Худрук первого русского театра Евгений Марчелли • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Худрук первого русского театра Евгений Марчелли

Уходящий год для театра имени Волкова был не просто удачным. Две «Золотых маски», в том числе за лучший спектакль, Гран-при фестиваля «Театральный олимп» и многочисленные призы региональных фестивалей поставили его в один ряд с самыми прославленными столичными театрами. А недавно стало известно, что первый русский снова номинирован на «Маску», причем четырежды. «Дом Бернарды Альбы» – это уже третий спектакль Евгения Марчелли в театре Волкова, который попадает в шортлист российского «театрального Оскара». У режиссера часто спрашивают, каковы слагаемые успешного спектакля? И он каждый раз отвечает, что, работая над постановкой, никогда не думает ни о критиках, ни об успехе, ни даже о зрителе. А под конец года представляет на суд публики эксперимент, который, возможно, вовсе не останется в репертуаре…

Волковский театр заканчивает год на подъеме. Это был год побед, год признания и год путешествий. Весной моя постановка «Без названия» по Чехову взяла главную театральную награду – «Золотую маску» за лучший спектакль. Как относиться к этому? Я отношусь с юмором. Всем говорю, что это какая-то ошибка, что кто-то из жюри невзлюбил кого-то из наших конкурентов, и так мы получили приз.
Если серьезно, номинация для меня гораздо важнее самой премии. Профессиональный экспертный совет в течение года отсматривает несколько сотен спектаклей по всей стране и отбирает из них всего 20. В этот список не попадают случайные работы, это абсолютные сливки современного российского театра. А вот выбор победителя из номинантов – это чистая лотерея. На самом деле все номинанты – лучшие из лучших, они все уже победили.

От «Дома Бернарды Альбы» я совсем не ожидал номинации на «Маску». За эту пьесу режиссеры обычно берутся, чтобы занять женскую часть труппы. Я исходил из тех же соображений – в спектакле участвует больше 20 актрис. Долгое время постановка не клеилась, да и сама пьеса казалась мне надуманной, слишком оторванной от российского культурного контекста. В какой-то момент были опасения, что мы вообще не выпустим этот спектакль. Но на финальном этапе работы он вдруг начал «оживать», и в итоге влюбил в себя публику.
Декабрьская премьера по «Темным аллеям» – это чистый эксперимент. Спектакль состоит из коротких этюдов, срежиссированных самими артистами. До этого момента многие актеры Волковского пробовали себя в режиссуре, но, когда возникла идея этой постановки, отозвались и те, кто раньше никак не заявлял о своих режиссерских амбициях, – Руслан Халюзов, Олег Павлов, Николай Красноперов, Маша Полумогина и другие.

Я не исключаю такого варианта, что мы показываем этот спектакль 2 раза в декабре, и все. Он может не остаться в репертуаре. Но именно это для меня самое ценное. В Волковском меня привлекает, что, выдерживая определенную планку, театр позволяет себе пробовать и ошибаться, причем не только в рамках работы «Центра Треплева» – экспериментальной площадки на малой сцене.

Я понятия не имею, как отреагирует публика на наш эксперимент. Для меня гораздо важнее, чтобы театр не задеревенел в творческом плане, чтобы актеры и режиссеры могли пробовать, открывать себя заново. И многих из них я открыл для себя заново в процессе этой работы. Мне нравится эта ситуация как бы безответственности. Свобода очень вдохновляет и является для меня главным магнитом Волковского.
В будущем году я хочу закончить то, что начал в Питере, в театре Ленсовета. Там я работал над пьесой Ивана Тургенева «Месяц в деревне», но вынужден был по личным причинам уехать из Санкт-Петербурга. Юрий Бутусов (главный режиссер театра – авт.) этот спектакль выпустил. Я его не видел, но, насколько могу судить по критике, он получился совсем не таким, каким я его задумал. Поэтому я хочу довести свой замысел до реализации. Я долго готовился к этой постановке внутри. Литературный материал совершенно «мой».

В любом произведении меня интересуют больше всего сложные, противоречивые отношения между мужчиной и женщиной. Все мои спектакли – про любовь, но любовь не счастливую, а мучительную, трагическую, сжигающую. Есть старая английскую песня, в которой поется: если к тебе в дверь стучится любовь, на пороге ты увидишь двух уродливых карликов. Имя одному Отчаянье, а другому – Безнадежность, но, несмотря на это, впусти в свою жизнь любовь…

Для меня самое ценное в жизни – непредсказуемость. Я не собирался связывать судьбу с театром, хотел поступать в металлургический институт. В юности я увидел спектакль Льва Додина, который меня просто поразил. Мне тогда и в голову не могло прийти, что через много лет я попаду вместе с этим великим режиссером в список номинантов на «Золотую маску». Это непостижимо…