Наталия Каровская: «Главное, что мы можем дать современному человеку – это чувство гармонии» • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Наталия Каровская: «Главное, что мы можем дать современному человеку – это чувство гармонии»

Ростовский кремль в прошлом году  заставил о себе говорить. Он по праву занял место в десятке главных символов страны «Россия 10», которые определялись путем народного голосования. Единственный музей федерального подчинения в Ярославской области, «Ростовский Кремль» сегодня является крупным научным центром по изучению археологии, архитектуры, искусства, истории. Но, как утверждает его директор Наталия Каровская, они стараются отвечать современным требованиям туристической индустрии.  Сотрудники музея хотят дать своим гостям  не просто информацию, но сделать так, чтобы  туристы получили эмоциональное впечатление от пребывания в этом уникальном историческом месте.

Наталия Стефановна, было время, когда внутренний туризм был единственным доступным видом туризма для россиян, однако оно изменилось, и сейчас для нас практически нет границ. Насколько изменился туристический трафик за последние десятилетия?
Давайте начнем с цифр. Безусловно, в любой статистике есть погрешности, но до 90-х годов XX века Ростов, а точнее сказать, Ростовский кремль принимал до 900 000 туристов в год. Причем иностранные туристы тоже активно посещали наш город. В Ростове находился Международный молодежный центр (знаменитый ММЦ), который патронировался комсомолом и Ярославским обкомом партии. Он принимал большое количество людей с совершенно разными задачами как партийными так и туристическими. Безусловно, бум внутреннего туризма в советские годы был во многом связан с профсоюзными услугами. Думаю, многие еще помнят, как наши мамы и бабушки за абсолютно смешные деньги ездили на экскурсии в Псков, в Михайловское, в Ясную Поляну. Люди путешествовали очень много, и туризм был доступным видом досуга, поскольку большую часть трат брал на себя профсоюз. Но если сейчас предложить такой вид туризма, он вряд ли найдет отклик, потому что люди уже по-другому относятся к быту в поездке и собственному комфорту и свободе. Надо понимать, что времена изменились. Если посмотреть на статистические данные прошлого года, то мы увидим, что в 2013 году Ростовский кремль посетили чуть более 240 000 туристов. Очевидно, что эта цифра в 3 раза меньше, чем во времена Советского Союза. Но, с другой стороны, мы понимаем, что нам есть куда расти, и мы можем принимать гораздо больше туристов. Спрашивается, откуда взять этот туристический поток, как привлечь людей, как сделать так, чтобы человек, один раз съездив в Ростов, захотел туда вернуться?

А психология туриста тоже изменилась?
Безусловно. Раньше люди ездили по турпутевкам, это были групповые или коллективные поездки, что воспринималось достаточно естественно. Если мы останавливаемся, то мы останавливаемся все; если обедаем, то обедаем все, мы все посещаем одну и ту же экскурсию. Сейчас турист хочет быть свободным, он хочет сам что-то выбрать, он не всегда четко планирует свое путешествие, обедает там, где ему понравится. И это нужно учитывать. Потому что заставить человека быть счастливым невозможно. Можно угадать его пожелания и придумать, как предложить туристический продукт по-другому.

Эта тенденция известна всем крупным музеям. Мы все видим, что возрастает доля индивидуального туризма, а групповой туризм уменьшается. Безусловно, нам приятно принять целый автобус с туристами, а работать с 2-3 людьми гораздо сложнее. Но у нас нет выбора. Или мы будем соответствовать современным требованиям, или будем терять рынок.

То есть приходят в действие законы рынка?
В этом нет ничего плохого. Если мы будем находиться в тепличных условиях, то попросту перестанем развиваться. Сейчас мы боремся за клиента, а значит, движемся вперед, развиваемся, придумываем новые формы работы.

Какие новые формы?
Например, раньше у нас предлагалась экскурсия только для 10-12 и более человек. Сейчас мы понимаем, что надо по-другому обслуживать клиента. Если к нам приехала на машине из Москвы семья из 3-4 человек и они хотят посмотреть музей, мы должны предоставить им такую возможность. Им не нужны посторонние люди. Они хотят остановиться, чтобы фотографировать, а потом по 3-м залам пройти за 5 минут, а когда им что-то понравится, то они могут простоять в одном месте хоть час и послушать более подробно о том, что их заинтересовало. Нужно учитывать, что семьи приезжают с детьми, и поэтому для детей нужны свои программы.

А как же классические музейные жанры?
Они, безусловно, остаются. Это экскурсии, лекции, аудиогиды. Но формы работы меняются. И самое главное, нужно понять, что людям очень важно получить эмоциональное впечатление. Им важна не только информация, которую всегда очень хорошо давали классические русские музеи, а важны, прежде всего, эмоциональные ощущения от места.

Как это дать?
Нам повезло больше, чем другим музеям, потому что мы – музей-заповедник. У нас есть своя территория, мы с ней работаем. Конечно, сейчас наше главное достоинство – это митрополичий сад. Он привлекает очень много людей. Это невероятно красивое место. Мы практически закончили восстановление плана сада по описи XVII века. Позже сад изменился, был утрачен, но, к счастью, сохранились документы, по которым мы его восстановили. Работу музей начал еще 12 лет назад, и совсем скоро все гости смогут увидеть сад в законченном виде. У нас есть отдельный садово-парковый отдел, который работает над фруктовыми деревьями, кустарниками, Аптекарским огородом, и раз мы декларируем возвращение к виду XVII столетия, то у нас не должно быть современных базальтовых бордюров или дорожек из плиток. Это очень интересная, но сложная работа. Хорошо, что среди ростовцев есть люди, которые любят и умеют работать с землей. В Ростове очень сильны традиции огородничества. В прошлом году отреставрирован садовый дом XVII в. Это очень уютное 2-этажное помещение. Там находится лавочка, где вам предлагаются травы, варенье, ростовские напитки, а наверху – чайная комната с самоваром. Люди приходят туда и не хотят уходить. Зачастую, когда мы спрашиваем гостей, что им больше всего понравилось в Ростовском кремле, то 90% говорят: сад, территория и чаепитие. Вывод на сегодняшний день: не отказываясь от классического музейного жанра, разнообразить посещение Ростовского кремля, показав искусство, культуру XVII столетия так, чтобы человек не устал и чтобы ему не стало скучно. Не только дать информацию и просветить человека, но сделать так, чтобы он получил удовольствие, эмоциональное впечатление.

Расскажите про ваши уникальные и самобытные фестивали.
У нас есть ежегодные фестивали. В конце мая мы проводим фестиваль фольклора «Живая старина». Мы воссоздаем образ ростовской ярмарки. Надо сказать, что ростовская ярмарка была одной из самых крупных в России. Ростовская земля всегда славилась христианскими святынями, поэтому в Ростов стремились приехать, чтобы сочетать посещение святых мест и торговлю. Безусловно, мы предлагаем ростовскую ярмарку как музейный продукт. К нам приезжают мастера, которые делают все своими руками и могут показать процесс производства. Если приезжают кузнецы, то они привозят наковальню, разводят огонь, создают изумительные вещи. На глазах публики керамисты, которые работают на круге, не только показывают и продают свои изделия, но дают людям попробовать свое ремесло. Всегда есть много желающих. Может быть, мы немного устали от синтетических материалов, хотя, конечно, и в них есть своя эстетика. Но они нас окружают, а рукотворные вещи уходят. Поэтому они становятся все более и более востребованными.

Наверное, ярмарка – это еще и театральное действо?
Конечно, ярмарочная торговля сопровождается выступлением профессиональных фольклорных коллективов. Это музыканты, которые поют фольклор не в академической манере, а исполняют его так, как он пелся в крестьянской или городской среде, такими могут быть и танцы, которые характерны для той или иной местности. Мы стараемся привезти коллективы из разных земель России. В этом году у нас был изумительный ансамбль из Томска. Они показали сибирскую традицию. И оказалось, что они иначе поют знакомые нам песни. Мы никогда не выводим артистов на сцену, потому что сцена сразу создает границу между выступающими и публикой. А народное искусство основано на том, что любой может присоединиться, начать петь или танцевать, то есть быть не только слушателем, но и исполнителем. Ярмарка имеет форму круга, карусели. Вы ее обходите и возвращаетесь к начальной точке, а там уже начинается новое действо, и вы всегда находите для себя что-то интересное.

Второй фестиваль возник не так давно – 4 года назад. Он был задуман, чтобы показать другое искусство, которое больше соответствует этому месту. Так возник фестиваль «Ростовское действо». Название было заимствовано из сочинения Димитрия Ростовского. Святитель Димитрий был писателем, более того – он был создателем русского духовного театра. Его тексты живы, поэтичны, лиричны и вдохновляют до сих пор. На фестивале мы показываем духовное, храмовое пение, иконопись, лицевое шитье, колокольный звон – то есть все то, что создавалось в лоне церкви, внутри церкви. Мы ориентируемся на конец XVI – XVII века. Сейчас очень сложно найти коллективы, которые поют в этом стиле, но нам удалось собрать международную программу. Поэтому фестиваль стал международным. У нас выступали греки, сербы, грузины, эстонцы.

Третий фестиваль – «Тополиный пух» – возник из сотрудничества с художественными вузами страны. Уже много лет к нам на практику приезжают студенты-суриковцы, глазуновцы. Студенческая практика состоит из пленера и копирования наших фресок. Ведь ростовская школа считается воплощением русской школы в монументальной живописи. Она не содержит обилия декоративных элементов, как, например, ярославская. Она более строгая, поскольку кремль был митрополичьим домом. Студенческое творчество не является в чистом виде законченным, профессиональным. Но от этого оно не становится менее интересным. Так возник фестиваль «Тополиный пух», который сейчас длится целый год. К нам приезжают художники из ярославского художественного училища, представители московских вузов и питерцы. Они приносят такое свежее, такое молодое ощущение. Их глаза горят, они так волнуются, ведь впервые слышат отзывы о своих работах. И, может быть, лет через 10 эти ребята вырастут в великих русских мастеров.

А есть какие-то более камерные форматы или встречи?
Для жителей Ростова и Ростовского района мы специально придумали формат, который помогает сделать кремль вторым домом ростовцев. В последнюю пятницу месяца мы приглашаем всех желающих на большой музейный вечер, который состоит из рассказа о музейном предмете, творческой встречи с «приглашенным гостем» и концерта.

Предметом может быть элемент одежды или облачения, икона или археологическая находка. Мы подробно о нем рассказываем и показываем. А в конце вечера еще и дарим всем открытку с изображением изученного предмета. Нам очень нравится такой формат. Это как знакомство с человеком, когда он перестает быть для вас чужим, и вы уже относитесь к нему, как к родному.
Среди «приглашенных гостей» – театральные деятели, оперные дирижеры, музыканты, художники.
Концерт может быть классическим или джазовым. «Музейная пятница» как новый формат очень полюбился ростовцам. Здесь мы попали в десятку. Очевидно это именно то, чего не хватает современному человеку, – и общение, и развлечение, и досуг.

А что необычного вы придумали для туристов?
Для туристов у нас есть специальные предложения, которые выросли, можно сказать, из чувства протеста. Не секрет, что каждый второй гость Ростовского кремля спрашивает, где же тут у вас снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Поэтому 3 года назад мы решили, что не будем бороться с публикой, и пригласили актера театра имени Волкова Валерия Кириллова, который написал для нас сценарий интерактивной игры. Якобы режиссер Якин ищет натуру для съемок фильма «Иван Васильевич». Вместе со съемочной группой он приезжает в кремль, и тут ему на глаза попадается группа туристов, которым предлагают пройти кастинг и получить роль в фильме. Туристы переодеваются. Весь реквизит и костюмы мы сделали в костюмерной ярославского ТЮЗа. И дальше мы снимаем разные сцены из этого фильма, путешествуем по кремлю, слушаем интересные истории и участвуем в мини-спектакле. Мы очень волновались, когда проводили первые игры, так как все действие ведет небольшой коллектив молодых сотрудников музея. Мы ведь не профессиональные актеры и не режиссеры. Но под чутким руководством Валерия Кириллова мы научились правильно работать и общаться с аудиторией. И сейчас эта игра пользуется большим успехом.

Расскажите, пожалуйста, про квест.
Квест «Тайны Ростовского кремля» был придуман специально для школьников и молодежи, ну и для взрослых, которые не прочь побегать. Квест – это соревнование: кто быстрее отгадает, кто быстрее добежит, кто быстрее найдет. Наш квест называется «Тайны Ростовского кремля», туда включены вопросы из истории Ростова, там задействованы некоторые музейные предметы, наши выставки и территория. Может быть, через 5-10 лет появятся какие-то новые формы работы. Но я считаю, что, если людям нравится, если они получают удовольствие и говорят, что в музее было интересно, значит, мы идем в правильном направлении. Музей – это консервативное учреждение, и у нас останутся все традиционные формы работы, такие, как экспозиция, выставка, хранение. Мы от профессии не отказываемся. Но главный вопрос для нас, как правильно и интересно подать информацию, чтобы человек не устал, чтобы разбудить его любопытство. Надо сделать так, чтобы человеку хотелось вернуться в музей.

В чем вы видите главную сложность в развитии туристической индустрии города?
Ростов на сегодняшний день – транзитный город. Это проблема и для бизнеса, и для музеев. В основной своей массе люди приезжают в кремль на 2-3 часа, смотрят музей и уезжают. И лишь единицы остаются на ночь. Как сделать так, чтобы люди захотели остаться в городе? Это задача номер один. Если мы ее решим, то Ростов получит новый потенциал для развития. Мое глубокое убеждение – в музее-заповеднике надо обязательно провести ночь, чтобы ощутить это место во всей полноте, чтобы почувствовать это пространство. Приехать к нам на 2 часа – это все равно, что прийти на обед, на котором перед вами ставят главное кушанье, но вы лишь можете почувствовать его запах.

В чем уникальность Ростова, на ваш взгляд?
Здесь люди чувствуют покой. Это самая большая ценность в нашем сумасшедшем мире. Выходя из автобуса,
гости уже начинают отдыхать. Все потому, что они оказываются в старинном городе, не нарушенном современной застройкой. Здесь очень комфортно. Кремль невероятно гармонично вписан в окружающую среду. Озеро Неро тоже придает покой, красоту, дыхание этому месту. Но, конечно же, нам еще есть над чем работать. Нужно развивать инфраструктуру, гостиницы, отели, кафе и рестораны.

А есть какие-то особые проекты для иностранных гостей?
Сейчас мы готовим 2 больших проекта. Первый проект – это музей «Конюшенный двор». После 40 лет заброшенности и упадка он, наконец, возрождается к жизни. Это огромное пространство – 4,5 тысячи квадратных метров – единственное сохранившееся в России каре конюшенного двора XVII века. Сейчас двор реставрируется. Мы очень надеемся, что это будет новое музейное пространство, но, кроме того, конюшенный двор во многом изменит и пространство центра Ростова. Мы планируем создать здесь «Музей дороги», ведь дорога – это одно из определяющих понятий в русской жизни, в русской литературе, искусстве.

Второй проект – земляная «голландская» крепость, которая опоясывает центр города в форме звезды. Она была построена в 1634 году голландским инженером по заказу государя Алексея Михайловича. Земляных крепостей голландского типа в России было всего 3: в Ростове, Петербурге и Риге. Это особый тип крепости, который был придуман после появления огнестрельного оружия для защиты войска и города. Наша крепость очень неплохо сохранилась, и у нас отличные перспективы ввести такой большой объект в жизнь. Конечно, его надо благоустроить, продумать маршруты, но представьте, ведь это будет совсем другой Ростов.

Что вы хотите дать людям, которые приезжают в Ростовский кремль? Какие ощущения, какие эмоции передать?
Самое важное, чтобы наши гости получили эмоциональный заряд, почувствовали суть этого места, его уникальность и захотели вернуться. Главное, что мы можем дать современному человеку, – это чувство гармонии, соединение природной гармонии с рукотворной. Это место генетически несет в себе ощущение покоя. Но при этом кремль должен быть живым. Войдя в церковь, гости должны услышать храмовое пение, ощутить, как наполняются музыкой эти изумительные стены. Они должны не просто увидеть колокола, но и услышать колокольный звон, а может быть, и попробовать себя в роли звонаря, чтобы понять, как рождается звук колокола. Мы сделали шаг навстречу кулинарному туризму. Теперь в кремле проходят дегустации традиционных ростовских напитков: кваса, медовухи, сбитня. Во время дегустации гостям показывают специи, которые добавляют в напитки, рассказывают рецепты, учат, как правильно подавать и хранить эти напитки. Очень важно предложить гостям дары этой земли, и сделать так, чтобы наши гости обязательно захотели сюда вернуться.