Женщины в бизнесе • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Женщины в бизнесе

С 2015 года в России проводится исследование деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства – Индекс женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index).

По итогам 2019 года Индекс составил 69,4 процентных пункта. С момента старта исследования, в 2015 году, он вырос на 13,4 процентных пункта и показал стабильность по сравнению с прошлым годом. Значение выше 50,0 пунктов указывает на благоприятную среду.

Исследование проводится по трем основным показателям: «Культура предпринимательства» — отношение общества к женщинам-предпринимателям; «Предпринимательская экосистема» — оценка условий ведения бизнеса: доступность инфраструктуры, финансов, бизнес-образования и прочее; «Личные качества женщины» — профессиональные навыки и деловые качества.

Портрет современной бизнес-вумен
На основании данных исследования компании PWC, портрет современной женщины руководителя выглядит так: женщина 37,5 года, воспитывающая одного ребенка и обладающая профессиональным опытом (61% из них занимают руководящую должность более 5 лет), имеет хорошее образование (40% опрошенных женщин имеют 2 или более высших образования, а 9% – степень МВА или ученую степень).
Она не забывает о семье и находит время для хобби: до 78% опрошенных отдают предпочтение активным видам досуга. Деловые женщины посвящают свободное время в основном спорту и фитнесу (20%), путешествиям (14%) и танцам (8%). Особого упоминания достоин тот факт, что большинство опрошенных женщин (58%) не собираются останавливаться на достигнутом и стремятся к дальнейшему росту.
В исследовании принимали участие женщины-руководители компаний с численностью сотрудников более 150 человек и оборотом, превышающим 120 млн. рублей в год.
Виды бизнеса, которыми владеют или руководят женщины
Согласно WBI, женщины составляют от 27 до 32 % от общего числа предпринимателей в России.
Наибольшая доля «женских» компаний сосредоточена в туристическом бизнесе – 39%, а также в сфере красоты и здоровья – 30%. Активно занимаются образованием – 21% и медициной – 20%. Но также в списке есть несколько неочевидных отраслей: например, строительство –15% и ЖКХ – 17%. Женский бизнес представлен и в других отраслях: аптеки – 22 %, консалтинг – 19 %, сервисы доставки –18 %, недвижимость –17 %.
Кроме того, женщины активно осваивают новые виды бизнеса.
Женщины-предприниматели активно используют возможности, которые предоставляет современное развитие технологий. Так, женщины представлены в IT-услугах, маркетинге, развитии новых видов услуг, предлагаемых через Интернет.
Сегодня можно встретить жещин-руководителей производственными компаниями.

Стереотипы и предубеждения о женщине в бизнесе
Несмотря на активность женщин в бизнесе, в России существуют стереотипы. Кратко рассмотрим основные.
1. Бизнес достаточно агрессивен, поэтому мужские качества в нем более востребованы – такие, как жесткость, требовательность, порой резкость и определенная безжалостность.
В реальности: в бизнесе ценно умение договариваться и все реже встречается агрессивный стиль ведения дел. И женский стиль построения взаимоотношений, умение находить компромиссы, позволяют «слабому полу» успешно применять свои сильные стороны на практике, что оказалось востребованным не только в бизнес-среде, но и в коллективе.

2. Стратегическое мышление — далеко не самое сильное качество большинства женщин. При этом утверждается. что женщины более способны к тактическим решениям, у них больше развита интуиция, внимание к деталям, к людям, и поэтому они более способны к работе на чисто исполнительских должностях, где стратегические задачи, требующие исполнения, спускаются сверху.
В реальности: женщины могут одновременно удерживать несколько направлений развития событий и выбрать наиболее выгодную стратегию. А также они быстрее реагируют на изменения и принимают необходимые решения, обеспечивая, таким образом, более стабильное развитие компании.

3. Женщине сложнее сочетать бизнес и личную жизнь (семья, дети), что влияет на ее эффективность, повышает уровень стресса и, как результат, – постоянная усталость и ухудшение здоровья.
В реальности: гармонизации работы и личной жизни в современном обществе достигается, с одной стороны, возможностью решения бытовых проблем, в том числе и дистанционно, и быть всегда на связи с близкими, с другой стороны, – грамотным тайм-менеджментом и правильными установками на жизнь.

4. Женщине сложнее решать вопросы в мужской бизнес-среде, и она будет менее эффективна.
В реальности: современный деловой мир постоянно меняется, чтобы быть в курсе событий и договариваться, совсем не обязательно ходить в баню, пить водку или ездить на охоту. Поэтому руководители-женщины достаточно уверенно ведут себя в переговорных процессах, умеют работать с информацией и находить подход к разным людям.

Мужские аргументы за бизнес-вумен
Ключевые, то есть сильные стороны женского характера:
• умение находить компромиссы, договариваться, сглаживать острые углы и добиваться принятия взвешенных решений. Для этого нужен профессионализм, умение общаться с людьми, а в этом женщины традиционно сильны;
• хозяйский подход к объекту управления. Для этого нужны умение сбалансированно поддерживать и развивать различные стороны бизнеса, не запуская какие-то участки и избегая авралов. При этом устойчивость женщин к рутинным, повторяющимся операциям делает их эффективными на руководящих должностях в устоявшихся бизнесах;
• женщины-руководители способны соединить рациональный подход и эмоциональную составляющую. Они умеют создавать комфортную атмосферу в коллективе;
• женщины в большинстве своем легче переносят взлеты и падения. В критических ситуациях более стресс-устойчивые, меньше рефлексируют по поводу неудач и больше нацелены на решение проблем. При всей эмоциональности женщины еще и достаточно рациональны.

Перспективы
Женщины преобладают среди владельцев малого бизнеса, а также руководителей среднего звена, но в высшем эшелоне управленцев и среди владельцев крупного бизнеса их доля пока не велика. По мнению экспертов, процентное соотношение во влиянии на экономику женщин и мужчин сравняется, и даже есть тенденции в сторону первых. Для этого есть несколько причин: во-первых, женское население растет значительно быстрее мужского и сегодня уже составляет 67%; во-вторых, ежегодный рост предприятий в России, возглавляемых женщинами, составляет 17%. А это означает, что в целом доверие к женщинам-предпринимателям растет.

Текст : Светлана Чижова, кандидат психологических наук, исполнительный директор Союза предпринимателей малого и среднего бизнеса города Ярославля
Фото: www.yandex.ru, www.analysingminds.com