Церковь в стиле модерн • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Церковь в стиле модерн

Возведение церкви, в архитектуре которой отчетливо прослеживаются черты модерна, – уникальная история для Ярославля. Храмовых сооружений в этом стиле вообще крайне мало в России, особенно в провинциальных городах. Не менее удивительный факт, что один из лучших образцов ярославского модерна – церковь Андрея Критского, пережив все катаклизмы ХХ века, сохранилась до наших дней…

Официальное название: церковь Иоанна Постника, Архангела Гавриила и Андрея Критского.
Статус: действующая.
Хронология: годы постройки: 1904–1908 гг. Закрыта в 1923 году, возвращена Русской православной церкви в 2010 г.
Состояние: ведутся ремонтные работы, но в целом исторический облик почти полностью восстановлен.
Адрес: г. Ярославль, ул. Стачек, 58.

Новая страница в архитектуре
Невозможно пройти мимо этой величественной церкви с витражными окнами и сложным декором изразцов. Сегодня столь красивый храм в центре Красноперекопского района может вызвать удивление, но еще 100 лет назад здешняя территория имела совершенно иную репутацию – это был центр промышленного Ярославля…

В 1857 г. Ярославская Большая мануфактура со всеми землями и постройками была куплена московскими купцами ярославского происхождения Иваном и Андреем Карзинкиными в доле с петербургским купцом Гавриилом Игумновым. Новые владельцы учредили паевое Товарищество Ярославской Большой мануфактуры. Производство расширялось, были построены новые корпуса фабрики на берегу Которосли. И в Николо-Меленском приходе возросло количество прихожан. Требовалось более вместительное церковное здание, поэтому в 1890-х гг. правление Товарищества решило возвести новую церковь.
Закладка будущего храма состоялась летом 1904 г., его решили возвести по соседству с церковью Николы в Меленках, которая была построена в 1668-1672 гг. Строительство велось очень быстро и завершилось уже в 1908 г., к 50-летнему юбилею Ярославской Большой мануфактуры. Престолы храма освятили в честь святых, соименных учредителям Товарищества ЯБМ Ивану и Андрею Карзинкиным и Гавриилу Игумнову: главный – во имя Иоанна Постника, придельные – во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. Новое здание могло вместить уже до трех тысяч прихожан.

Богатейшие люди России, Карзинкины и Игумнов, не скупились на средства, задумав построить новую церковь, которая, помимо всего прочего, должна была символизировать их финансовые успехи и мощь. Поэтому пригласили одного из лучших архитекторов того времени – академика Александра Васильевича Иванова. Александр Иванов окончил Императорскую академию художеств. В Москве и Петербурге по его проектам было возведено более 60 строений. Он участвовал в перестройке Китай-города и центральных площадей Москвы. До наших дней из спроектированных им зданий сохранились единицы, среди прочих – Новая хлебная биржа в Рыбинске, выполненная в неорусском стиле.

Проект церкви Андрея Критского, предложенный Александром Ивановым, отличался удачным соединением элементов традиционной русской архитектуры с модерном – новым стилем, ставшим популярным во второй половине XIX – начале XX века. Другого образца подобной храмовой архитектуры на Ярославской земле нет. Да и в целом в городской застройке модерн рассредоточен лишь небольшими вкраплениями.

Новая церковь поражала своей красотой и величием. Колокольня, высота которой достигала 43 метров, вместе с храмом составляли гармоничное единое целое. Алтарную часть церкви завершали 3 мощных купола, увенчанные главами с крестами из граненого хрусталя (до наших дней они не сохранились). Сама церковь получилась очень просторной и светлой за счет мощных сводов и громадных окон. Здесь впервые в российском зодчестве была использована технология бетонирования сводов. Для строительства было завезено 60 вагонов цемента!

Витражные стекла создавали в церкви удивительно красивую игру света и цвета в солнечную погоду. Храм щедро украсили метлахской керамической плиткой: ею были покрыты порталы главного входа, фриз притвора, пол, карнизы окон. Цветочный орнамент изразцов с повторяющимся рисунком лилий, обрамляющий периметр окон и входных арок, и сегодня вызывает восхищение не только обычных людей, но и искусствоведов.

Росписи, заполнившие стены и своды церкви, также отличались по своей стилистике от привычной храмовой живописи конца XIX века. Здесь можно было увидеть целые картины, выполненные по оригиналам известных русских художников: воспроизведенное «Крещение Руси» В.М. Васнецова, например, или произведение «Св. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами».

Во имя автора Великого канона
Несмотря на то, что церковь освящена во имя нескольких святых, в народе за ней закрепилось имя Андрея Критского. Этот святой всегда почитался на Руси, особенно в княжеской среде.
Преподобный Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске около 660 г. в христианской семье. Житие повествует, что до семи лет мальчика считали немым, поскольку не слышали ни одного произнесенного им слова. Но в 7 лет, после причастия в церкви, он стал говорить. В 14 лет родители отправили Андрея в Иерусалим – служить в монастыре Братства Гроба Господня. Здесь он был пострижен в монахи.

С 681 г. Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, начал служить в Константинополе, где возглавил дом для сирот при церкви Святой Софии и был зачислен в клир главного храма Византии. Именно в Константинополе он начал писать свои духовные поэтические произведения.

В столице империи Андрей прослужил 20 лет. После чего был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру – остров Крит, где за свои труды был удостоен титула архиепископа. На Крите он строил церкви, устраивал приюты и богадельни… Несколько раз Андрей Критский ездил в Константинополь, в 740 г., возвращаясь из очередной такой поездки, он заболел и ушел из жизни. Его мощи были положены в храме мученицы Анастасии на острове Лесбос, сегодня эта церковь носит имя Андрея Критского.

Автор множества богослужебных канонов, Андрей Критский превосходит даже знаменитого Иоанна Дамаскина по количеству оригинальных мелодий-напевов. Самый известный канон Андрея Критского, признанный шедевром византийской духовной поэзии, – покаянный Великий канон. Он включает сюжеты грехопадения и покаяния, наполнен цитатами из Ветхого и Нового Завета, а также аллюзиями на гимны Григория Богослова и Романа Сладкопевца. Великий покаянный или, как его еще называют, Умилительный канон исполняется во всех православных храмах вот уже 1300 лет. В русских церквях он читается во время Великого поста.

Послереволюционная жизнь храма
Церковь Андрея Критского закрыли в 1923 г. С нее сняли главы и колокола, замазали черной краской мозаичное изображение святителя Николая Мирликийского на внешней стене средней алтарной апсиды.
Само здание использовалось по-разному. Сначала, до открытия кинотеатра в церкви Петра и Павла, здесь пробовали устроить кинозал, но в огромном помещении звук давал мощное эхо, так что невозможно было разобрать речь артистов. Тогда в церкви устроили рабочую столовую – иконостас разобрали, алтарь превратили в кухню, завезли необходимое оборудование и расставили столы. В буклете 1926 г., выпущенном газетой «Северный рабочий», среди прочих снимков есть фотография, на которой изображен внутренний вид этой столовой – можно рассмотреть, что помещение «украшено» популярными в 1920-е гг. мещанскими кадками с фикусами.

В качестве столовой церковь использовали до 1951 г., а затем городские чиновники приспособили здание под городской Дом физкультуры. С 2001 г. здесь расположилась детская спортивная школа олимпийского резерва.

В 2010 г. храм передали Русской православной церкви. Первое богослужение в нем прошло 30 октября 2010 г. Саму церковь стали восстанавливать чуть раньше. В частности, в 1990-е гг. расчистили мозаику с изображением святителя Николая Мирликийского.

Старые мастера возвели довольно прочное здание: несмотря на столетний возраст, оно хорошо сохранилось, но после многих лет запустения потребовались серьезные ремонтные работы – на реставрацию ушло 6 лет, больше чем на само строительство храма! Сегодня работы еще продолжаются, но в целом церковь восстановлена. Причем близко к историческому облику. Установлены новые главы. На тутаевском заводе братьев Шуваловых отлиты новые колокола. Возвращены местами утраченные цветные стекла витражей. Артелью ярославских художников с августа 2013 по июль 2015 г. воссозданы в своем изначальном виде храмовые росписи… ■

Материал подготовила: Лора Непочатова / фото: Дмитрий Савин