Мастерство выдержки • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Мастерство выдержки

Однажды Роман Смирнов прогуливался в левобережной части Тутаева в поисках удачного кадра и увидел девушку с мольбертом. Получив согласие на съемку, он достал из рюкзака фотоаппарат. Сказать, что художница удивилась, – ничего не сказать. Роман держал в руках «Зенит-Е», который сейчас можно увидеть разве что в советских фильмах.

В последнее время у нас чуть ли не каждый второй считает себя крутым фотографом, создает группы в соцсетях, чтобы зарабатывать деньги. По профессии я инженер-проектировщик электрических сетей, фотосъемкой никогда особо не интересовался. Но в какой-то момент задумался, что предшествовало цифре, с чего вообще все началось, – рассказывает Роман Смирнов.

Пару лет назад на городском интернет-форуме yarportal.ru он обнаружил объявление о продаже фотоаппарата легендарной советской марки «ФЭД-5», выпущенного в 1980 году. Камера была в рабочем состоянии, причем владелец просил за нее всего лишь 400 рублей. Роман решил, что нельзя упускать подобный шанс.
– Меня впечатлил ретродизайн этого фотоаппарата: металл, кожа, никакого пластика, – вспоминает Смирнов. – Правда, когда я впервые взял его в руки, стало немного страшно. Сломал бы еще, вот и все.

Молодой человек несколько раз прочитал инструкцию и в тот же день перешел от теории к практике. Сначала с балкона своей квартиры запечатлел Тверицкий бор, затем вместе с женой отправился на прогулку по окрестностям. Пленка из 36 кадров закончилась быстро, конечный продукт оказался сомнительным.
– Изображение получилось нечетким, размазанным. Неподготовленному человеку сложно сразу понять, как выставить выдержку и диафрагму. С фокусировкой я тоже не до конца разобрался. Плюс тогда уже темнело, это сильно осложняло задачу, – добавляет фотограф.
Потерпев неудачу, он почувствовал азарт. «ФЭДом» пользовался недолго, но пленочной фотографией увлекся всерьез. Теперь Роман ищет через Интернет видавшие виды камеры и осваивает их одну за другой.
– Я ничего не коллекционирую. У меня сугубо практический подход: покупаю, пользуюсь и продаю, – объясняет Смирнов.

С «Зенитом» Роман Смирнов, по его выражению, «бегал как сумасшедший». Снимал все подряд. На набережной люди оборачивались ему вслед, некоторые спрашивали: «А что, пленка до сих пор продается?»
– У меня были модели Е, ЕТ и 212k. Последнюю производят до сих пор, просто фантастика какая-то! – смеется он. – По сравнению с тем же «ФЭДом» «Зенит» гораздо совершеннее. Он оснащен зеркальным видоискателем, например, а значит, проще построить композицию, добиться хорошего результата.
«Зоркий-4» был единственным в арсенале Романа фотоаппаратом с гравировкой. Из надписи на корпусе следовало, что в 1986-м в городе Азове Ростовской области его подарили на день рождения некоему Юрию Серобабе. А «Любителя-166В», принадлежавшего другу Смирнова, пришлось ремонтировать. Молодой человек самостоятельно настроил фокусировку с помощью полиэтиленовой пленки и отвертки.

Сейчас в распоряжении фотографа «Киев-60» и японская Minolta α5xi Panorama. Первая камера среднеформатная и позволяет делать квадратные снимки, как в популярном сервисе Instagram. По словам Романа, она хороша, в первую очередь, для портретной съемки. Правда, весит не меньше двух килограммов, и постоянно носить ее с собой проблематично. Зато для иностранного фотоаппарата всегда находится место в сумке.
– По большому счету, Minolta такая же удобная, как современные цифровые камеры. У нее электронный затвор, моторный привод, предусмотрены режимы приоритета выдержки и приоритета диафрагмы, – добавляет Смирнов. – Пожалуй, я нескоро с ней расстанусь. Уже купил три объектива, потратил около 15 тысяч рублей. Они универсальные, у моего цифрового фотоаппарата аналогичный разъем.

Роман Смирнов и раньше много ездил по области и за ее пределами. C появлением нового увлечения путешествия стали еще интереснее. Недавно в компании друзей он преодолел на автомобиле 4500 километров от Ярославля до Кольского полуострова и обратно. Камеры, которые могли бы стать музейными экспонатами, не выпускал из рук всю дорогу.
– Меня очаровали минималистичные субарктические пейзажи с камнями, мхами, лишайниками, озерами и сопками, – объясняет Роман. – Пейзаж – это мое все. Я везде вижу, прежде всего, красивую природу. Даже в, казалось бы, ничем непримечательных видах можно разглядеть что-то необычное.
Отдельная история – эксперименты. Однажды Смирнов решил снять звезды на длинной выдержке и посреди ночи отправился в село Устье. На фотографиях изображена церковь Смоленской иконы Божией Матери и яркие полоски в небе. В другой раз, тоже ночью, молодой человек снимал из машины, зафиксировав фотоаппарат на штативе. На фотографиях остались светящиеся следы от фар и фонарей.

– Не скажу, конечно, что это произведения искусства, – уточняет фотограф, – но выглядит довольно неплохо, мне нравится.
По словам Романа, в пленочной фотографии его привлекает не техника и даже не пресловутый теплый ламповый цвет. Интересен сам процесс, поскольку количество кадров ограничено, и каждый снимок буквально делается своими руками.
– Это своеобразный хенд-мэйд, – добавляет Смирнов. – Все начинается с того, что нужно выбрать пленку, заказать ее в интернет-магазине. А заканчивается проявкой и оцифровкой. Тут я обращаюсь к профессионалам. Но уже подумываю о том, чтобы оцифровывать самостоятельно, ищу подходящий сканер.
Молодой человек выкладывает снимки в своем блоге «Фото на бесконечность» в «Живом журнале». А катушки хранит в коробках из-под обуви.
– Когда фотографируешь на цифровой фотоаппарат, снимков, по большому счету, нет. Нераспечатанные, они как бы не существуют. А пленка – это вещь. Да еще какая! – рассуждает фотограф.

текст: Елена Иванова |  фото: Роман Смирнов