Итоги 2013. Михаил Крупин • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Итоги 2013. Михаил Крупин

Стратегия развития Ярославской области до 2025 года обозначила туризм одним из приоритетов в экономике региона. Но одно дело сказать, и совсем другое – сделать. Вернее, делать – последовательно, осознанно и профессионально. Вернувшись с выставки World Travel Market в Лондоне, Михал Крупин рассказал о том, как продвигается наш регион на туристическом рынке.

Михаил Львович, недавно вы вернулись с туристической выставки в Лондоне. Есть ли смысл в таких мероприятиях, и «за чей счет банкет»?
Когда я работал в ОГК-5, за счет правильно проведенных road-show в Нью-Йорке и Лондоне мы привлекли 6 миллиардов долларов. Туризм – тоже бизнес, но в нем «человеческий фактор» и грамотное продвижение еще важнее. Если мы хотим привлекать инвесторов, партнеров и увеличивать турпоток, то должны показывать товар лицом.

Про деньги. Мы начали активно участвовать в международных туристических форумах в прошлом году. Вложили 10 млн. рублей, «закрыв» все базовые выставки – Берлин, Лондон и Шанхай. Это деньги туристического бизнеса Ярославля, бюджет в этих расходах не участвовал. Думаю, что по итогу этого года сумма будет схожей.

В Лондон вы ездили и в прошлом году. Чем так привлекательна британская туристическая выставка?
Лондонская World Travel Market всегда открывается 4 ноября (англичане консервативны и пунктуальны). WTM носит имиджевый, статусный характер (в отличие, например, от более коммерческой берлинской), на нее приезжают представители всех значимых стран, задействованных в сфере туризма. То есть там позиционируются не просто профессиональные участники туристического рынка, а государства.

России удалось удивить британцев?
По-моему, да. Причем сразу же, на открытии выставки. Все ждали, что появятся наши милые, но уже привычные девушки в кокошниках, а вместо этого зрители увидели совершенно неожиданный танец чукотских девушек – в кухлянках, с бубнами… Так что англичане смогли посмотреть, у кого же был губернатором владелец лондонского «Челси» Роман Абрамович…

Ну а если серьезно, то в этом году было очевидно: присутствие России на World Travel Market выросло и качественно, и количественно. На сей раз в выставке активно участвовал Ростуризм, эффективно работали российское посольство и торговое представительство в Великобритании.
Российская экспозиция занимала одно из самых выгодных мест выставки – сразу у входа. А наш стенд был на ней, пожалуй, самым заметным. Вдобавок все оформление экспозиции России было построено на предоставленном нами макете. Это тоже работало на нас.

Ну и главное: в прошлом году мы были новичками, на ходу пытались встроиться в формат ранее запланированных мероприятий, а сейчас стали ожидаемыми и желанными участниками.
Кстати, свою задачу отлично выполнило недавно созданное Агентство по туризму Ярославской области: оно провело большую подготовительную работу, выстроило программу работы, формировало график деловых встреч.

Кто входил в состав ярославской делегации?
Представлял делегацию я. Статус депутата здесь пришелся очень кстати, поскольку делегации других регионов возглавляли заместители губернаторов и профильные министры. У нас чиновников не было, в состав делегации, кроме меня, входили представители нашего туроператора – компании «Ярославль – столица Золотого кольца» – и «Ринг Премьер Отеля». При этом мы единым пакетом презентовали все объекты региона, включенные в общий каталог: туристические, культурные, спортивные, оздоровительные и т. д.

О чем вы говорили с потенциальными партнерами и клиентами?
Мы представляли 3 блока – инвестиционные проекты (яркий пример – «Ярославское взморье»), туроперейтинг и объекты для размещения туристов. Одних только каталогов раздали сотню килограммов, стендовики отработали более 1500 адресных контактов – речь шла и о разовых поездках туристических групп, и о сотрудничестве с крупными зарубежными туроператорами.

Заранее запланированные встречи проходили, в основном, с профессиональными участниками туристического рынка и представителями медиасообщества. Например, очень продуктивно поработали с немцами. В марте в Берлине откроется Международная туристская биржа ITB. По количеству участников эта выставка даже больше лондонской, но носит более коммерческий характер. Немцы предложили нам помощь в составлении графика деловых встреч в Берлине, поскольку интерес к нам со стороны туроператоров Германии достаточно высок.

Их интересует именно Ярославль или все «Золотое кольцо»?
Мы, ярославцы, сейчас предлагаем на рынке не только себя, но и все «Золотое кольцо». Это принципиальная позиция, которая диктуется прагматическими соображениями. Недавно я выступал в Общественной палате России и говорил, что нам нужно объединить 6 субъектов Федерации, входящих в этот маршрут, чтобы они предлагали единый продукт. Даже наши зарубежные коллеги понимают: по своим масштабам и разнообразию «Золотое кольцо» сопоставимо с целыми европейскими странами, такими, как Чехия или Австрия. В среднем тур по маршруту составит 10 дней – а это формат пребывания туристов, который загрузит нашу туристическую инфраструктуру. При этом каждый регион получит деньги.

Нужно понимать: у нас нет нефти, газа, алмазов или хотя бы угля. Машиностроение существенно сократилось. Большинство крупных предприятий подчинены московским офисам, которые принимают решения и контролируют финансовые потоки. Такая же ситуация и в других регионах «Золотого кольца». А туризм – это то, что позволяет нам создавать рабочие места и пополнять бюджеты. Туризм дает мультипликативный эффект: с его развитием получают работу транспортники, строители, энергетики, производители различных товаров и услуг.

Прошлый год дал Ярославлю 715 тысяч туристов, первое полугодие 2013-го – 520 тысяч. А прогнозируемые цифры по области – 30% роста за год. То есть при общей стагнации экономики туризм у нас развивается.

Вдобавок активное посещение региона туристами помогает формированию его положительного имиджа для потенциальных инвесторов. По себе скажу: при прочих равных, ты, скорее всего, вложишь деньги там, где комфортно себя чувствуешь.

Знаю, что вы работали не только на своем стенде, но и с туроператорами стран, которые представляют для нас наибольший интерес с точки зрения въездного туризма. Что это за страны?
Сейчас активным поставщиком туристов для России является Турция. Хорошую динамику показывают Израиль, Южная Корея и Китай. Лучшие в Западной Европе – Германия, Италия, Испания. Интерес к России проявляют Пакистан и Индия – это большие, динамично развивающиеся государства с огромным населением. Их состоятельным людям хорошо известны Европа и Америка. И теперь они хотят увидеть Россию.

Какие вопросы и предложения вы услышали в Лондоне?
Их было очень много. Тем более что мы приняли еще и участие во встречах с целевой аудиторией на площадке Ростуризма, в посольстве и торгпредстве России в Великобритании.

Давайте назову навскидку несколько моментов.
Нас спрашивали: «Мы знаем, что в Ярославле – первый русский театр. Но вот Мариинка в Лондоне выступает часто, а почему Волковского театра мы не видим? Хотелось бы, чтобы он присутствовал». Это, кстати, интересовало и русскоязычную, и англоязычную публику.
Были вопросы по безопасности поездок в Россию. Мы привели статистику: за 50-летнюю историю туристического маршрута «Золотое кольцо» на нашей территории не было зарегистрировано ни одного противоправного действия в отношении иностранных туристов. Это аргумент, против которого нечего возразить.

Часто спрашивали, где и как отдохнуть в России. Надеюсь, всем запомнился мой жест – я показал раскрытую ладонь и перечислил 5 «за»: Ярославль – город-музей, город-театр, город-фестиваль, город-отель и город-ресторан.

Были любопытные инвестиционные предложения. Две компании предложили участие в модернизации аэропорта «Туношна» с предоставлением финансовых ресурсов. Одна компания предложила организовать работу локальной авиации. Она занимается этим в Европе – предоставляет самолеты с понятными рентными платежами, выстраивает логистику, продажи. Озвученная ими цена полета от Ярославля до Москвы – 70 долларов. Это сопоставимо с ценой поездки на поезде. Торгпред уже сообщил мне, что готовится обращение в адрес губернатора Ярославской области для продолжения диалога.

Руководитель компании «Русский дом в Лондоне», которая более 50 лет занимается поездками британских туристов в Россию, высказал большой интерес и к «Золотому кольцу», и к маршруту «Великая Волга». Планируется, что вскоре он подпишет соглашение о сотрудничестве с нашим туроператором «Ярославль – столица Золотого кольца».

Говорили и о создании единого информационного поля. Большинство британцев знают о существовании Москвы, Санкт-Петербурга и озера Байкал, а вот остальная Россия для них – огромное «белое пятно». У английских СМИ есть заинтересованность в получении объективной информации о событиях на «Золотом кольце» и других туристических маршрутах России. Например, мы проговорили возможность подписания соглашения об информационном обмене между Ярославской областью в лице Агентства по туризму и редакцией журнала «Русский магазин», который выходит и в глянце, и в интернет-версии.

Михаил Львович, как вы оцениваете перспективы развития туризма в Ярославской области?
Давайте просто посмотрим на цифры. Прошлый год дал Ярославлю 715 тысяч туристов, первое полугодие 2013-го – 520 тысяч. А прогнозируемые цифры по области – 30% роста за год. То есть при общей стагнации экономики туризм у нас развивается. Причем опережающими темпами: в целом по России за 1-е полугодие он дал 8% роста. Как видите, у нас цифры значительно лучше.

Наверное, и потому, что вы работаете. Но скажите: не обидно, когда вы пытаетесь «тащить» все «Золотое кольцо», а вас не понимают или даже пытаются перехватывать идеи? К примеру, вологжане сейчас пытаются договориться, чтобы в Вологде прошла «федеральная Масленица-2014». Хотя Ярославль давно заявил себя столицей Главной Масленицы страны, и вы сами активно продвигаете этот фестиваль.
Когда меня не понимают, я объясняю. Это нормально. А что касается «перехватывания идей»…
Вот вы упомянули Масленицу. По этой части с Ярославлем уже пытались конкурировать Псков, Москва и Краснодар. Но нашей Главной Масленице страны через год будет 10 лет. Она действительно превратилась главный гастрономический фестиваль России. Мы этому очень рады. И будем продолжать работать. При этом разовые проекты, под которые периодически пытаются выбить бюджетные деньги, нас не беспокоят. Более того, в 2014 году мы даже готовы использовать Вологодскую площадку как дополнительную, если у нас не хватит места для всех желающих. И это не совсем шутка. В прошлом году нашу Главную Масленицу посетили более 300 тысяч человек – больше, чем в Москве. Кстати, на выставке World Travel Market, с которой мы начали разговор, я был приятно удивлен: оказывается, есть англичане, которые запомнили масленичный телемост Москва-Ярославль-Лондон. Так что с нами сложно тягаться, на этой дистанции мы уже ушли далеко вперед.