Ход конем • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Ход конем

Люди, которые подбирают бездомных кошек и собак, уже никого не удивляют. Екатерина Сибарнова дает шанс на счастливую жизнь больным, старым и просто никому не нужным лошадям. И даже делает из них настоящих звезд. В конном театре «На Бродвее» ее питомцы выступают на равных с элитными скакунами.

Знакомьтесь, это Бродвей, – Екатерина открывает денник, из которого высовывается
добрая мордаха гнедо-чалого мерина.
Бродвею 25 лет – более чем солидный возраст для коня. У долгожителя интересная и немного грустная судьба. Лошадь родом из совхоза «Коммунар» в Некрасовском районе. В 1990-х годах из-за финансовых проблем животных начали распродавать, и молодой скакун оказался в конноспортивной школе в Ярославле. За 15 лет на нем получили спортивные разряды сотни детей. Затем его использовали в иппотерапии и паралимпийском спорте. На нем выступали инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата. У одного из них руки и ноги были полупарализованы, и конь самостоятельно выполнял нужные элементы.
В 2011 году Бродвея списали на пенсию. Из-за трещины в копыте он с трудом двигался, предпочитал лишний раз не покидать денник и быстро набирал лишний вес. Неизвестно, как окончил бы свои дни бывший любимец тренеров и учеников.
– На Западе спортивным лошадям стараются обеспечить достойную старость, существуют приюты, фонды. У нас ничего подобного нет, – добавляет Екатерина. – Поэтому ветеранов нередко отправляют в городской прокат или вообще на мясокомбинаты.
Бродвей чудом избежал этой участи. Олимпийский чемпион Валерий Волков, которому тогда принадлежал конь, отдал его в добрые руки Сибарновой. Благодаря заботе новой хозяйки старичок воспрял духом и помолодел.
Более того, он снова помогает больным детям справляться с тяжелыми недугами. Один из его нынешних «пациентов» – 13-летний Вадим, у которого несколько серьезных врожденных патологий. За 2 года занятий с Бродвеем у ребенка улучшилась координация, память и речь.
– Если раньше Вадик не мог даже поднять руки и практически не разговаривал, то сейчас он легко выполняет основные элементы вольтижировки и наизусть читает стихотворения, – уточняет Екатерина.

Екатерина Сибарнова с одним из своих любимцев – англо-тракеном Эпатажем.

Она всегда по-особенному относилась к лошадям. В детском саду, куда ходила маленькая Катя, пустую тару для столовой привозили на телеге, запряженной лошадью. Кобыла часто стояла во дворе, и девочка вместе с папой угощала ее сахаром и сухариками.
– С тех пор прошло много лет, но я до сих пор помню, как гладила ее по носу – плюшевому такому, теплому, – улыбается Екатерина. – Позже я хотела записаться в конноспортивную школу. К сожалению, мы жили на Липовой горе, и родители решили, что дорога за Волгу и обратно занимает слишком много времени.
Впервые Сибарнова оказалась в седле в 28 лет. На тот момент у нее было 2 специальности – переводчик и маркетолог. Осуществить давнюю мечту ей удалось по счастливому стечению обстоятельств.
– Через знакомых ко мне обратились руководители конноспортивной школы и попросили перевести на английский язык письмо в какую-то официальную инстанцию, – рассказывает Екатерина. – А в благодарность предложили позаниматься верховой ездой. Конечно, я согласилась!
Екатерина занималась конкуром и сдала норматив на второй взрослый разряд. Потом 2 года руководила национальной сборной по паралимпийской выездке, получила сертификат инструктора по иппотерапии. А в 2013 году вместе с двумя другими частными владельцами лошадей организовала конный театр «На Бродвее», где возрождают старинные традиции конных балетов или каруселей.
Эта благородная забава стала популярной в Европе в XVI веке. Участники надевали роскошные костюмы и состязались в военном искусстве с применением оружия. В России это развлечение в 1766 году популяризировала Екатерина Великая. К XIX веку пышность каруселей уменьшилась, и они стали проводиться частными лицами, которые исполняли различные танцы на лошадях. После Екатерины в России самым большим поклонником конных балетов был Николай I. В 1842 году состоялась последняя конная карусель в честь 25-летия его брака с Александрой Федоровной. Участники были одеты в средневековые доспехи из коллекции императора, сам он восседал на лучшем жеребце в латах времен римского императора Максимилиана. Традиции конных каруселей возрождены в XXI веке – это развод пеших и конных караулов Президентского полка.
– В нашей стране конные театры не особо популярны, это искусство остается достаточно элитарным, как и в прежние времена, – объясняет руководитель театра. – Зрители надеются увидеть трюки, экшн, цирковые номера. Однако главная красота здесь в синхронной езде под музыку. Наша цель — показать гармоничные взаимоотношения лошади и человека, а кони для нас – полноправные артисты. Они тоже играют роли и заслуживают аплодисментов.
В репертуаре театра 3 конных спектакля и 5 шоу. Их герои – библейские персонажи, древнерусские князья, солдаты Великой Отечественной войны, цыгане и даже космонавты. Вместе с отделом по благотворительности Ярославской митрополии, проводятся социальные спектакли для детей-инвалидов, сирот и ребят из малообеспеченных семей. Больше всего их радует то, что посмотреть на четвероногих актеров можно не только издалека. После представлений детям разрешают погладить их, покормить и обязательно покататься.

В представлениях участвуют 10 лошадей. Три из них – питомцы Екатерины. Кроме Бродвея, это гнедой англо-тракен Эпатаж и Мэрилин-Монро – упряжная помесь чубарой масти. Как и ведущему артисту театра, им повезло с хозяйкой.
Эпатаж за свою жизнь тоже настрадался. Он работал в прокате на базе отдыха «Коприно», а затем его продали в частные руки. Сначала на нем занимались выездкой, потом — конкуром. В итоге молодой конь толком ничего не умел, только нажил болячек. Екатерине он достался с больной спиной, хромым, после миоглобинурии.
– Это опасное заболевание, характеризующееся нарушением белкового и углеводного обменов. Почти полтора года ему понадобилось на то, чтобы нарастить мышцы, – вспоминает Сибарнова. – Выздоровел и начал брыкаться, не слушаться, но потом мы все-таки нашли общий язык с помощью мягких методов работы.
Мэрилин-Монро, или просто Маня, которой сейчас 5 лет, в свое время едва не угодила на мясокобинат. Кобыла жила в Даниловском районе, в хозяйстве у пожилых супругов. Старики заболели и решили продать ее. Покупатель никак не находился, а содержать лошадь им стало совсем невмоготу.


– Когда я приехала в деревню и увидела Маню, это было нечто: грязная вся, в колтунах и репейнике, – смеется руководитель театра. – Я начала искать возможность выкупить ее. Необходимую сумму — 60 тысяч рублей – выделила Ярославская митрополия.
Каждый день после основной работы Екатерина спешит в конюшню. Уход за животными и репетиции отнимают все свободное время. Расходы тоже серьезные. Только на оплату постоя и покупку корма для одной лошади уходит более 12 тысяч рублей в месяц.
– И других трат полно. Вот Мане надо седло покупать, – приводит пример Сибарнова, – а это как минимум 10 тысяч. Костюмы, реквизит – все за свой счет. Чтобы немного заработать, проводим конные прогулки и фотосессии.
Муж Ярослав, несмотря на сильную аллергию на животных, поддерживает супругу. Ведь лошади для нее – это даже не увлечение, а пожизненная привязанность.
– Я хочу поделиться с людьми радостью от общения с лошадьми, – говорит Екатерина. – Мне кажется, человек, хоть раз прикоснувшийся к лошади, будет внимательнее и добрее относиться ко всему живому.

 текст: Елена Иванова
  фото: Оксана Серова (golden-afina.lj.ru), Анна Полоскова (vk.com/fotoshangi),
Светлана Бурцева (vk.com/id47279994) и Павел Савасин (savasin.ru)