Между прошлым и будущим • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

Между прошлым и будущим

Типовая советская стенка и экзотические кораллы,  кассеты формата VHS и  картины с видами нового Ярославля,  замечательная библиотека и современный компьютер. В этой квартире, расположенной в центре Ярославля, каждая вещь составляет мозаику неразрывной связи прошлого и будущего. Сегодня рубрика «Дом с историей» приглашает вас в гости к мэтру ярославской фотожурналистики Юрию Ивановичу Барышеву.

Юрий Барышев
Корреспондент газет «Северный рабочий», «Северный край», «Дагестанская правда», «Новый поворот». Несколько лет преподавал курс фотожурналистики в педагогическом университете.
Заслуженный работник культуры РСФСР.
Лауреат областной премии им. Л. Н. Трефолева.
Член Союза журналистов России.
Кавалер знака отличия «За заслуги перед городом Ярославлем».
Автор книг «Мой взгляд на жизнь», «Рыбалка в Ярославской области», «Мой XX век», «Моя Валентина».

В этой квартире мэтр со своей семьей живет с 1984 года. «Я уже не раз говорил, что фотография – моя религия. Поэтому центральное место в доме занимают снимки, предметы и вещи, так или иначе связанные с работой», – начинает рассказывать Юрий Иванович.
Естественно, наше внимание сразу же привлекла коллекция фотоаппаратов.


«Я относительно недавно начал собирать эту коллекцию, и, если бы заинтересовался этим раньше, она бы наверняка была еще больше. В основном это аппараты моих коллег и друзей. Почему я их держу? Ну вот смотрю я на «Старт» и вспоминаю, что этим аппаратом я снимал Хрущева или, например, Расула Гамзатова в Дагестане. И мне становится так приятно на душе… В этой коллекции всего несколько десятков. Один из самых близких моему сердцу фотоаппаратов – «Старт» советских времен. Помню, я его купил в московском ГУМе. А так мне в основном их дарили», – говорит хозяин квартиры.
Помимо фотоаппаратов, Юрий Иванович собирает коллекцию раковин и минералов.
«Поскольку по образованию я – биолог, меня всегда влекли страны, примечательные своей флорой. Довелось побывать в Америке, Африке, на Цейлоне, в Индии, Японии… Отовсюду привозил интереснейшие экземпляры, которые постепенно образовали эту коллекцию». Улыбнувшись, мэтр добавляет: «Мне друзья говорят: Иваныч, ну привези ты себе джинсы! – Да бог с ним, с джинсами. Я лучше привезу себе камни или кораллы». С этими словами Юрий Иванович показывает нам интересные раковины, привезенные с Кубы и из Южного Вьетнама.
«Каждый раз, когда я пересекал границу, все время думал, что меня сейчас заставят что-то вынимать и сдавать, но, в основном как-то обходилось без этого. Хотя однажды у подножья гробницы Джосера я взял на память ее небольшой кусочек. Естественно, это не могло не пройти мимо внимания таможенников. Но я тогда стал доказывать всем, что являюсь подводным пловцом, и что нашел это, в результате одного из погружений… Теперь этот кусочек занимает в моей коллекции одно из почетных мест».
Про ныряние мэтр не лукавил. Еще одно из многочисленных увлечений этого разностороннего человека – подводная охота. Любой ее трофей, будь-то обычная карельская слюда или челюсть астраханского сома являются для Юрия Ивановича ценным воспоминанием о прекрасно проведенном времени.
Что же касается основной работы фоторепортера, то здесь красноречивей любых слов говорят стены квартиры. С них на тебя смотрят фотографии разных лет.


«Сегодня мне интересна свободная съемка, – говорит хозяин квартиры. – Ведь за почти 50 лет в фотожурналистике, большую ее часть я работал в жестких рамках советской прессы. Фотографировал ударников труда, передовиков производства, тружеников сельского хозяйства, молодежь, комсомол, политиков, артистов, космонавтов… Всю жизнь у меня было, как в армии: дан приказ – я должен его выполнить». К каждому заданию редакции Юрий Иванович относился ответственно и выполнял его, что называется, «от» и «до». Будь то съемки кукурузы колхоза «Прогресс» в 1958 году или первый концерт Пугачевой во дворце спорта «Торпедо» в 1987-м.
О каждом из полутора миллионов снимков он может рассказать свою историю. Оглядываясь назад, мэтр поражается своей работоспособности и с пониманием относится к новым достижениям фотожурналистики.
«Мы работали на пленке, сейчас же не надо никаких растворов и проявителей. Фотошоп стал помощником фотографов. В настоящий момент с его помощью можно сделать все что угодно.

И в связи с этим в планах у меня выпустить книгу «Фотографические фантазии», основанную именно на фотошопе. Попробую привлечь к этому проекту одного из наших обеспеченных фотолюбителей и показать еще одну возможность фотоискусства».
Уходя от Юрия Ивановича, отчего-то вспомнили старую историю. Всем известно, что человека, купившего скрипку, называют «человеком, купившим скрипку». И до сих пор загадка: почему же тогда человека, купившего фотоаппарат, называют фотографом?
Пока такие люди, как Юрий Иванович Барышев, в строю, за фотожурналистику можно быть спокойным.

текст: Евгений Мохов  | фото: Сергей Шубкин и из архива Ю. И. Барышева