Люди дела • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Люди дела

Валентина Алексеевна Семенова несколько десятков лет преподавала русский язык и литературу в ярославских школах Фрунзенского района. И даже сейчас, выйдя на пенсию, она продолжает помогать ученикам, многие из которых стали успешными людьми именно благодаря своему педагогу. Незадолго до 85-летнего юбилея Валентины Алексеевны и профессионального праздника всех учителей ее навестил один из учеников, депутат муниципалитета Игорь Бортников.

Валентина Алексеевна, как вы пришли в профессию?
Наше поколение окрестили «детьми войны». Когда началась война, я успела окончить 5 классов. Потом школу закрыли и организовали в ней госпиталь. Детей и всех учителей перевели в другую школу. Боев в нашем поселке не было, но голод и холод я запомнила хорошо. Именно поэтому я до сих пор не ем фрукты, зато люблю соленые огурцы и квашеную капусту.

Первый послевоенный, 1946 год был самым голодным. Помню, мама отправляла нас с девочками в лес, чтобы насобирать земляники. Потом мы ее продавали, чтобы купить хоть немного хлеба. Но в тот год была страшная засуха. Иногда нас подкармливала мамина сестра, которая жила в деревне. В этот год я окончила 10 классов и поступила в ярославский мединститут на единственный факультет – врачи широкого профиля. Наш отец не вернулся с фронта, а я была старшей из детей в семье, поэтому параллельно с учебой мне приходилось работать.

Врачом вы так и не стали?
Почему-то чем больше я училась, тем меньше мне нравилась медицина. И после второго курса я ушла из института. В это время я познакомилась со своим будущим мужем. Виктор Васильевич был главным инженером отдела капитального строительства на судостроительном заводе. И все, что построено в нашем районе (дома на Балтийской улице, 23-я школа, все детские сады и дом, в котором я живу), построил мой муж.

Покинув институт, я пошла работать во временную вечернюю школу на общественных началах. Грамотных людей после войны не хватало, поэтому из начальной школы меня быстро перевели на старшие классы. Параллельно я сама получила образование, окончив педагогический класс. В 1949 году мы с Виктором Васильевичем сыграли свадьбу, и вскоре у нас родилась старшая дочь.

Вы ведь не только учителем работали?
Да, была и завучем, и инспектором отдела народного образования. Но преподавательскую деятельность не бросала ни на минуту. Однажды мой муж вернулся из командировки в Киев с проектом школы. Он спросил меня, в каком месте ее лучше поставить. Так неподалеку от нашего дома была построена школа № 23.

У вас дома висит большой портрет Виктора Васильевича. А во Фрунзенском районе его помнят?
К сожалению, сейчас его стали незаслуженно забывать. А ведь он очень многое сделал для нашего города. Он фронтовик, а после войны 30 лет отработал на судостроительном заводе. Он много строил, и не только в городе, но и в близлежащих деревнях и колхозах. При этом наша семья долго не имела собственного жилья. Лишь когда старшая дочь пошла в 5 класс, мы получили квартиру, в которой я и живу до сих пор. В 1974 году Виктор Васильевич умер, ему было 50 лет, и я осталась с двумя дочерьми – Натальей и Марией. А сейчас у меня уже 7 внуков и 5 правнуков.

И ваша семья никогда не просила помощи?
Да, я тоже не просила, чтобы меня назначали завучем или инспектором. А так как была недостаточно честолюбива, то не пошла по чиновничьей лестнице, предпочитая быть учительницей. Но с тех пор как я ушла из школы, не сидела ни дня без работы. Да и сейчас ко мне ходят ученики. Когда они меня спрашивают, в какую школу надо отправлять ребенка, я говорю, что детей надо отдавать хорошей учительнице.

У вас дома очень хорошая библиотека. Кто ваши любимые авторы в русской литературе?
Знаете, я большая книгочейка. Очень люблю Крылова за его богатейший язык. Знаю наизусть многие его басни. В школе же теперь совсем не читают Крылова и ничему полезному не учат. Я достаточно политизированный человек, кино не смотрю, сериалы меня не интересуют. Больше нравятся общественнополезные передачи, например, «Право голоса». Хотя недавно смотрела телепрограмму о едином учебнике истории. Но что в итоге от просмотра такой программы? Ведь участники просто поговорили и ничего не сделали!

В чем видите сохранение грамотности и языковой культуры?
Знаете, на телеканале «Культура» есть передача «Тем временем» с очень интересным ведущим, журналистом и писателем Александром Архангельским. В одном из ее последних выпусков представители вузов и Академии наук говорили, что не знают, что делать с первокурсниками: они не умеют грамотно читать и писать. И опять после разговора ничего не сдвинулось с мертвой точки.

А думаете, что-то вообще изменится?
Знаете, наше общество, по моему мнению, делится на 2 части. И разделение проходит не по гендерному признаку или образованию. Одна часть общества может давать, а другая только брать. И тех, кто может давать, остается все меньше. Когда их останется совсем мало, будет страшное социальное неравенство.

текст: Евгений Мохов / фото: Дмитрий Савин