ЮРИЙ ВАКСМАН и его Камерный театр,  Дом актера и Ярсинема  • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ЮРИЙ ВАКСМАН и его Камерный театр,  Дом актера и Ярсинема 

Юрий Михайлович Ваксман  — актер, продюсер, бизнесмен — был самым узнаваемым лицом Ярославля. А его детища — кафе «Дом актера», Камерный театр и компания «Ярсинема» сделали город брендом для мира театра и кино. Юрия Михайловича не стало в День театра, за несколько часов до 25-летнего юбилея Камерного театра. Спустя два месяца, 25 мая, не стало и художественного руководителя театра — Владимира Александровича Воронцова.

Юрий Ваксман

Воспоминаниями о друге и партнере по сцене, Юрии Ваксмане, своем учителе, Владимире Воронцове, становлении Камерного театра и размышлениями о дальнейшей судьбе театра поделился заслуженный артист России, актер Ярославского камерного театра, Владимир Евгеньевич Гусев:

Мы познакомились с Юрой в 1982 году. Юра уже был актером. Он закончил Воронежское театральное училище, отслужил в армии и приехал в Ярославль по приглашению известного драматурга Виктора Сергеевича Розова, когда Театр юного зрителя только открылся. А я был студентом второго курса Ярославского театрального училища. Тогда и началась  наша дружба на всю жизнь.

Впервые на одной сцене мы с ним встретились в 1999 году. Были тяжелые 90-е годы. Мы оба ушли из своих театров, где царила бесперспективная в творческом плане атмосфера — он из ТЮЗа, я — из Волковского. Я ушел вслед за своим учителем, который был главным режиссером Волковского театра, Владимиром Воронцовым. Владимир Александрович тогда вообще затворился на даче со словами: «Не произносите при мне слово «театр»!»

Но Юра, будучи профессиональным актером, очень хотел делать что-то интересное, настоящее. Однажды, общаясь в его только что открывшемся кафе «Актер», и решили поставить спектакль. Помещения у нас не было. Но Юра был готов отдать один из залов кафе «под театр». Я сказал ему, что без Воронцова мы театр не сделаем. Юра знал его спектакли и сразу согласился. О работе с Воронцовым можно было только мечтать, и он принял наше предложение!

Владимир Александрович выбрал пьесу американского драматурга Питера Суэта «Интервью». Кафе «Актер» работало до 23 часов, а по ночам мы репетировали «Интервью». Это продолжалось 2,5 месяца. Спектакль был готов ко Дню театра, но Владимир Александрович сказал, что давать представление в такой день слишком пафосно. Но если на следующий день утренний прогон пройдет успешно, то вечером мы дадим спектакль. Так и случилось. Вечером, 28 марта 1999 года, в кафе «Актер» состоялась премьера спектакля «Интервью». А уже в 2000-м году, на Московском фестивале имени Смоктуновского, мы стали лауреатами сразу в четырех номинациях: за лучший спектакль, за лучшую режиссуру и за обе мужские роли. Так начался Камерный театр.

Камерный театр

Владимир Воронцов — гениальный режиссер. Он своими руками создавал макеты каждого спектакля как художник-декоратор. Он сам писал пьесы под псевдонимом Леонид Рокотов. Он поставил лучшие спектакли нашего театра: «Интервью», «Моцарт и Сальери», «История костюмера», которые завоевали престижные премии и ввели нас в российское и международное театральное пространство. Сколько мы гастролировали!

Мы были и на Украине, в Киеве, и в сербском Белграде, в Прибалтике — в Риге и Таллине, всего не перечислишь, а в Москву и Питер постоянно ездили. Если бы это были проходные комедии, то вряд ли бы у нас состоялся театр. Владимир Александрович говорил: «Мы ставим ли драму или комедию, стараемся говорить о возвышенном, вечном, об истинном. Мы делаем спектакли о тех, кто способен противостоять безнадежности. Мы рассказываем о вечных идеалистах и Дон Кихотах, о тех, кто всегда ищет выход и дарит другим надежду». Владимир Воронцов был настоящим творческим лидером. Юрий Михайлович всегда говорил: «Это такое счастье, когда ты имеешь лидера и своего режиссера! Какое счастье знать, что я — артист Воронцова!»

Юра был очень открытым и общительным человеком. Очень уважительно относился к актерам, был чрезвычайно гостеприимным. Вот заходит к нему в кафе человек, говорит: «Здравствуйте, я актер из Новосибирска». Юра сразу накрывает ему стол, кормит, поит за счет заведения и с интересом расспрашивает о театральной жизни Новосибирска. Он был бессребреник в этом плане. Всех угощал, кто бы ни приезжал. Почему кафе «Актер» в итоге переименовали в «Дом актера»? Потому что это было не просто кафе, а настоящий дом для артистов и музыкантов. Юра хотел, чтобы люди больше общались, поэтому он проводил кинофестивали.

Сколько знаменитостей побывало в этих стенах! Актеры из Москвы, которые снимались с нами в фильмах. Ведущий Первого канала Виталий Елисеев несколько раз бывал у нас. Как-то раз он приехал в Камерный театр на спектакль «История костюмера». Он был потрясен постановкой, назвал спектакль шедевром, а через какое-то время снова приехал на него с женой и матерью!

30 марта 2024 года у нас планировался юбилейный вечер в честь 25-летия театра. Мы 3 месяца его репетировали. Юрий Михайлович собрал всех друзей. Из Москвы человек 100 приехало знаменитых артистов, и получилось, что они приехали на его похороны.  

Сейчас из трех создателей Камерного театра остался я один, и на меня все смотрят с надеждой и предлагают стать художественным руководителем. Юра руководил финансовой частью, Владимир Александрович — творческой. Из-за «поплывшей» после ухода Юры финансовой части Камерный театр сейчас под угрозой исчезновения. Спасти может только одно: если его возьмут на баланс. Губернатор Михаил Евраев как-то обмолвился, что в городе должен быть областной, губернский, театр. В этом смысле Камерный театр — настоящий золотой подарок городу. Театр с нуля за один-два года создать невозможно. Театр выращивается, как драгоценное дерево, десятилетиями! Мы с любовью взращивали свой театр 25 лет! Он репертуарный, формировавшийся под руководством гениального Владимира Воронцова. Театр имеет мощный творческий организм — крепкую штатную труппу профессиональных актеров, состав которой выстраивался десятилетиями.

Камерный театр известен, признан и оценен на очень высоком профессиональном уровне в России и за рубежом, мы становились лауреатами международных фестивалей. Такое, с одной стороны, — творческое наследие, а с другой стороны, — настоящее драгоценное наследство городу осталось от Юрия Ваксмана и Владимира Воронцова. Камерный театр — это бренд и гордость Ярославля, и он  должен жить.

Владимир Гусев

Текст: Екатерина Пятунина
Фото: из архива журнала «Элитный квартал», https://ru.wikipedia.org