ФРИЛАНС НЕ РЕЗИНОВЫЙ! • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ФРИЛАНС НЕ РЕЗИНОВЫЙ!

Я сажусь в такси, которое заказала через приложение, снимаю с блокировки телефон и начинаю добавлять в корзину продукты, которые мне доставит до двери курьер. По приезду домой созвонюсь с учителем английского языка через мессенджер и изучу новую тему. Затем отправлю по email текст статьи в журнал своему работодателю в Москву и включу любимый сериал по подписке через онлайн-кинотеатр. Я потратила деньги через интернет и заработала их там же. Я — представитель той самой гиг-экономики, которая пришла вместе с возможностями, данными интернетом.

Сегодня сформирована новая модель экономики – гиг-экономика. Гиг – независимый исполнитель, фрилансер, работник по краткосрочному контракту, без официального трудового соглашения. Гиг-экономика (gig-economy, гигномика, «открытая талант-экономика», «экономика свободного заработка» или «экономика краткосрочных контрактов») – это новый формат взаимоотношений между работником и работодателем, в основе которого лежит работа вне штата или работа по краткосрочным контрактам.
Все больше людей предпочитают частичную занятость. В гиг-экономике компании нанимают независимых исполнителей и подписывают контракты с фрилансерами или самозанятыми. Такие работники заинтересованы быстрее выполнить работу и получить оплату по факту. А компании не тратят лишних денег на поиск сотрудников и содержание штата.

Первой отраслью, где прижилось понятие фриланс, была отрасль информационных технологий. IT-специалистам не обязательно ходить в офис каждый день. Они могут выполнять свои задачи, находясь в любой точке мира, и монетизировать свои знания гораздо эффективнее, работая на нескольких проектах одновременно. Фактически они первыми начали зарабатывать на свободном времени, продавая его как товар. Следом подтянулись и остальные профессии: бухгалтеры, таксисты, маркетологи, дизайнеры, пиар-специалисты и т.д.
По данным PwС Gig-экономика, за 2019 год 25% компаний заменили часть штатных сотрудников на фрилансеров, а 68% – готовы работать с фрилансерами на постоянной основе.
В период пандемии весь мир временно перешел в онлайн, а большая часть людей, имеющих постоянную работу, ушли либо на дистанционный формат работы, либо в свободное плавание. Получается, что 2020 год стал огромным трамплином для гиг-экономики. Теперь те, кто был в штате одной компании, могут обслуживать из дома сразу несколько и зарабатывать в столько же раз больше. Разве это не прекрасно?
Глобальный рынок фриланса в перспективе до 2025 года будет сохранять высокие темпы роста благодаря стремлению компаний сократить операционные издержки и обеспечивать гибкость бизнеса.
По информации PwС Gig-экономика, более 57 % компаний испытывают трудности с поиском квалифицированных кадров для выполнения отдельных работ и проектов. Вольнонаемные решает эту проблему. Но преимущества фриланса на этом не заканчиваются. Работодатель привык, что штатный сотрудник многофункциональный. А мультизадачность еще никому не играла на руку. Хватаясь за все, обычно не успеваешь ничего. Фрилансер занимается только той работой, на которую его наняли, отчего, благодаря узкой специализации, ускоряется процесс реализации задач. В итоге фриланс позволяет быстро масштабировать бизнес и снижать издержки в кризисных ситуациях.
Прогнозный среднегодовой темп роста глобального рынка фриланса до 2025 года составит 16%, а сам рынок вырастет до 13,84 триллиона $.
Россия в 2020 году вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении, что составило 41 миллиарда $, а количество фрилансеров выросло до 14 миллионов, тогда как еще в 2014 году их насчиталось 3 миллиона. Российский рынок гиг-экономики отстает от глобального на 3-5 лет. Тем не менее мы также необратимо движемся в сторону гибкой модели занятости.

По мнению партнера инвестиционной компании Kama Flow Евгения Борисова, кадровые сотрудники стали все чаще прибегать к цифровым платформам, предоставляющим фрилансеров для корпоративного сектора.

Основной спрос на вольнонаемных пока формируют небольшие компании с оборотом до 100 миллионов рублей, стремящиеся снизить издержки и получить доступ к широкому кругу потребителей. В числе ключевых направлений спроса на услуги фрилансеров в долгосрочной перспективе будут следующие: дизайн и мультимедиа, ИТ, контент и переводы, финансы, управление и HR.

Казалось бы, во фриланс уходить страшно, он же не резиновый. Но, глядя на статистику, можно сделать вывод, что места хватит всем. Главное, чтобы специфика работы подходила. Даже возраст не играет значения. Тем более с каждым годом средний возраст вольнонаемных будет расти вместе с продолжительностью жизни.
Сегодня каждый из нас может стать микропредпринимателем. Для этого нет необходимости иметь постоянную работу. Достаточно найти свою нишу в информационном пространстве и заказчика под ваш продукт. Со временем можно даже возглавить команду таких же фрилансеров.

Текст : Зинаида Карпова