Весь этот джаз… глазами критика и музыкантов • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Весь этот джаз… глазами критика и музыкантов

В очередной раз Ярославль захватила свободная музыка для свободных людей — именно так определяют джаз. С 13 по 20 марта в городе прошел фестиваль «Джаз над Волгой-2023».

Фестиваль стал не только главным событием для ценителей импровизационной музыки, но и своеобразным исследованием современных течений в джазе, его истоков и перспектив.
По неизменной традиции, несмотря на свой возраст (91 год!), ведущим всех концертов выступал Владимир Фейертаг – музыковед, журналист, джазовый критик из Санкт-Петербурга. Автор первой книги о джазе на русском языке, организатор первых джазовых абонементов и фестивалей в нашей стране, ведущий авторских программ на радио, Владимир Борисович в совершенстве знает историю джаза и обладает потрясающим талантом рассказывать об этой сложной музыке доступно, тонко и иронично. Ему отдадим роль первой скрипки в нашем проекте. А дополнят картину блиц-интервью с участниками фестиваля.

Владимир Фейертаг

В каждом городе обязательно должен быть свой хор, свой театр и… свой духовой оркестр. В Ярославле есть «Valery Pavlushov’s Big Band под управлением Владимира Воробьёва». То, что он существует, что музыканты не просто созвонились накануне фестиваля, а играют постоянно – знак того, что джаз в городе живет.
В джазе никаких правил нет, здесь исполнитель диктует правила: я играю так, я беру тех партнеров, которые меня понимают и любят мою музыку. Свобода выбора – достижение джаза.

Женщины довольно редко руководили джазом. И не всегда успешно. Элла Фицджеральд записала первые шлягеры и стала популярной, работая в оркестре Чика Уэбба. Когда Уэбб умер, около 20 мужчин оркестра заявили: «Мы продолжим работать, если нас возглавит мисс Фицджеральд». Она по глупости согласилась. И за 2 года сумела развалить оркестр! Все просто перессорились… А в XXI веке многие женщины руководят джазовыми коллективами и предлагают свои музыкальные идеи.

Ксения Селезнёва
Вокалистка, лидер проекта «KS Jazz», в составе которого выступают музыканты разных городов. Педагог по эстрадно-джазовому вокалу. Победитель конкурса «Gnesin Jazz Voice-2017».

Ксения, как женщине руководить джазовым коллективом, чтобы не развалить его?
Сегодня не важно, кто руководитель – мужчина или женщина. Главное – постоянно развиваться, совершенствовать свое мастерство. Когда другие музыканты это видят, никаких претензий с их стороны не возникает. Я часто приглашаю разных музыкантов, и каждый раз вижу, как все стремятся к сотрудничеству, к созданию творческой атмосферы и хорошей музыки. Поэтому никогда ничего не разваливается!

Сегодня вы выступили с музыкантами Москвы, Петербурга и Севастополя, которые приехали за день до фестиваля. Сколько репетиций вам потребовалось, чтобы сыграться?
Мы репетировали вчера вечером и сегодня утром. При этом, конечно, заранее обсудили программу, каждый подготовился, насколько это возможно удаленно. А вообще, я изначально приглашаю тех музыкантов, с которыми у нас близкое понимание музыки, поэтому быстро находим общий язык.

На фестивале вы впервые пели под аккомпанемент саксофона. В чем сложность такого исполнения?
Саксофон очень близок человеческому голосу, у него такая же яркая по тембру окраска. Если фортепьяно или контрабас – просто аккомпанирующие инструменты, то саксофон конкурирует с твоим голосом, на его фоне легко потеряться. Особенно когда вокалист и саксофонист ведут параллельно каждый свою линию – как это сделали мы сегодня. Как в многоголосном пении, ты должен следить за своим соло и слышать голос инструмента и стараться исполнить что-то созвучное, что-то бесконечно красивое.

Владимир Фейертаг

Часто говорят, что джазовые музыканты настолько талантливые, что все осваивают сами. Саксофон освоил сам. Барабаны освоил сам. Гитару, естественно, освоил сам. Даже контрабас освоил сам… А вот фортепьяно никто не осваивал сам! Стать джазовым пианистом, не получив академическое образование, невозможно.

Надо ли полностью уйти от академической школы, переходя в джаз, – не известно! Конечно, есть те, кто полностью опровергает каноны, взять хотя бы Телониуса Монка, который на фортепьяно играл, как на ударном инструменте. Но это отдельные гении.

Фортепианное трио – то, что сегодня так модно, так привычно, – не сразу появилось в джазе. В успех подобных составов поначалу никто не верил. Только благодаря выдающемуся пианисту и композитору Оскару Питерсону фортепианных трио в джазе появилось много. Как правило, таким трио руководит пианист. Но иногда власть в свои руки берет контрабасист или барабанщик. Сегодня в джазе все возможно!

Евгений Сивцов
Джазовый пианист, композитор и аранжировщик. Выступает в качестве приглашенного музыканта и как солист джазовых оркестров. Лидер фортепианного трио. Учился в РАМ им. Гнесиных у профессора Игоря Бриля, затем в Консерватории принца Клауса в Гронингене (Голландия), а потом 9 лет совершенствовал мастерство в Нью-Йорке. В 2009 году завоевал 3-е место на фортепианном джазовом конкурсе YPF в Амстердаме.

Евгений, вы ведь не закончили Гнесинскую академию?
Не закончил. Убежал оттуда в джаз. Поучился сначала в Голландии. Через год почувствовал какой-то потолок в своем развитии. Решил сделать шаг вперед – и отправился в Нью-Йорк.

На ваш взгляд, джазовому музыканту обязательно надо побывать в этой Мекке джаза?
Сложно сказать. Есть много прекрасных музыкантов, которые никогда не были в Нью-Йорке и при этом замечательно играют джаз. И есть музыканты, которые там были, но мало чему научились. В любом случае это отличный опыт, который направляет тебя в очень правильное русло. Играть джаз с теми, кто слышал его с пеленок, все равно что при изучении иностранного языка говорить с его носителями.

На концерте вы сыграли сольный экспромт. Это абсолютно спонтанное выступление?
Да. Я не готовился заранее, все рождалось здесь и сейчас. Подобными экспромтами прославился великий джазовый пианист Кит Джарет. Он говорил: «Самые лучшие выступления случались, когда я подходил к роялю, и у меня не было ни одной идеи относительно того, что я сейчас буду играть». Мне нравятся подобные эксперименты. При этом я использую приемы академической музыки, а по форме это бесконечная импровизация, чем и является джаз по своей сути.

Владимир Фейертаг

Джазовый музыкант сегодня может выступать то как просто участник оркестра, то как исполнитель импровизационного соло в составе коллектива, то как лидер собственной группы. Это – общемировая тенденция. Конечно, все хотят выбиться в лидеры, но не все способны. Даже когда собирают состав, не все удается. Потому что нет идеи, и нет гарантий, что будут концерты. Масса препятствий для того, чтобы стать лидером.


Джаз давно смешивается с другими музыкальными явлениями. И эта тенденция продолжится. Джаз будет соединяться с роком, с популярной музыкой, с классикой – с чем угодно! Джаз очень демократичен и открыт для любых веяний.


Джазовый концерт – это всегда интрига. Вы знаете, какие именно музыканты сегодня играют, вы их даже слышали раньше. Но что они будут делать на сцене, вы понятия не имеете. Вот этим и притягателен джаз!

Михаил Фотченков
Один из ведущих джазовых барабанщиков Москвы. Постоянный участник джазовых фестивалей, музейных проектов в сфере современного искусства, театральных постановок. Ярко заявил о себе в телепроекте «Большой джаз -2022».

Михаил, у вас нет академического образования. По-вашему, для джазового барабанщика оно не обязательно?
Школа важна для любого музыканта, и с недавнего времени я как раз начал заниматься. Но, в первую очередь, все-таки важны хороший вкус и умение слышать звук в своей голове, а руки уже найдут способ извлечь его.

Насколько ваша манера исполнения, тот драйв, который мы ощутили сегодня, зависят от состава, с которым вы играете?
Я всегда играю только с теми, с кем этот драйв в принципе возможно испытать. Иначе все превращается в рутину, на сленге музыкантов – в «самоиграйку». Для меня это неприемлемо. Я за живое взаимодействие на сцене, за эмоции, которые отражают именно мое понимание музыки.

Вы участвуете в театральных постановках, играете в хип-хоп операх. Насколько гармонично это сочетается с джазом?
Свою осознанную музыкальную карьеру я начал как раз с электронной музыки, еще до того, как стал играть на барабанах. Для меня перечисленные направления очень взаимосвязаны. По сути, вся современная музыка вышла из наследия 1960-х годов. И джаз сегодня удачно заимствует из хип-хопа какие-то ритмы, какие-то приемы, мотивы.

Многие узнали о вас благодаря проекту «Большой джаз». Что еще, кроме известности, он вам дал?
Это колоссальный опыт публичного выступления на камеру. Учишься позиционировать себя, отвечать на вопросы ведущих, давать интервью. Такой опыт необходим: каждый, кто выходит на сцену, должен быть артистом.

Текст: Лора Непочатова
Фото: Ирина Штольба