Земля-воздух • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Земля-воздух

Фотограф «Элитного квартала» поднялся в корзине аэростата в небо, чтобы с высоты 900 метров посмотреть, как оно там все. Корреспондент журнала внимательно следил за полетом воздушного шара с земли и даже поучаствовал в поисках экипажа после посадки.

Ранним утром на берег Плещеева озера под Переславлем въехала колонна автомобилей. Боковые стекла многих машин украшали наклейки с изображением воздушных шаров, а из прицепов выглядывали огромные корзины, баллоны и газовые горелки. Так начался очередной день XII фестиваля воздухоплавателей «Золотое кольцо России».

Нашли молодого
– Страсть к полетам у меня с детства, – говорит 20-летний киевлянин Игорь Гардашник, вылезая из машины. – Сначала ездил с командой подбора – собирал оболочки, штурманил. А в 16 лет выучился в летной школе, получил лицензию, и сейчас считаюсь самым молодым пилотом Украины.

На счету самого молодого пилота Украины уже 220 часов налета на воздушных шарах, и сейчас он готовится к следующему полету. Вместе с ними отправится и съемочная группа «Элитного квартала». Точнее, отправится только фотограф Олег (места в корзине строго лимитированы), а мне нужно будет вместе с экипажем машины сопровождения встретить воздухоплавателей на земле и запротоколировать впечатления коллеги.

Игорь учится на дипломата в Национальном авиационном университете Киева, а воздухоплавание для него – хобби, причем семейное. Его папа – вице-президент Федерации воздухоплавания Украины. Там же, в федерации, работает и мама Валентина, которая приехала в Переславль вместе с сыном. Остальные члены команды – совсем юный 15-летний штурман Женя и его папа Дмитрий, водитель машины сопровождения.

Пока Валентина готовит корзину к полету, штурман и пилот раскрывают объемистый чехол, и красная оболочка аэростата раскатывается по земле на несколько десятков метров. Игорь ставит горелку, остальные специальными карабинами крепят к корзине стропы купола, а саму корзину Дмитрий привязывает к своему серому «Патриоту» (на этой машине они и приехали из Украины). Экипаж готовится спокойно и основательно – видно, что все действия давно отработаны.

После проверки оборудования в купол с помощью мощного вентилятора нагнетается холодный воздух. А потом пилот газовой горелкой начинает его разогревать, и огромная оболочка постепенно «оживает», раздувается и поднимается вверх.

Оглядываюсь вокруг и вижу, как над зеленым полем одна за другой вырастают огромные разноцветные полусферы. Волшебное зрелище.

Деньги на ветер
Воздухоплавание – удовольствие дорогое. Бюджетный шар грузоподъемностью 3 человека стоит от 30 тысяч евро. В комплект входят оболочка, корзина, горелка, вентилятор, газовые баллоны. Любой тюнинг обойдется еще в несколько тысяч. Например, замена оболочки из уже устаревшей отечественной ткани на более прочную корейскую или английскую не по карману многим воздухоплавателям.

Еще нужны авиационные радиостанции для связи с землей, навигационное оборудование и одна из самых важных составляющих воздухоплавания – мощная, проходимая и вместительная машина с помощниками, которая подберет экипаж в точке посадки, ведь воздушный шар никогда не приземляется в той же точке, с которой взлетает. В мире есть несколько мест, где такое возможно: например, в американском городе Альбукерке. Но площадка близ деревни Городище совсем не похожа на Альбукерк, поэтому после старта мне предстоит сесть в редакционную машину и последовать за «Патриотом» Дмитрия и Валентины.

Тем временем шары стали отрываться от земли. Первым взмыл в небо «Ярославль 1000», за ним «Че Гевара», «Сыктывкар», «Профессор Данилов», а вот и наш, ярко-красный, с украинско-российским экипажем на борту, тоже уходит вверх…
– Погода хороша! Лишь бы сильного ветра не было, – говорит кто-то из пилотов.

Ветер в воздухоплавании – он такой! Хорошим пилотам помощник, плохим – противник. На разных высотах направления ветра могут отличаться на десятки градусов. Иногда низом можно лететь в одну сторону, а на высоте – в обратную. Пилот, нагнетая в купол горелкой теплый воздух или стравливая его с помощью специального клапана, заставляет шар подниматься или опускаться. И вот так, передвигаясь вверх и вниз, пилоты ловят ветер, перемещаясь в нужную сторону.

Сверху все в порядке
По техническим причинам автор не может прямо в этом месте нажать на кнопку и устроить прямое включение из корзины аэростата (журнал – это все-таки не телевидение). Но кто сказал, что нельзя чуть-чуть изменить хронологию событий и предоставить слово Олегу прямо здесь и сейчас? Итак…

«Перед самым взлетом Игорь провел для меня инструктаж – как вести себя во время полета и приземления. Оказывается, когда шар садится, нужно взяться за края корзины и подогнуть ноги. И ни в коем случае после приземления не выпрыгивать из корзины, пока не разрешит пилот. Иначе вес в корзине резко уменьшится, и шар опять взлетит.

Сам момент старта оказался для меня неожиданным. Люди на земле помахали нам руками, и я даже не понял, что уже пора фотографировать, настолько быстро мы поднялись вверх. Это очень странное ощущение – плыть по ветру на аэростате, который управляется потоками воздуха снаружи и изнутри. Но страха при этом не было.

Интересно, что, когда ты находишься на земле, кажется, будто вокруг хаос. Но стоит подняться вверх, и ты сразу видишь природную геометрию – настолько все правильно, ровно и упорядоченно. Как будто какой-то человек взял и прибрался на столе. Еще мне запомнилось Плещеево озеро, которое сверху похоже на огромную летающую тарелку. А вот когда мы взлетели выше всех, я почему-то подумал, что у нас будут приключения…»

Вне зоны доступа
Олег как в воду глядел. Отправившись за машиной сопровождения и посматривая время от времени в небо, мы видим, что из всей вереницы разноцветных аэростатов наш красный шарик поднялся выше, чем остальные.
– Слушай, топливо на нуле. Где тут АЗС-то? – водитель «Элитного квартала» Саша оглядывается по сторонам в поисках заправки.
– А давай позвоним Олегу. Он сверху наверняка все видит.
Шутки шутками, но топливо кончалось, а наш экипаж и не думал садиться. Это потом мы уже узнали, что он поднялся почти на самую допустимую на этом фестивале высоту – 900 метров над землей.

Пока заправляли автомобиль, машина с Дмитрием и Валентиной уехала далеко вперед. Когда мы их догнали, «Патриот» стоял у обочины в чистом поле. А там, где-то за деревьями, лежал наш аэростат, подобраться к которому мешали речка и отсутствие какого-либо проезда.
Оказалось, что, выбирая место для приземления, Игорь сверху увидел проселочную дорогу, грамотно посадил шар в сотне-другой метров от нее и… оказался в самом труднодоступном месте – ровно между двух рек. Дорога же при ближайшем рассмотрении обернулась колеей от повозки, которая проехала здесь пару дней назад. И теперь машине сопровождения предстояло добираться до аэронавтов практически по целине.
– Ну чего, нам для вас МЧС вызывать или вертолет? – с нескрываемой иронией говорит в рацию Дмитрий.
– Да нет, можно трактор, – отвечает Игорь где-то среди трав.
– Оба по шее получите.

Пересаживаемся из редакционного автомобиля в «Патриот» и едем выручать аэронавтов. А Игорь и Олег, оставив штурмана Женю за старшего, решили пойти нам навстречу. Рация и телефон, конечно, облегчали поиски, но ребята прошли несколько километров, прежде чем наш автомобиль их обнаружил. Единственная опасность, которая ждала их по дороге, – заросли ядовитого борщевика. Об этом растении Игорь ничего не знал и вообще видел его в первый раз.

Фотограф и просто граф
– Такие приземления со сложным подбором – редкость, – рассказывает Игорь, пока машина пробирается к месту посадки. – Мы нечасто садимся в труднодоступной местности. Плюс я впервые летаю в Переславле. Но мне все очень понравилось. Полет был замечательный.
И рассказывает, что в его практике были ситуации и посложнее: однажды в Карпатах Игорю пришлось приземляться в таком труднодоступном месте, откуда достать воздухоплавателей было невозможно даже с машиной. До 6 утра экипаж ждал подмоги, пока за ними не приехали на бронетранспортере.

«Патриот» доставляет нас до аэростата, и Игорь лично начинает укладывать оболочку, доверив нам погрузить в прицеп оборудование. Здесь же, прямо в поле, Олегу предстояло вступить в аристократическое общество.

Дело в том, что король Франции так проникся первым полетом на шаре, который в 1783 году совершили братья Монгольфье, что присвоил им графские титулы и подарил земли, над которыми проходил полет. Но позже в этот указ внесли небольшое уточнение: земли принадлежат новонареченным графам только тогда, когда они находятся в воздухе – на любой высоте, начиная с одного сантиметра. С тех пор все, кто совершил первый полет на воздушном шаре, проходят обряд посвящения в воздухоплаватели, получая вдобавок еще и графское звание.

Поскольку путешествие на воздушном шаре начинается и заканчивается на земле и происходит за счет газа и воды, для обряда нужны бутылка шампанского, зажигалка и горсть земли. Игорь с Дмитрием сажают Олега на скатанную оболочку (чтобы все дальнейшие посадки были такими же мягкими, как она), поджигают ему волосы, заливают огонь шампанским, посыпают голову землей и выписывают свидетельство, заверяющее, что он, Олег Токмаков, теперь «граф Олег Красный, между двух рек приземлившийся». Красный – потому что посадка была недалеко от села Красное.

Нас довозят до обочины, где мы оставили редакционную машину. Тепло прощаемся с Игорем и его командой и отправляемся в Ярославль. Больше всех переполнен впечатлениями новоявленный граф, который от радости даже забыл свой памятный диплом в украинской машине.

Текст: Евгений Мохов Фото: Олег Токмаков