Холсту доверенный восторг • elitniy.ru

Холсту доверенный восторг

Виталий Авенирович Преображенский хорошо известен в деловых кругах Ярославля как бизнесмен, но делом своей жизни считает продвижение пленэрной живописи. Ярославский пленэрный центр, создателем, вдохновителем и руководителем которого является Виталий Преображенский, предстоящей осенью, 10 октября, отметит свой первый юбилей – 5 лет.

— Виталий Авенирович, кем вы себя сегодня больше ощущаете: предпринимателем, меценатом, коллекционером живописи?
— Собирателем, хранителем, популяризатором пленэрной живописи. А вот задачу свою вижу в том, чтобы сохранять лучшие работы художников-пленэристов, развивать пленэрное искусство и продвигать его, в том числе и за рубежом, в Европе, Китае, Америке.

— Почему именно пленэрная живопись, чем она вас так пленила?
Особенности пленэра – это живопись с натуры. Искусство пленэриста – найти сюжет, поймать то особое состояние природы и чувство, которое вызывает сам этот пейзаж, и перенести его на холст. Критерий результата – это когда восторг от самого пейзажа идентичен впечатлению от картины. Но мы не претендуем на то, чтобы противопоставить пленэрный жанр живописи другим, студийному, например. Многие художники и на пленэры ездят, и в студии пишут великолепные работы. Дело в другом. На наш взгляд, пленэр еще до конца не раскрыл свой потенциал и пока не занимает должное место в галерее современного мирового искусства.
А самое главное, пленэр – это художественная летопись современности. Художники пытаются сохранить на своих полотнах исчезающие деревни, архитектуру городов и уютные дворики, которые по разным причинам от нас уходят.

— Как вам пришла идея создать пленэрный центр?
В 2014 году я был приглашен на юбилейную выставку ярославского художника-пленэриста Юрия Казакова, к большему сожалению, в этом году, 7 января, покинувшего нас. Выставка тогда проходила в Выставочном зале Союза художников. А потом он меня пригласил на пленэр в село Середа, чтобы посмотреть, как это происходит. Там я и проникся идеей создания пленэрного центра, которая первоначально родилась у Юрия Казакова. Признаюсь, я не представлял нюансов. Я думал так: заехали художники на природу, поселились в деревенском доме, выдали им сковородку и по пачке макарон: творите, ловите ощущения. Но после первых пленэров стало понятно, что задача организаторов состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для работы художников, чтобы их от творчества ничто не отвлекало. Кроме того, большинство наших пленэров начинается с погружения в исторический контекст данного места, с обзорной экскурсии.

— Где был первый пленэр?
Датой создания Центра мы считаем 10 октября 2014 года, и начинали мы с Углича. Я хотел увековечить очень красивые места родного города и деревни_Володинская Угличского района и организовать круглогодичный пленэр. Для этого мы сняли в центре Углича квартиру на целый год, и художники небольшими партиями каждый месяц заезжали на пленэр. Набирал группы и руководил этим процессом Юрий Казаков. Юрий Сергеевич сыграл огромную роль в становлении и развитии пленэрного центра. Нам вместе удалось организовать более 30 пленэров, и еще больше выставок с невероятной географией от Монголии и Китая до Чехии и Крыма. Талант художника-пленэриста Юрия Казакова и привлек в наш Центр художников из Костромы, Пензы, Белгорода, Старого Оскола, Твери, Орла, Вологды, Череповца, Владимира, Владивостока, Сергиева Посада, Москвы и Подмосковья, Македонии, Суздаля, Ростова Великого, Углича, Данилова, Санкт-Петербурга и, конечно же, Ярославля.

— А чем привлекает художников ваш пленэрный центр?
Возможность увидеть новые места, возможность пообщаться с профессионалами, художниками со всей России. Материальные расходы по проезду и проживанию берет на себя Центр, более того, мы выдаем всем художникам холсты. По завершению пленэра у каждого художника мы покупаем одну-две работы, и примерно столько же картин художник передает в дар пленэрному центру. Художники без сожаления расстаются со своими творениями, поскольку знают, что их ждет счастливая судьба участия в многочисленных выставках и вернисажах, которые мы проводим.

— А что дальше?
— Мы мечтаем открыть масштабную, самую большую в мире, постоянно действующую выставочную площадку пленэрного центра. Мы уже определились с местом: это будет на Тверицкой набережной, и сейчас мы ищем партнеров, заинтересованных в сохранении и продвижении пленэрной живописи. Партнерам мы можем предложить сформировать собственную коллекцию из картин лучших художников России, помочь в оформлении офиса, квартиры, дома или дачи, разместить на наших мероприятиях, афишах и альбомах рекламу, подобрать качественные уникальные подарки. Также возможна передача коллекции картин в аренду с периодической сменой экспозиции, оформление праздничных мероприятий, проведение мастер-классов и уроков живописи.

— Центру удается продавать работы художников?
— Если бы мы продавали работы по 5-7 тысяч рублей по состоянию рынка, то они уходили бы очень быстро. А пока у нас покупают в основном Газпром, американцы, Министерство культуры и редкие ценители искусства.

— Вы не задумывались над вопросом, что или кто делает художника знаменитым, востребованным: зрители, искусствоведы, заказчики? И почему многих художников слава настигает после их смерти?
— Задумывался. Совокупность многих факторов. Или то, что мы называем талантом. С точки зрения самого художника – это приверженность стезе, преданность искусству, но это не гарантирует ему популярность при жизни. Опять же помогает выбиться принадлежность к определенной группе. Коллективными усилиями легче пробиться, и передвижники, и импрессионисты – тому доказательство.

— Но содержание Центра, организация пленэров требует немалых средств. Значит, вы выступаете как меценат?
— Сейчас мы пытаемся сформировать некий синтез разных направлений в бизнесе, которые могли бы финансово поддержать пленэрный центр. Например, при продажи земельных участков в коттеджном поселке можем сделать определенный экшен, скажем, реконструкцию картины «Завтрак на траве». Такие действия помогают продвигать территорию, повышают ее привлекательность и могут приносить деньги пленэрному центру.

— Долгие годы в нашем обществе считалось, что если художник талантлив, то он беден. Талант или деньги — что важнее для художника?
— Не стоит так противопоставлять. И талантливый художник может быть богатым, а может быть бедным. Это зависит не от степени таланта, а от умения себя продавать, от способностей менеджера.

— Виталий Авенирович, где желающие могут познакомиться с творчеством художников-пленэристов, приобрести работы?
— Итогом каждого пленэра нашего Центра становится выставка, и это естественно. Продолжая традиции русских передвижников, мы организуем выставки не только в галереях, музеях и выставочных залах, но и на промышленных предприятиях. У нас были выставки на Ярославском радиозаводе, на заводе «Русские краски», на Гаврилов-Ямском машиностроительном заводе «Агат» и многих других предприятиях, всего более 40 выставок за 5 лет.

Выставки по итогам самих пленэров проходят с участием местной культурной общественности и перерастают, как правило, в дискуссии с художниками о судьбах и путях искусства в целом и живописи в частности в нашем современном, неспокойном мире. Людям недостаточно просто увидеть произведение искусства, они стремятся увидеть контекст, посмотреть на автора и задать ему вопросы, то есть, фактически, желают приобщиться к творению прекрасного.

У нас одновременно, как правило, проходит 5 выставок. Например, сейчас в Ярославле, в тайм-кафе «Самое время», можно посетить «Чешский вернисаж», в Выставочном зале Академии Пастухова проходит выставка «Зимний Ярославль», на которой представлены итоги работы наших художников за пять лет. С 1 августа в областной библиотеке открылась наша выставка, посвященная Угличу «Светотени грозного величия». В Переславле, в Федоровском монастыре, проходит выставка «Между прошлым и будущим», в Некрасовском в краеведческом музее открыта выставка «Некрасовские дали».
Всегда можно познакомиться с работами художников и в офисе пленэрного центра в Ярославле: пр. Авиаторов, 64 а.

— Какое событие станет главным для юбилейного года Ярославского пленэрного центра?
— Выставка по итогам пленэра «Золотое кольцо России». Весь этот год у нас проходят пленэры в городах «Золотого кольца» с участием местных художников, и после каждого – своя выставка, а в декабре в КЗЦ «Милениум» мы представим лучшие работы, будет что посмотреть, чем восхититься, потому как будет представлена не просто настоящая Россия в природной и исторической красе, но и в восторженном восприятии художника. Искусство пленэриста, как мы уже говорили, – найти сюжет, поймать то особое состояние природы и чувство, которое вызывает сам этот пейзаж, и перенести его на холст.

текст: Ирина Ваганова фото: Денис Болдырев