Застольные игры • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Застольные игры

Ни современных гаджетов в руках, ни активного перемещения в течение нескольких часов, ни экстремального пространства или интерактивной площадки. А азарт ничуть не меньший, чем в каком-нибудь футболе или большом теннисе. Ника и Михаил Яковлевы знают секрет, почему настольные игры становятся так популярны.

– Впервые мы сыграли в настольную игру в гостях у друзей приблизительно 4 года тому назад и поняли, что это очень увлекательно! – рассказывает Михаил.
По образованию он, как и жена Ника, специалист по телекоммуникациям. Оба учились в Демидовском университете на физическом факультете. Их профессия, конечно, никак не могла повлиять на возникновение подобного увлечения.

Первой для них стала карточная игра «Уно». Принцип игры незамысловат: игроки выкладывают карты соответствующего цвета или нумерации поверх других карт, а при отсутствии нужной карты берут дополнительные из колоды, и выигрывает тот, кому первым удастся избавиться от карт на руках.
– В ходе этой простой игры мы познакомились со всеми приглашенными, даже сдружились. Весь вечер смеялись. Осталось ощущение, что очень интересно и весело провели время, – говорят Ника и Михаил.
После знакомства с «Уно» супруги решили купить точно такую же игру домой. Наигравшись, пошли в магазин за следующей. Потом купили еще одну. И еще… Так в доме накопилась целая коллекция игр. Их даже стали давать в прокат за символические деньги. А в основном играли дома с друзьями, конечно. Специально планировали вечера по выходным, чтобы поиграть – так же, как некоторые планируют поездку на шашлыки или рыбалку.
– Со временем наш интерес к игре становился все больше и больше, – рассказывает Ника. – Мы переиграли почти во все из широко известных – и в игры наподобие «Мафии», и в игры, где строишь свою бизнес-империю или прокладываешь железнодорожные маршруты, и в игры, где участникам раздаются какие-то роли: купца, короля, вора…

Вообще, мир настольных игр, которым уже несколько тысяч лет, огромен. При этом даже самые современные из них имеют древнейшие прототипы. Наиболее древняя из достоверно известных на сегодняшний день настольных игр – «Сенет» — шашечного типа, которая появилась в Древнем Египте. Затем были придуманы нарды на Ближнем Востоке (игра сохраняется до сих пор, хотя и в измененном виде), игральные кости (которые являются частью нард и используются во многих других настольных играх), игры «Го» (в Древнем Китае) и первая игра шахматного типа «Чатуранга» (в Индии).

В VIII-X вв. в Европе появляются шашки современного вида, в частности, русские и скандинавские. В IX-X вв. от арабов в Европу приходят будущие шахматы (к XV веку сложатся так называемые классические правила этой игры, но окончательно они будут стандартизованы в XIX веке). В XII веке на Востоке появятся игральные карты. Они проникнут в Европу в XIII-XIV вв. И одновременно выйдут первые указы европейских правителей и духовных лиц о запрете настольных игр: костей, карт и даже шахмат. Как ни странно, шашки выпадают из этого ряда, их в Европе никто никогда не запрещал! В XVIII веке в Италию из Азии придет игра домино.
Уже в наше время появятся такие известные игры, как «Монополия» (игра в жанре экономической стратегии) и ролевые игры (первая коммерческая из них — «Dungeons and Dragons», т.е. «Подземелья и драконы»). В конце 1990-х станут популярны коллекционные карточные игры, в которых игроки приобретают карты небольшими наборами и постепенно составляют свои индивидуальные колоды.

Когда у Ники и Михаила Яковлевых за годы увлечения накопилось больше сотни игр, они решили не только давать их в прокат, но и проводить игротеки. Первую устроили по приглашению владельцев одного из автосалонов, организовавших новогодний праздник для детей.
– Это было радостное событие, дети довольно эмоционально реагировали на происходящее, все остались довольны! Хотя мы сами, конечно, очень устали, – вспоминают Ника и Михаил.
После этого пара проводила игротеки в различных ДК и библиотеках города. Очевидно, людям поднадоели компьютерные гаджеты, отнимающие практически все свободное время, но не приносящие радости живого общения. Многие вообще открыли для себя мир игры, в котором игры могут быть интеллектуальными и азартными, для развлечения и обучения (изучения иностранного языка, географии или истории, например), для одного игрока (карточные пасьянсы, собирание пазлов) либо для команд или произвольного количества игроков…

Особый интерес сегодня вызывают ролевые настольные игры. В них игрокам, получающим ту или иную роль, ведущий, так называемый «мастер игры», описывает ситуацию, в которой они оказались в данный момент. По ходу игры мастер информирует обо всех изменениях ситуации, которые происходят в результате действий игроков, либо при выпадении того или иного «жребия», либо в силу неких «непредвиденных обстоятельств». Персонажи могут использовать все возможности, включая магию и волшебные превращения, которые предоставляет им игровой мир: чаще всего, рамки их «поступков» ограничены только «моральными устоями» самого персонажа и внутренними «законами мироздания», в котором все «живут». При этом в некоторых ролевых играх участники могут вносить изменения в сценарий, придумывая, по сути, свой сюжет!

Сегодня игры издаются компаниями, подобными книгоиздательствам. В России большинство из издателей выпускают переводные настольные игры, но есть и оригинальные. Подогревая интерес к своей продукции, издатели устраивают чемпионаты по той или иной настольной игре. Как в большом спорте, эти соревнования начинаются с отборочных региональных турниров, победители которых выходят на всероссийский уровень, а затем, если игра захватила мир глобально, отправляются и на международные состязания. Истории создания почти всех популярных игр очень похожи. Чаще всего все начинается с того, что папа или мама придумывают игру для своих детей. В нее начинают играть друзья детей, друзья друзей, и так продолжается до тех пор, пока игрой не заинтересуется какое-нибудь издательство. А затем игра, становясь популярной, выпускается миллионными копиями.

Часто в настольные игры вносятся так называемые домашние правила: группа игроков вводит в известную игру свои условия, которые принимают все участники. При этом «домашние правила» могут полностью видоизменять игровую систему или соединять несколько разных систем. – Такую схему используют и издатели, модифицируя и создавая новые варианты известных всем классических игр, – рассказывает Михаил. – Например, есть игра «Цу-е-фа», в которой объединились принцип игры в шашки и всем известная игра «Камень, ножницы, бумага». На клеточном поле выставляются фигурки «хулиганов» и «ботанов», за спиной которых крепятся невидимые сопернику фишки со статусом «камень», «ножницы», «бумага». Соответственно, «сила» и «возможности» у каждой фигуры разные. И это вносит дополнительную интригу в игру.
Сами Михаил и Ника еще не придумали свою личную игру. Но признались, что такое желание у них есть…

До недавнего времени считалось, что дети могут играть в игры с трех лет. Но сегодня уже появились настольные игры для детей от двух лет. Любопытно, что малыши иногда быстрее родителей осваивают их правила!
Еще один любопытный момент, с которым столкнулись в ходе игротек Ника и Михаил: людям средних лет нравятся игры, предназначенные для тех, кому «4+», а школьники 10-12 лет предпочитают взрослые игры. Взрослым, видимо, хочется вернуться в детство, а детям, напротив, почувствовать себя большими. Издатели, очевидно, знают об этом и маркируют коробки с некоторыми играми статусом «От 0 до 99+».

– В чем философия игры? Я думаю, это, прежде всего, философия живого общения, – размышляет Михаил. – Именно в игре возникают новые интересы, новые темы для разговоров. Когда мы стали заниматься настольными играми, у нас появилось множество новых друзей по всей стране! Вообще, мир открылся нам с новой стороны…

текст: Лора Непочатова | фото:  Дмитрий Очагов