КУЗНЕЦ КАДРОВ • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

КУЗНЕЦ КАДРОВ

toe_6559

Новаторский кадровый проект, который должен уже через год выпустить подготовленных муниципальных руководителей, начал свою работу в Ярославском регионе. Его идеолог – заместитель губернатора по вопросам внутренней политики Юрий Бойко – утверждает, что управленцами не рождаются, управленцами становятся.

Указом губернатора Ярославской области в апреле 2015 года был учрежден региональный проект «Муниципальная команда губернатора области». Насколько уникальным можно считать его для нашей страны? Опыт каких стран, регионов был взят за основу?
Вообще программами повышения квалификации кадров занимались всегда: и в коммерческом секторе, и в государственном. Нельзя сказать, что мы единственный регион, который озаботился проблемой обучения кадров для муниципалитетов. Подобные программы в том или ином формате существуют практически во всех регионах. Есть стандарты повышения квалификации кадров, периодически все управленцы проходят учебные курсы. Но нет четко выстроенной системы, как было в советское время. Тогда существовала целая партийная школа воспитания кадров: талантливых людей находили, обучали и, если они проявляли свои способности, двигали по карьерной лестнице. Кроме того, отличной школой для управленцев был комсомол. А сейчас мы пришли к тому, что абсолютно отсутствует система подготовки кадров высшего звена. Все пустили на самотек: как в экономике, где рынок должен все расставить на свои места, так и в управленческом секторе. Считается, что люди должны выбрать правильного человека, то есть главу. Тот, в свою очередь, сформирует команду, и регион начнет развиваться. Но откуда взяться управленцам? Где берут профильных заместителей по различным отраслям, например? Школы воспитания кадров этого звена нет вообще.

Конечно, есть особые программы у крупных вузов, есть Академия государственной службы, есть прекрасная программа подготовки высших управленческих кадров в МГУ, и есть люди, которые по собственной инициативе проходят там обучение. Но не все смогут ездить учиться в Москву, плюс это не дешевое мероприятие.

И сейчас наша амбициозная мечта выстроить в Ярославле, во-первых, систему отбора кандидатов, во-вторых, систему обучения и, в-третьих, систему дальнейшего продвижения людей, прошедших в «муниципальную команду губернатора» вне зависимости от того, какой глава победит на выборах. У нас будет пул специалистов, которые обучены и способны занять руководящие должности и двигать ту или иную территорию вперед. Поэтому мы провели прозрачный конкурсный отбор, подготовили годичную систему обучения и будем способствовать дальнейшему продвижению обучаемых. В этом смысле наша программа уникальна именно как система мероприятий.
Именно поэтому губернатор нам такую задачу поставил. И дал старт проекту.

Насколько остро чувствуется «кадровый голод» в нашем регионе?
90% людей, которые сейчас работают в сфере муниципального управления на высших должностях, – это выходцы из советской системы, 1950-х, 60-х годов рождения. Это порядочные, ответственные руководители, люди «старой закалки», понимающие, что такое слово «надо». Но пройдет еще несколько лет и случится просто физический износ человеческого ресурса. Мы посчитали, что через 3 года более 80% действующих глав будут людьми пенсионного возраста. Поэтому «кадровый голод» уже сейчас довольно ощутим.

toe_6787

Почему вы пришли к мысли, что муниципальные служащие должны не просто пройти обучение, а еще и поучаствовать в открытом конкурсе, чтобы доказать свое право заниматься муниципальным управлением?
У любого проекта есть риски. Наши риски таковы: мы отберем не тех людей, научим не тому, и никуда их не трудоустроим. Прозрачный отбор нужен для того, чтобы придать открытость конкурсу, чтобы никто не мог нас упрекнуть в том, что кругом «свои да наши». На первом отборочном этапе мы привлекли независимого оператора – Институт общественного проектирования (Москва). Наш информационный партнер – издательский дом «Эксперт» во главе с Валерием Фадеевым. Именно Фадеев открывал наш проект. Для «Эксперта» – это первый региональный опыт проведения кадрового конкурса. Поэтому нас никто не может упрекнуть в ангажированности.

Кто будет проводить обучение? Мы выбрали Международный институт менеджмента ЛИНК. ЛИНК предлагает гибкий подход к учебе, который позволяет эффективно использовать для занятий любое свободное время. Обучение ведется по системе открытого дистанционного обучения с поддержкой – так называемая система «смешанного обучения». «Смешанное обучение» подразумевает проведение тьюториалов – очных и он-лайн занятий с преподавателем-наставником, работу в Интернет-конференции, проведение мастер-классов. Важно отметить, что обучение не сводится к изучению теории и концепций менеджмента, но предполагает, прежде всего, развитие навыков и компетенций, позволяющих существенно повысить эффективность управленческой деятельности.

Цель проекта – сформировать команду муниципальных управленцев нового формата. Какой смысл вы вкладываете в это понятие? В чем выражается этот новый формат?
Я считаю, что именно сообщества людей двигают вперед территории, регионы и города. Соответственно есть профессиональные сообщества журналистов, юристов, врачей. А вот профессионального сообщества руководителей-муниципалов нет. У нас есть мечта – создать такое сообщество.
Среди глав в нашем регионе есть очень хорошие практики. К примеру – глава мышкинского района Анатолий Курицын. Но и он не стесняется признаться в том, что ему до сих пор не хватает теоретических знаний. Кроме того, любому главе нужна команда профессионалов, нужен костяк управленческих кадров. Ведь в районах очень мало политики и много хозяйственных вопросов. Там надо пахать с утра до вечера, и не важно, к какой партии ты принадлежишь. Жителям нужно, чтобы дорогу от снега расчистили, школу отремонтировали к 1 сентября. Проблем очень много. С другой стороны, есть хорошие молодые теоретики или выходцы из коммерческих структур, которые готовы себя проявить на местах, но они, к сожалению, совсем не представляют, что такое местное хозяйство, не знают законодательство и полномочия органов местного самоуправления. И наша задача создать такую систему подготовки кадров, которая поможет дать теоретические знания и практические навыки всем кандидатам, прошедшим конкурсный отбор.

Давайте вкратце опишем регламент конкурса.
На нулевом, формальном этапе мы получили 550 заявок. К участию в дальнейших испытаниях было допущено 443 человека. Дальше был первый реальный конкурсный этап – в течение месяца необходимо было написать мотивационное эссе (зачем тебе нужен этот проект, для чего ты в него идешь), пройти тест на знания общего менеджмента, теоретических и правовых основ муниципального управления и общественно-политического кругозора, а также пройти психологическую диагностику. Работы участников проверялись анонимно. Для проверки были привлечены независимые эксперты московского Института общественного проектирования. Этот этап преодолели 250 человек.

Следующий этап – написание проекта, который ориентирован на реализацию полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований нашей области. Темой проекта может быть решение любого вопроса местного значения либо комплексное решение ряда вопросов местного значения в рамках полномочий органов местного самоуправления. Интересно, что среди 180 человек, которые написали проекты, 2/3 – это государственные и муниципальные служащие, работники муниципальных учреждений и только 1/3 – представители частного бизнеса. Все проекты мы разделили по сферам. Больше всего проектов посвящены проблеме ЖКХ, следующий популярный блок – физкультура, спорт, туризм, на третьем месте – дорожное хозяйство. Хочу отметить, что в проектах участников, которые работают в частном секторе, больше креативного подхода, виден свежий незамыленный взгляд. Хотя есть и очень наивные работы, сразу видно отсутствие системного мышления. Из 180 работ в ближайшее время мы отберем около 60 проектов, которые будут допущены к публичной защите.

А на какой стадии проект находится сейчас?
Сейчас идет голосование в интернете, все проекты находятся в публичном доступе, любой желающий может с ними познакомиться. Для оценки проектов создан экспертный совет, куда вошли видные общественные деятели, депутаты, ректоры вузов. А на публичной защите будет присутствовать губернатор и представители Правительства области. Итоговая оценка будет складываться из голосования экспертов, оценки интернета и результатов публичной защиты.
Также мы проведем итоговую организационно-деятельностную игру, где будем оценивать личностные, лидерские качества участников. Все-таки главы и руководители муниципалитетов – это драйверы территорий, которые должны быть сильными лидерами, уметь вести за собой, создавать работоспособную команду, организовывать работу. По итогам 40 человек с октября этого года начнут проходить обучение. А в мае следующего года будет выпуск. Приятно, что уже сейчас ряд глав проявили серьезный интерес к нашему конкурсу, и у них есть реальные вакансии, которые необходимо заполнять.

Кто принял участие в конкурсе? Были ли знакомые ярославцам люди? Есть ли неожиданные для вас участники в проекте?
Половину участников я знаю лично. Ну просто потому что я больше 10 лет работаю в этой сфере. Конечно, интерес к конкурсу проявили журналисты, некоторые СМИ решили провести собственное журналистское расследование, чтобы понять, что происходит внутри конкурса. Меня восхитили некоторые главы районов, которые пришли на конкурс с мыслью о том, что учиться никогда не поздно. Это и Анатолий Курицын из Мышкина, и Владимир Гончаров из Ростова, несколько глав небольших поселений. Например, угличский глава пошел на конкурс целой командой. Значит, он задумывается о кадрах, о своей смене, заботится не только о себе, а еще и о своей территории. Это очень импонирует. Самому молодому кандидату – 24 года, а самому возрастному – почти 55 лет.

toe_6765

Расскажите про самые интересные проекты участников конкурса?
Не хочу никого выделять, чтобы не оказывать давление на экспертов при оценке. Проекты очень разные. Некоторые на 2 страницы, а есть и проекты на 80 страниц. Круг тем тоже довольно широк. Есть модные ныне проекты по туризму, брендированию и маркетингу территорий. Есть и совершенно неожиданные темы. Например, «Выявление и определение «бесхозных» захоронений, с целью рекультивации, сохранения памяти и эстетического вида муниципальных погостов». Есть проекты по комплексному развитию территорий, а есть очень частные – например, «Муниципальный коворкинг-центр» или «Создание МУП «Даниловский тюремный замок»».

Как определить насколько успешным оказался этот кадровый конкурс?
Я думаю, что результат можно будет увидеть через несколько лет. Только время покажет, насколько успешно будут работать наши выпускники. В экономике есть такое понятие – мультипликатор, и нам хочется верить, что эффект от нашего проекта будет с годами все больше ощущаться.
Конечно, сейчас у многих есть некоторый скепсис. И я знаю, что часть талантливых людей пока заняли выжидательную позицию. Им интересно посмотреть, как это пройдет в первый год, будет ли толк или нет. Так что, я надеюсь, что «вторая волна» конкурса может быть не менее качественной, чем первая. Кроме того, мы будем информационно поддерживать конкурс и знакомить жителей области с его победителями и их дальнейшей судьбой.

Проявили ли другие области интерес к нашему конкурсу? Можно ли его «перенести» на другие регионы?
Безусловно. Для наших федеральных партнеров – Института стратегического проектирования и издательского дома «Эксперт» – мы стали «пилотным» проектом. И если у нас все получится, то они будут тиражировать его в другие регионы. Кроме того, наши соседи – Кострома, Вологда, Новгород – тоже проявили огромный интерес к конкурсу.

Чем для вас лично ценен этот кадровый конкурс?
Для меня – это вызов. Мы всегда пеняем на власть. Мэр – плохой. Власть – это квинтэссенция всех наших неурядиц. И власть должна за все ответить. Но откуда берется эта власть? Власть – это мы и есть. Власть – это отражение общества. Будущие руководители с нами в школы ходят, одну музыку слушают и книги читают. Они не с Луны на Землю падают. И если, устроив такую прозрачную схему отбора, мы не сможем найти и воспитать достойных управленцев, значит, действительно улучшить это не можем. И заслуживаем того, что есть. Никто нам не пришлет спасителя или героя. Я верю, что у нас в регионе есть качественный человеческий капитал. Не все еще уехали в Москву или опустили руки. Надо дать возможность людям реализовать свои способности, а для этого необходимо сформировать институты. Именно поэтому мы учредили конкурс через указ губернатора. Нам важно, чтобы программа работала независимо от того, кто у власти. Нам необходим постоянно действующий институт подготовки кадров. Руководители не берутся из ниоткуда. На главу надо учиться, на заместителя главы надо учиться. Лучшими практиками надо делиться. Это единственный путь к успеху!
Ну и главное – это создать сообщество, коммуникацию внутри профессии. Муниципальную команду, двигающую регион вперед.

текст: Ирина Дерябина | фото: Олег Токмаков