Застольные игры • elitniy.ru

Застольные игры

Застольные игры

Ни современных гаджетов в руках, ни активного перемещения в течение нескольких часов, ни экстремального пространства или интерактивной площадки. А азарт ничуть не меньший, чем в каком-нибудь футболе или большом теннисе. Ника и Михаил Яковлевы знают секрет, почему настольные игры становятся так популярны.

– Впервые мы сыграли в настольную игру в гостях у друзей приблизительно 4 года тому назад и поняли, что это очень увлекательно! – рассказывает Михаил.
По образованию он, как и жена Ника, специалист по телекоммуникациям. Оба учились в Демидовском университете на физическом факультете. Их профессия, конечно, никак не могла повлиять на возникновение подобного увлечения.

Первой для них стала карточная игра «Уно». Принцип игры незамысловат: игроки выкладывают карты соответствующего цвета или нумерации поверх других карт, а при отсутствии нужной карты берут дополнительные из колоды, и выигрывает тот, кому первым удастся избавиться от карт на руках.
– В ходе этой простой игры мы познакомились со всеми приглашенными, даже сдружились. Весь вечер смеялись. Осталось ощущение, что очень интересно и весело провели время, – говорят Ника и Михаил.
После знакомства с «Уно» супруги решили купить точно такую же игру домой. Наигравшись, пошли в магазин за следующей. Потом купили еще одну. И еще… Так в доме накопилась целая коллекция игр. Их даже стали давать в прокат за символические деньги. А в основном играли дома с друзьями, конечно. Специально планировали вечера по выходным, чтобы поиграть – так же, как некоторые планируют поездку на шашлыки или рыбалку.
– Со временем наш интерес к игре становился все больше и больше, – рассказывает Ника. – Мы переиграли почти во все из широко известных – и в игры наподобие «Мафии», и в игры, где строишь свою бизнес-империю или прокладываешь железнодорожные маршруты, и в игры, где участникам раздаются какие-то роли: купца, короля, вора…

Застольные игры

Вообще, мир настольных игр, которым уже несколько тысяч лет, огромен. При этом даже самые современные из них имеют древнейшие прототипы. Наиболее древняя из достоверно известных на сегодняшний день настольных игр – «Сенет» — шашечного типа, которая появилась в Древнем Египте. Затем были придуманы нарды на Ближнем Востоке (игра сохраняется до сих пор, хотя и в измененном виде), игральные кости (которые являются частью нард и используются во многих других настольных играх), игры «Го» (в Древнем Китае) и первая игра шахматного типа «Чатуранга» (в Индии).

В VIII-X вв. в Европе появляются шашки современного вида, в частности, русские и скандинавские. В IX-X вв. от арабов в Европу приходят будущие шахматы (к XV веку сложатся так называемые классические правила этой игры, но окончательно они будут стандартизованы в XIX веке). В XII веке на Востоке появятся игральные карты. Они проникнут в Европу в XIII-XIV вв. И одновременно выйдут первые указы европейских правителей и духовных лиц о запрете настольных игр: костей, карт и даже шахмат. Как ни странно, шашки выпадают из этого ряда, их в Европе никто никогда не запрещал! В XVIII веке в Италию из Азии придет игра домино.
Уже в наше время появятся такие известные игры, как «Монополия» (игра в жанре экономической стратегии) и ролевые игры (первая коммерческая из них — «Dungeons and Dragons», т.е. «Подземелья и драконы»). В конце 1990-х станут популярны коллекционные карточные игры, в которых игроки приобретают карты небольшими наборами и постепенно составляют свои индивидуальные колоды.

Когда у Ники и Михаила Яковлевых за годы увлечения накопилось больше сотни игр, они решили не только давать их в прокат, но и проводить игротеки. Первую устроили по приглашению владельцев одного из автосалонов, организовавших новогодний праздник для детей.
– Это было радостное событие, дети довольно эмоционально реагировали на происходящее, все остались довольны! Хотя мы сами, конечно, очень устали, – вспоминают Ника и Михаил.
После этого пара проводила игротеки в различных ДК и библиотеках города. Очевидно, людям поднадоели компьютерные гаджеты, отнимающие практически все свободное время, но не приносящие радости живого общения. Многие вообще открыли для себя мир игры, в котором игры могут быть интеллектуальными и азартными, для развлечения и обучения (изучения иностранного языка, географии или истории, например), для одного игрока (карточные пасьянсы, собирание пазлов) либо для команд или произвольного количества игроков…

Особый интерес сегодня вызывают ролевые настольные игры. В них игрокам, получающим ту или иную роль, ведущий, так называемый «мастер игры», описывает ситуацию, в которой они оказались в данный момент. По ходу игры мастер информирует обо всех изменениях ситуации, которые происходят в результате действий игроков, либо при выпадении того или иного «жребия», либо в силу неких «непредвиденных обстоятельств». Персонажи могут использовать все возможности, включая магию и волшебные превращения, которые предоставляет им игровой мир: чаще всего, рамки их «поступков» ограничены только «моральными устоями» самого персонажа и внутренними «законами мироздания», в котором все «живут». При этом в некоторых ролевых играх участники могут вносить изменения в сценарий, придумывая, по сути, свой сюжет!

Застольные игры

Сегодня игры издаются компаниями, подобными книгоиздательствам. В России большинство из издателей выпускают переводные настольные игры, но есть и оригинальные. Подогревая интерес к своей продукции, издатели устраивают чемпионаты по той или иной настольной игре. Как в большом спорте, эти соревнования начинаются с отборочных региональных турниров, победители которых выходят на всероссийский уровень, а затем, если игра захватила мир глобально, отправляются и на международные состязания. Истории создания почти всех популярных игр очень похожи. Чаще всего все начинается с того, что папа или мама придумывают игру для своих детей. В нее начинают играть друзья детей, друзья друзей, и так продолжается до тех пор, пока игрой не заинтересуется какое-нибудь издательство. А затем игра, становясь популярной, выпускается миллионными копиями.

Часто в настольные игры вносятся так называемые домашние правила: группа игроков вводит в известную игру свои условия, которые принимают все участники. При этом «домашние правила» могут полностью видоизменять игровую систему или соединять несколько разных систем. – Такую схему используют и издатели, модифицируя и создавая новые варианты известных всем классических игр, – рассказывает Михаил. – Например, есть игра «Цу-е-фа», в которой объединились принцип игры в шашки и всем известная игра «Камень, ножницы, бумага». На клеточном поле выставляются фигурки «хулиганов» и «ботанов», за спиной которых крепятся невидимые сопернику фишки со статусом «камень», «ножницы», «бумага». Соответственно, «сила» и «возможности» у каждой фигуры разные. И это вносит дополнительную интригу в игру.
Сами Михаил и Ника еще не придумали свою личную игру. Но признались, что такое желание у них есть…

До недавнего времени считалось, что дети могут играть в игры с трех лет. Но сегодня уже появились настольные игры для детей от двух лет. Любопытно, что малыши иногда быстрее родителей осваивают их правила!
Еще один любопытный момент, с которым столкнулись в ходе игротек Ника и Михаил: людям средних лет нравятся игры, предназначенные для тех, кому «4+», а школьники 10-12 лет предпочитают взрослые игры. Взрослым, видимо, хочется вернуться в детство, а детям, напротив, почувствовать себя большими. Издатели, очевидно, знают об этом и маркируют коробки с некоторыми играми статусом «От 0 до 99+».

– В чем философия игры? Я думаю, это, прежде всего, философия живого общения, – размышляет Михаил. – Именно в игре возникают новые интересы, новые темы для разговоров. Когда мы стали заниматься настольными играми, у нас появилось множество новых друзей по всей стране! Вообще, мир открылся нам с новой стороны…

текст: Лора Непочатова | фото:  Дмитрий Очагов