В джазе только девушки! Вторая жизнь памятника архитектуры: ресторан и отель в стиле модерн • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

В джазе только девушки! Вторая жизнь памятника архитектуры: ресторан и отель в стиле модерн

 

Не так давно двухэтажный особняк по адресу улица Пушкина, дом 5, был закрыт строительными лесами. Еще раньше, как помнят многие горожане, здесь был полузаброшенный кирпичный скелет. Сегодня за перламутровым фасадом скрываются интерьеры в стиле модерн. По ярославским меркам – эксклюзив. К тому же особняк включен в «Список памятников истории и культуры города Ярославля». Здесь расположены ресторан и отель. Вместе с создателем интерьеров комплекса, дизайнером Нонной Видмич, «Элитный квартал» заглянул внутрь и разузнал немало интересного.

Место: ул. Пушкина, 5 | Метраж: 775 м2 | Сотрудники: 30 человек

В здании 2 входа: тот, что слева, ведет в холл отеля «Модерн», через правый попадаем в ресторан «Джаз Модерн». Первое впечатление от прогулки по всем помещениям особняка: светло, атмосферно, по-хорошему легкомысленно.

– К тому моменту, когда я приступила к работе над проектом, был отремонтирован фасад, заданы формы потолка, проведено зонирование, – рассказывает дизайнер Нонна Видмич. – Перламутровая плитка на фасаде присутствовала изначально, ее отреставрировали, недостающие элементы заказали. Цвет фасада характерен для стиля модерн: сочетание сложных терракотовых, изумрудных и зеленых оттенков. Вполне логичным стал выбор модерна и для дизайна помещений особняка.

Источником вдохновения послужил фильм «В джазе только девушки» с Мерлин Монро в главной роли.
На входе зеркало, оформленное рамой в стиле модерн. Места столов и диванов заняли шкафы, часть элементов интерьера переехала в соседнее помещение, но джазовое настроение осталось. Самая яркая деталь – потолок. Огромный коллаж из концертных афиш, плакатов: Леонид Утесов, «Веселые ребята», Луи Армстронг и десятки других исполнителей. Было не так-то просто найти афиши и «вытянуть» качество некоторых из них.

Помещение длинное и узкое. Выручил известный дизайнерский прием – зеркала вдоль стены, напротив окон. Так гораздо просторнее, а темные, выдержанные тона придают помещению благородство и статус. На откосах окон – краткая энциклопедия джаза. Как рассказали создатели интерьера, сюда часто заходят ценители джаза, поэтому права на ошибку не было. Довольно долго уточняли и согласовывали временные периоды, а также самых ярких представителей того или иного направления. Стены украшены постерами с фотографиями джазовых звезд. Черно-белые, с особенной, присущей тем временам контрастностью.

Ресторан от бутика отделяет массивная арочная дверь. Она была установлена совсем недавно и нужна для тех случаев, когда в «Джаз Модерне» проходят шумные торжества, а в зале необходимо «сохранять спокойствие». Когда основная дверь открыта, 2 помещения разделяет вторая – «а ля салун». Здесь же, на границе бутика и ресторана, – массивное зеркало, украшенное авторскими узорами. Это не пленка, а пескоструйный рисунок, выполненный ярославским витражистом. Чтобы нанести логотип ресторана, с обратной стороны вытравили зеркальную поверхность, нанесли фольгу. Получился эффект серебряной пластины.

Архитектурный статус здания накладывает ряд ограничений: нельзя трогать внешние стены, крепить на них что-либо. Поэтому дополнительная пристройка ресторана держится на отдельных, замаскированных опорах.

Светлый, летний, насыщенный сложными линиями – первое впечатление от ресторана. Второе – десятки, да что там, сотни больших и маленьких плакатов эпохи расцвета джаза и модерна. Контрабас на самом виду и тумба для афиш. Окна с внутренней стороны закрыты ставнями – уютный ресторан-сад.

– Инструмент нам помог найти Стас Майнугин, – рассказывает моя собеседница. – Он принес действующий саксофон и контрабас, а мы, вдохновленные фильмом «В джазе только девушки», сделали в последнем несколько отверстий от «бандитских пуль».
Потолок ресторана насыщен характерными элементами модерна: округлыми линиями, стилизациями на тему водяной лилии, узорами сложной геометрии. Крыша сделана под наклоном, чтобы избежать зимних проблем с уборкой снега. На полу – брусчатка, напоминающая старую европейскую улочку.

Тумба для афиш родом из 20-х годов прошлого века – на самом деле не та, за что себя выдает. Внутри находится шкаф. Рядом – ненавязчивая имитация старой сцены, конечно же, по мотивам «В джазе только девушки»! Подсветка организована с помощью оригинальных светильников с
фетровыми котелками вместо абажуров. Несколько раз в месяц на этой сцене проходят весьма представительные концерты.

На одной линии со сценой и контрабасом – черное матовое пианино. Тоже стилизация, как и тумба для афиш. Под маской инструмента скрывается барная стойка. Такое решение позволило сэкономить пару квадратных метров пространства для гостей.

В ресторане планируют поставить мобильные ограждения, позволяющие разделить помещение на отдельные кабинки. Железная ширма белого цвета в центре зала – это решение временное, но очень удачно дополняющее интерьер в стиле модерн. Она украшена женскими шляпками ручной работы, а также мужскими котелками и перчатками. А справа от входа в ресторан на стене висит трость, так что можно запросто устроить костюмированный вечер и фотосессию.

Декоративный балкон справа от входа появился неспроста. За стеной находится кухня, из которой выходит большая вытяжная труба гриля. Ее замаскировали балконом, но вскоре убрали. Так балкон чуть уменьшился, но остался. Как говорят дизайнеры, дефект превратился в эффект!
Поверхность винного шкафа декорирована этикетками с бутылок 20-х годов. Этикетки найдены на просторах Интернета, есть эксклюзивные вещи из американских библиотек и частных коллекций в России.

В противоположной части помещения – 2 интересные дизайнерские находки. Маркизы на окнах – это кованые консоли для стеклянных полок. Их перевернули, дополнили металлическими прутьями, и получилось весьма оригинально! Взгляд ниже – плитка на подоконниках, имитирующая старые газеты. Новая испанская коллекция подоспела вовремя.

С «развилки» между бутиком и рестораном можно попасть и в гостиницу «Модерн». Гостей встречает фигурка дамы времен расцвета модерна, стильный звонок вызова администратора. На потолке – фантазия на тему водяных лилий, будто нарисованная прямо на штукатурке.
Туалетные комнаты декорированы рекламой прошлых лет. Здесь есть листовка о первых помадах, фотография типичного офиса, реклама «Жиллет» и туалетного мыла от петербургского торгового дома Жуковых. Джаз-банды, старинные автомобили, дамы с необычными стрижками и даже подборка фотографий унитазов прошлых лет.

– Многое удалось найти в блоге художницы по костюмам, работающей на «Мосфильме», – говорит моя собеседница. – В силу профессии, у нее масса наработок по разным периодам времени, которые она запросто выкладывает в своем журнале.
Гостиничные номера декорированы постерами Альфонса Мухи – одного из самых известных живописцев времен модерна. Свою популярность он обрел как автор афиш, этикеток и плакатов, а также создал цикл эпических картин на тему истории славян. Художник с ярким именем и яркой жизнью.

Центром композиции Мухи является молодая женщина славянской внешности, в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов. Загадочная, иногда роковая, иногда томная и пленительная. Картины обрамлены замысловатыми растительными орнаментами.
На создание интерьеров ресторана и гостиницы ушло полгода, ресторан «Джаз Модерн» сделали быстрее – за 3 месяца. В интерьерах постоянно появляются новые детали.

– Отказаться пришлось, к примеру, от печки с живым огнем в ресторане – из соображения пожарной безопасности, – рассказывает Нонна Видмич. – Но большинство задумок удалось воплотить в жизнь. Вместе с владелицей комплекса мы буквально погрузились в уникальное время расцвета модерна и влюбились в него!

текст: Антон Будилин | фото: Дмитрий Очагов