена Галя и мой внук Леонид, которым я горжусь. Он окончил университет и теперь пишет диссертацию в РГГУ. Да и жизнь заставила, потому что я редактирую на компьютере, и использование твиттера теперь меня завлекает все больше.

Наш город для вас чем-нибудь примечателен?
Ярославль – город, который даже не надо рекламировать, настолько он прекрасен. Даже 30 лет назад, когда я приезжал сюда с концертом, он отличался от других советских городов большей чистотой и любовью своих граждан к собственным мостовым и храмам.