Бизнес в пандемию • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Бизнес в пандемию

Не повод уходить из предпринимателей
По данным ООН, к категории микро-, малого и среднего предпринимательства относятся около 90% всех предприятий в мире. В них заняты приблизительно 70% трудоспособного населения, а на их долю приходится 50% мирового ВВП. В России доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет порядка 20%.
С какими проблемами столкнулись субъекты МСП из-за пандемии
По опросам основными вызовами стали: снижение выручки, риск заражения персонала, перебои в логистических цепочках, недостаток антикризисного управления и неопределенность в перспективах. Доля компаний, которые находятся в критическом положении (не способны обслуживать основной долг или выплачивать налоги, страховые взносы, зарплату и тд.), составляет 20,9%.

Что интересно: по данным опроса, в апреле 2020 года (с началом объявления ограничивающих мер) 88% российских предпринимателей заявляли, что кризис – это не повод уходить из бизнеса. А граждане, у которых еще только были планы открыть свое дело, готовы были реализовать их. Но уже в августе оптимизм предпринимателей заметно упал.
Большинство предпринимателей – 79% – сообщили о снижении спроса на свои товары или услуги в период пандемии. О снижении спроса чаще сообщали предприниматели, работающие в сфере торговли (88%). И лишь каждый пятый указал, что спрос в период пандемии практически не изменился.
Выяснилось, что больше половины предпринимателей – 62% – не имели к началу пандемии финансовой «подушки». Только каждый третий представитель бизнеса (32%) сообщил, что его компания имела определенные накопления, финансовые резервы. Из них у 6% накоплений хватит до года, у остальных от 1 месяца до полугода.
Большинство предпринимателей не рассчитывают на возврат к докризисным показателям в краткосрочной перспективе: 36% ожидают, что выйдут на прежний уровень не ранее, чем через год, 21% – через 2-3 года.

Что делали предприниматели в период ограничительных мер
Более половины предпринимателей – 54% отметили, что их компания смогла продолжать работу в той или иной форме в период самоизоляции. 46% предпринимателей перевели сотрудников на дистанционный формат: 26% компаний работали в основном дистанционно, изредка посещая офис, 20% полностью перешли на «удаленку».
Большинство представителей бизнеса (70%) предприняли меры для адаптации к кризисной ситуации. В ТОП-3 таких мер входят сокращение бюджетов на текущие траты, переход в онлайн и коррекция цен/тарифов, перевод бизнеса в онлайн.

В первую очередь, сокращали расходы на маркетинг и рекламу (42%). Треть компаний сокращали штат сотрудников, 26% уменьшали оклад персонала. 22% отказались от аренды офисов. Равные доли сокращали расходы на производство и ограничивали набор предоставляемых товаров или услуг.
Каждая пятая компания в период пандемии впервые начала пользоваться интернет-инструментами для организации встреч и мероприятий онлайн.
Доля компаний, использующих интернет, с начала года увеличилась до 96% (в феврале 2020 года она составляла 94%), доля применяющих мобильные приложения для ведения бизнеса – до 60% (в начале 2020 года – 51%). Заметно большее число субъектов МСБ завели полноценные сайты – запустили их или существенно дополнили информацию на уже существующих (60% против 41% в начале 2020 года). Также увеличилась доля компаний, имеющих страницы в социальных сетях (59% против 47%).
Компании все более охотно переходят на онлайн-общение с клиентами и партнерами: продолжает снижаться доля руководителей, которые считают, что общаться с ними нужно только лично (с 30% до 26%), и, наоборот, растет доля компаний, использующих мессенджеры для общения с клиентами (с начала года – с 80% до 87%).
Большая часть тех, кто перевел бизнес в онлайн (60%), считают, что это помогло компании стать эффективнее.
Многие предприниматели отметили негативные последствия от пандемии: 76% сообщили о снижении выручки, 66% – о сокращении спроса на товары или услуги, 36% – о сокращении числа поставщиков, 24% – об уменьшении числа филиалов/точек продаж. Каждый третий предприниматель (34%) отправлял сотрудников в отпуск за свой счет, а каждому пятому (18%) пришлось прибегнуть к увольнению сотрудников.
Несмотря на сложности, многие предприниматели не изменили свои стратегические планы на будущее: 52% сообщили, что карантин не повлиял на их бизнес-планы, а 8% отметили, что благодаря самоизоляции нашли новые идеи, форматы ведения бизнеса. 40% предпринимателей сообщили, что планы все-таки пришлось поменять.

Ярославль. Итоги
В Ярославской области наблюдаем сокращение числа действующих субъектов малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 10 сентября 2020 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ярославской области составило 47 980. Для сравнения: еще в июле их число равнялось 51 854 субъекта.
По информации ФНС России по Ярославской области, по состоянию на 3 сентября 2020 года субсидии от государства из расчета 12 130 рублей на сотрудника получили 8 579 субъектов МСП – это 63,7% от числа потенциальных получателей субсидии в регионе (те, кто соответствовал предъявляемым требованиям).
Если же брать общее количество субъектов МСП, то этой формой поддержки воспользовались порядка 17% предприятий малого и среднего бизнеса Ярославской области. Данный факт еще раз подтверждает тезис о том, что требования к потенциальным получателям были довольно жесткими, что привело к значительному сокращению числа получивших помощь.

В правительстве региона отмечают, что на поддержку бизнеса было выделено около 1 млрд. руб. Конечно, возможности у каждого региона свои, вот, например, в Башкирии за несколько месяцев пандемии были реализованы меры поддержки бизнеса на общую сумму 30 млрд. рублей, ими смогли воспользоваться порядка 40% предпринимателей.
Что касается полученных бизнесом кредитов и отсрочек по ним.

В пресс-службе одного из ведущих ярославских банков сообщили, что на реструктуризацию действующих кредитов в банки региона поступило 1300 заявок. 74,2% из числа рассмотренных обращений были удовлетворены. В результате 600 предприятий ушли на кредитные каникулы, 340 согласовали с банками приемлемые на данный период финансовые условия погашения кредитов. Объем общей ссудной задолженности по кредитным договорам, по которым была оказана помощь бизнесу, – более 6,5 млрд. руб.
На получение «зарплатных» кредитов под 0% за время действия программы поступило 930 заявок. Большая часть (88,3%) обращений от ярославского бизнеса одобрена. На 10 июня 2020 года было оформлено 583 кредита на общую сумму 780 млн. руб. Здесь арифметика достаточно простая: 47 980 субъектов МСП и 930 заявок на зарплатный кредит.

Что говорят сами предприниматели о бизнесе в период пандемии коронавируса
Торговля детскими товарами:
∙ спасла клиентская база, которую мы несколько лет собирали через специальное приложение
∙ мы отправили всем клиентам уведомления о том, что теперь магазины работают онлайн
∙ перевезли домой часть товара (в основном это была детская обувь)
∙ арендодатель согласился не брать с нас оплату даже за коммунальные услуги. Кстати, такую лояльность проявили многие владельцы коммерческой недвижимости в нашем городе
∙ весь апрель проводили акцию: за каждый день самоизоляции начисляли всем покупателям по 20 баллов.
В среднем в день мы получали 2-3 заявки. В результате в апреле заработали больше, чем в прошлом.
Главное, что мы поняли в это тяжелое время: бизнес – это не товар, не помещение и не оборудование. Бизнес – это клиенты. И надо делать все возможное, чтобы их удержать.

Владельцы ресторанов и кафе
28 марта 2020 года мы, как и все, закрылись на «каникулы». При этом далеко не все арендодатели пошли на уступки по собственной воле, а из-за неопределенности статуса ситуации пункт «обстоятельства непреодолимой силы» в договоре не действовал.
Но, в конце концов, большинство собственников поняли, что придется искать компромисс.
Еще мы получили субсидию от государства – 12 тысяч рублей на сотрудника. Конечно, эта помощь нужна, без нее мы могли бы и не открыться. Но это несопоставимо с теми потерями, что мы понесли.
Мы сформировали группу ключевых сотрудников, которым платили «стипендию» все эти месяцы. Тех, кто не получает таких выплат, задействовали в службе доставки.
Мы беспокоимся, что будет вторая волна эпидемии. Вот мы соберем команду, будем работать с оборотом всего 60–70% месяц или два, а что потом? Если придется снова закрыться?
Эта неизвестность всех сильно волнует.

Организация мероприятий, обучение
С момента ввода ограничительных мер деятельность наших клиентов замерла. И в начале было непонимание и недоверие к дистанционным мероприятиям. Но уже в середине апреля стали поступать заявки. Я считаю, что формат «удаленки» для малого бизнеса идеален. Если на «удаленке» ваш бизнес не работает, значит, он изначально не систематизирован.
Сейчас многие языковые школы перешли в онлайн-формат. То же пытаются делать и фитнес-центры, и танцевальные студии.

Аренда коммерческой недвижимости
В конце марта все мои арендаторы написали мне официальные письма, в которых просили значительно снизить аренду. Некоторые хотели полной отмены арендной платы на 2 месяца. Я знаю, что многие арендодатели не пошли на уступки. Я отменил арендную плату для всех до снятия карантина, оставив только оплату коммунальных услуг.
Все мои арендаторы – владельцы малого бизнеса: бара, салона красоты, медицинского центра и небольшого спортивного клуба. Это значит, что на время карантина их деятельность была полностью приостановлена. Если бы я решил взимать плату полностью или частично, кто-то мог бы отказаться от помещения, а найти новых арендаторов в этих условиях очень сложно. Скорее всего, я бы просто ушел в минус. Практически все возобновили работу. Мне кажется, мы сейчас все в одной лодке и выплывать должны вместе. Конечно, я не смог бы так поступить, не будь у меня финансовой подушки. Но кризисы уже были и еще будут, к ним надо быть готовым.
Основные уроки пандемии. Бизнес-стратегии развития на 2021 год
В связи с падением снизились доходы россиян и, соответственно, снизилась покупательная активность. Даже средств на популярные сегодня онлайн-продукты осталось немного. Пандемия также заставила многих предпринимателей пересмотреть свои подходы к делу.

Эксперты выделили следующие тренды постпандемийного бизнеса.
∙ Предприниматели пересмотрят свои ОКВЭД, включат товары и услуги первой необходимости. Субъекты МСП будут осторожнее оформлять банковские кредиты и брать товары в лизинг. Как следствие, возникнет специальная схема отсрочки платежей при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
∙ Усилится роль социальной политики компании, в зависимости от специфики рынка бизнес будет делать акцент на благотворительность, экологию, равенство, семейные ценности (так как социальная деятельность поощряется государством).
∙ Все больше компаний выберут «удаленку». Работа на дому позволила сократить расходы на содержание офисов и отказаться от бизнес-путешествий в пользу онлайн-встреч. Западные школы все чаще говорят о приходе gig-экономики (экономика краткосрочных контрактов и фрилансеров).
Все это может привести к удешевлению некоторых услуг для клиентов и снижению стоимости коммерческой недвижимости.
∙ Перевод сотрудников в хоум-офисы изменит требования к рабочему месту. Уже сейчас фиксируется резко выросший спрос на модемы, роутеры и ноутбуки.
∙ Уже сейчас наблюдаем спрос на квалифицированный персонал. В связи с пандемией рынок свободных кадров стал больше, но квалифицированных специалистов не хватает.
Уже есть потребность в переобучении поколений X и Y актуальным для рынка профессиям и разработка для этого онлайн программ.
∙ Должно произойти постепенное обеление рынка. Прозрачность данных при работе с клиентами и партнерами через IT-системы в перспективе вытеснит черный нал, компании-однодневки уйдут в прошлое, а крупные игроки будут бороться за авторитет в глазах клиента.

Про бизнес в онлайн
∙ Компании будет разрабатывать веб-продукты и работать с клиентами в виртуальном пространстве. Мобильные приложения вытеснят в сегменте В2С полноценные PC-версии. Чат-боты получат глобальное развитие и смогут решать до 95% всех запросов, поступающих в службы поддержки. Придется также вкладываться в обеспечение цифровой безопасности.
∙ Важным станет умение работать без торговых площадей. В связи с этим сохранит свое значение бесконтактная доставка товаров, в том числе тех, которые ранее доставлялись исключительно из рук в руки. Идентификация покупателя будет осуществляться в онлайн-режиме через мобильное приложение или по смс.
∙ Маркетинг переедет в интернет. Процесс сбора данных о потребностях потенциальных клиентов также ляжет на виртуальный интеллект. Уличная реклама останется в прошлом, но зато вырастут продажи товаров, продвигаемых инфлюенсерами на онлайн-площадках.
∙ Будет развитие роботизации. Машины умнеют и выполняют работу зачастую быстрее и качественнее людей. Однако сдерживать этот тренд будет низкий уровень оплаты труда на российском рынке.
∙ IT-технологии будут развиваться в направлении сохранения здоровья. Уже растет спрос на мобильные клиники и лаборатории. Развивается телемедицина и консультирование пациентов через интернет.

Про клиента
∙ Изменится и образ жизни среднестатистического потребителя. В связи с приобретенными во время пандемии гигиеническими привычками и обостренной психологической потребностью в безопасности, потребители будут склоняться к решению не арендовать на время, а купить в индивидуальную собственность. При этом россияне будут озабочены формированием финансовой подушки безопасности. В совокупности это приведет к смещению покупательского спроса в сторону удобства и практичности, увеличится спрос на б/у товары и снизится количество импульсивных покупок.
∙ Произойдёт рост миграции внутри России: отток населения затронет области с низким уровнем доходов населения и слабой системой социальной поддержки, расположенные рядом с более развитыми регионами. Также усилится отток городских жителей из городов-миллионников в пригород и сельскую местность. Ввиду высокого спроса на загородную недвижимость снова получит развитие домашнее хозяйство. В городе же вырастет спрос на доставку продуктов и готовых блюд из ресторанов.

В заключение
Текущий кризис показал, насколько важно уметь оперативно реагировать на новые угрозы. Гибкость стартапов, новые продукты и разработки в области технологий оказываются широко востребованы в новых рыночных нишах, сформированных под воздействием пандемии COVID-19.
Пандемия, как большая лупа, все проблемные места показывает с увеличением. И задача предпринимателей сейчас – увидеть их и заполнить. ■

 

Текст : Светлана Чижова
Фото: biryuch.ru, zen.yandex.ru,
urprofy.ru, futurerussia.gov.ru,
kredit-otziv.ru