На работу, как в музей • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

На работу, как в музей

То, что этот офис необычный, видно еще с улицы: фасад двухэтажного дома украшен указателем Calle De La Revolucion («улица Революционная»). Яркие наборные изразцы для него владелец компании Ян Левин специально привез из Испании.

Компания «Диапазон» | Метраж 500 м2 | Сотрудники 50 человек

– Одна из самых близких мне городских деталей – указатели улиц, – объясняет Ян смысл своей акции на форуме yarportal.ru. – Если типовой указатель сделан прекрасно, город становится божественным. В советское время были прекрасные варианты. Но времена прошли, пропала стандартизация, ушли ГОСТы, указатели стали делать из пластика, а это полная хрень. Дизайн, как правило, также невероятен. Короче, почти все современные уличные указатели в Ярославле – полная шляпа. Думаю, со мной согласится почти любой, кто был за границей. Я задумал сделать первый указатель в Ярославле, выполненный изразцами, – как в Португалии и Испании.

Впрочем, фасад и без того симпатичен: зимой его облагораживают гирляндами, летом – кашпо с цветами. Хозяева не жалеют денег на новые детали городской материальной культуры.
– Такая маленькая вещь, как цветочки, меняют окружающее пространство, – говорит Ян. – Оно становится более комфортным, спокойным, радостным и теплым. В таком городе хоть на толику, а приятнее жить.

Помимо украшательства своего, как он его называет, «концерна», Ян занимается и другими интересными штуками. В городе он известен как писатель – автор книги «100 деталей Ярославля», краевед, экскурсовод, путешественник…
– Как вас представить в журнале? – интересуюсь я.
– Назовите меня емким словом «предприниматель». Или «коллекционер». Знаете, как только меня не называли в СМИ – и краевед, и короед. Для меня это особой роли не играет.

В офис на Революционной компания Яна переехала 2 года назад. Здесь просторно – директор считает, что людям должно быть комфортно там, где они проводят большую часть времени. Единственное, что его немного расстраивает, – помещение арендованное, а потому стандартные пластиковые панели не заменишь, например, краснокирпичными стенами с арками.

Дизайн никто специально не придумывал: сотрудники – а это в основном молодые ребята до 35 лет – оформляли свои кабинеты предметами и темами, которыми они увлекаются.
– Только в моем кабинете присутствует подобие логики в организации рабочего пространства, – рассказывает Ян. – Стены тут «тематические»: «страховая» стена, Страховые доски – одно из увлечений хозяина кабинета. В коллекцию они попадают по-разному: покупаются, обмениваются. Кроме того, Ян много путешествует, сам отыскивает уцелевшие артефакты, вступает в переговоры с хозяевами домов. Досок здесь больше сотни, и по ним можно прочитать целую лекцию о страховании от пожаров в Российской империи. Ян этим и занимается иногда: приглашает в офис всех желающих и проводит экскурсии.

Отдельная история – географические карты. На них красными булавками помечены страны и города, где побывал Ян. Стран уже около 50, городов – более 300, не считая российских. К слову, изразцовый указатель на фасаде – это своеобразный привет Кубе, в которой Ян пропитался революционной романтикой.

Здесь же – коллекция автомобильных номеров, постеры из любимых фильмов «Однажды на диком Западе» и «Крестный отец», старые судоходные расписания, портрет Александра II…
– Так-то Александр неплохой был мужик, – рассуждает Ян. – Был бы какой-нибудь другой император, я бы вряд ли его портрет повесил.
Некоторые экспонаты на стену не повесишь, даже если захочется. На полу лежит обрезок железнодорожного рельса с клеймом казенных заводов князя Белосельского 1891 года. Раньше он подпирал столб возле станции Филино. Столб сгнил, а рельс пропал бы совсем, если б не попался на глаза Яну – тоже ведь часть истории.

Из традиционных фишек корпоративно-офисного дизайна в кабинете нашелся только один – диплом всероссийского конкурса краеведческой литературы. В 2010 году книга Яна «100 деталей Ярославля» победила на нем в номинации «Увлекательное краеведение».
– Это тоже деталь, – говорит Ян. – За дипломом и букетом цветов пришлось ехать в Москву. Я смотрю на него и вспоминаю, как мы с женой хорошо провели время в той поездке. Другие дипломы и грамоты, которые вручают нашей компании, мы обычно вешаем в туалете. За ними же нет ничего искреннего.

Кстати, в туалете, кроме регалий, тоже есть на что посмотреть: винтажная реклама первых унитазов, книга «Ководство» Артемия Лебедева (он был в гостях у Яна во время своей речной этнографической эспедиции), крючки для полотенец из Амстердама, меховые наручники из львовского кафе «Мазох».

В общем, далеко не самое скучное место в этом офисе.