КОЛИВИНГ: мода или необходимость? • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

КОЛИВИНГ: мода или необходимость?

Кажется, совсем недавно наши соотечественники закончили переезд из коммунальных квартир в свое собственное отдельное жилье, с ужасом вспоминая годы жизни с посторонними людьми. Однако сегодня тенденция на подобного рода «сожительство» возвращается. По всему миру молодые предприниматели хотят жить в коллективе, где они могут заводить новые знакомства, как личные, так и профессиональные. Явление, называемое «коливинг», уже начало набирать популярность и в России.

«Общежития для взрослых» – первое, что приходит в голову при знакомстве с новой формой проживания – коливингом. Впрочем, и издание The New Yorker в 2016 году не удержалось от такой интерпретации, когда очень подробно рассказывало о росте популярности коливингов в США.
Коливинг («co-living», «common living» в переводе с английского «сожительство») – форма совместного проживания и коворкинга (общее рабочее пространство) группы людей, не связанных между собой ничем. То есть люди живут и работают на одной территории, но их деятельность не пересекается и может быть достаточно разнообразной. Коливинги пользуются спросом в крупных мегаполисах и перспективных регионах.

Популярность коливинг приобрел в начале 2000-х годов в Сан-Франциско, где рост цен на жилье опережал уровень заработных плат. Совсем не удивительно: большой поток молодых стартаперов и программистов ринулись в Кремниевую долину (в России ее чаще называют Силиконовой долиной) попытать удачу и хорошо заработать. Чтобы экономно распоряжаться финансами, им пришлось объединиться и коллективно арендовать пустующий особняк, сделав общими рабочее пространство, гостиную, кухню, санузлы и прачечную. Опыт многим пришелся по душе. Теперь даже сотрудники таких крупных технологических компаний, как Tesla, Applе и Google порой предпочитают сожительствовать. Все расходы за аренду, уборку и еду делятся между проживающими. Своего рода «семейная экономика». Это очень удобно, особенно если финансы ограничены, ведь средний возраст жителей коливингов от 23 до 35 лет.

Большей привлекательностью коливинги пользуются у миллениалов — поколения людей, встретивших новое 1000-летие в юном возрасте и глубоко вовлеченных в цифровые технологии. Миллениалов еще называют поколением Питера Пена. Его представители склонны оттягивать переход во взрослую жизнь и дольше оставаться в родительском доме. Социолог Кэтлин Шапутис назвала это явление «синдром переполненного гнезда», в котором сыграли значительную роль экономические условия: международный финансовый кризис, повышение цен на недвижимость и безработица. Не удивительно, что коливинги пришлись по душе именно этой молодежи. Можно экономить финансы, работать удаленно и получать необходимую дозу общения.

Коливинги в США – целая бизнес-модель, построенная на долгосрочных и доверительных отношениях между компаниями. Инвесторы приобретают жилые дома, делают перепланировку и сдают в розницу.
По данным коливинг-проекта Startup House, средняя стоимость за день в их коливинге составляет около 45 долларов, что примерно в 3 раза дешевле проживания в гостиницах или апартаментах. В эту стоимость уже входят коммунальные платежи, некоторые продукты питания, а также различные мероприятия, лекции и мастер-классы для творческого и профессионального развития. Получается, что проживание в коливинге представляет собой ценность не только наличием спального места, но и возможностью заводить полезные знакомства и обмениваться опытом.

Спустя почти 10 лет спрос на коливинги добрался до России. Однако порой то, что скрывается под модным названием, сильно отличается от американского оригинала. У нас это расширенная версия общежития, отдельная комната в квартире, которую уже снимает несколько человек или сборище неординарных личностей в коммуналке. Все это можно увидеть на платформе YouTube. Но к новому тренду уже подтянулись крупные инвесторы, и недавно стало известно о запуске в Москве на Кадашевской набережной крупного коливинг-центра на 3,5 тысячи квадратных метров. Это будут привычные офисы, но объединенные с коливингом. К следующему году планируют сдать еще 3 таких объекта общей площадью 15 тысяч квадратных метров на общую сумму инвестиций около 750 миллионов рублей. Под жилье будет выделено несколько апартаментов с общими зонами. Ставку хотят делать на корпоративных клиентов и сдавать места блоками по 80 штук.

Коливинг с российским акцентом мог бы прижиться и в Ярославле. Город, конечно, не миллионник с развитием передовых технологий, но все же крупных предприятий с молодыми специалистами здесь достаточно. Например, ПАО «ТГК-2», АО «Р-Фарм» или резиденты индустриального парка «Новоселки». Жили бы эти специалисты вместе, делились рабочими проблемами, перенимали друг у друга опыт, заводили полезные знакомства. Да и работодателям одни только плюсы. Сокращение расходов на аренду жилья сотрудников, повышение качества профессиональной подготовки кадров и формирование корпоративной культуры. Кажется, неплохая идея. И цены на ярославские коливинги были бы дешевле столичных.
Стоимость такого жилья в Москве варьируются от 35-50 тысяч рублей, также есть и более дорогие варианты, включающие уборку и бытовые расходы. Такую стоимость сложно назвать преимуществом, ведь дешевле выйдет снять квартиру где-нибудь на периферии. Все же эксперты полагают, что тренд на такого рода пространство, несомненно, будет развиваться.

Недавно IKEA совместно с компанией Anton & Irene провели исследование One Shared House 2030, целью которого было узнать, «как люди хотели бы жить в будущем». Они опросили более 7000 респондентов из разных стран, и вот что удалось выяснить: большинство опрошенных предпочли бы совместное проживание в коммунах от 4 до 10 человек. Они хотят общаться, но умеренно. Также респонденты не против делить между собой домашние обязанности и рабочие зоны, оплату за Интернет и коммунальные услуги. Тем не менее основной проблемой выделяют нехватку личного пространства. В связи с этим опрашиваемые хотели бы больше полномочий в выборе своих соседей, среди которых должны быть честные, аккуратные и внимательные люди. А самое главное – одинокие или пары без детей. Респонденты предпочтут лучше ютиться с домашними животными, чем с младенцами или тинэйджерами.

Если взять во внимание прогноз от ООН об увеличении населения планеты к 2030 году на 1 миллиард 200 миллионов человек, где около 70 процентов будет жить в городах, то потребность каждого в обособленном жилье станет более сложной задачей. В этом случае развитие коливингов точно станет настоящим спасением. ■

Текст : Зинаида Карпова
фото: pr-flat.ru, правда.ру, rb.ru, newsmir.info