Мобильная коммерция и банки • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Мобильная коммерция и банки

Н.В. Кешенкова
Кандидат экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит», мастер МВА, эксперт портала о банковском бизнесе bankir.ru, член редакционной коллегии журнала «Международный журнал финансов и банковских исследований»

Мобильная коммерция (m-commerce) – инновационный способ оплаты товаров и услуг при помощи мобильного телефона. Основные направления мобильной коммерции:
Первое направление – мобильный банкинг – представляет собой управление банковским счетом с использованием мобильного телефона в качестве средства идентификации владельца банковского счета. При осуществлении платежных транзакций используются денежные средства, находящиеся на банковском счете. При этом спектр услуг, доступных пользователю, достаточно широк: стандартные банковские операции со счетом, оплата услуг на постоянной основе (ЖКХ, связь, телевидение), разовые платежи за товары и услуги (покупка музыки, фильмов, книг, журналов, билетов на концерт и так далее). Самой простой разновидностью услуги мобильного банкинга является оповещение пользователя посредством смс о текущих операциях с его банковским счетом (состояние счета или кредита, снятие денежных средств со счета и так далее).

Сегодня банки оперативно выпускают приложения для мобильного банкинга, ориентированные на устройства Apple: смартфоны iPhone и планшетные компьютеры iPad. На втором месте по значимости для банков стоят мобильные устройства, работающие под управлением операционной системы Android компании Google. Модельный ряд таких устройств очень широк: смартфоны на платформе Android делают большинство известных производителей — HTC, Samsung, LG, Sony Ericsson, Alcatel и других.

Смартфоны с предустановленной операционной системой Windows (от компании Microsoft) также представляют для банков значительный интерес.
Второе направление – мобильные платежи – это осуществление платежа с использованием мобильного телефона, при котором используются денежные средства плательщика, размещенные на электронном предоплаченном банковском продукте («мобильном кошельке»). При этом плательщик предварительно переводит денежные средства в «мобильный кошелек» со своего лицевого счета у мобильного оператора путем совершения операций на своем мобильном телефоне. Мобильные платежи доступны тем абонентам мобильной связи, которые не имеют собственного банковского счета либо не хотят его задействовать при пользовании услугами мобильной коммерции. Как правило, такие платежи производятся при разовых покупках на незначительные суммы, то есть микроплатежи, а также для оплаты услуг на постоянной основе (ЖКХ, связь, телевидение). Особенно популярны сервисы мобильных платежей, основанные на технологии NFC, в Японии, США и Великобритании. По данным специалистов, мобильные платежи – перспективное направление развития российского рынка мобильной коммерции.
Также мобильный контент является разновидностью мобильных платежей, однако, этот тип мобильной коммерции выделен также в отдельное направление ввиду его важности и широкой распространенности.

Преимущества мобильной коммерции для потребителя: простота и удобство расчетов, доступность благодаря широкой распространенности мобильной связи, экономия времени.
Преимущества мобильной коммерции для мобильных операторов: получение дополнительного дохода, увеличение клиентской базы.
Преимущества для поставщиков товаров и услуг: увеличение продаж, снижение расходов на обработку входящих платежей.
Преимущества мобильной коммерции для государства: увеличение доли безналичных расчетов, контроль над инфляцией, снижение издержек на обслуживание наличного оборота, рост экономики страны в целом.
Стоит заметить, что успех при реализации проектов мобильной коммерции обеспечивается взаимодействием всех участников, а особенно банков и мобильных операторов.