«Джаз над Волгой – 2021»: послесловие к фестивалю в форме свободной импровизации • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

«Джаз над Волгой – 2021»: послесловие к фестивалю в форме свободной импровизации

«Огнеопасно!» – предупреждала афиша. И неспроста. По уровню участников фестиваль «Джаз над Волгой – 2021», который прошел в Ярославле с 6 по 12 апреля, действительно был просто огонь! Александр Сипягин, Игорь Бутман, Саша Машин, Макар Новиков, Евгений Побожий, Алина Енгибарян, Сергей Головня, Антон Чекуров… Мы решили представить нескольких хедлайнеров фестиваля в форме свободной импровизации. Пусть каждый музыкант подхватит тему в любой момент – и выдаст свое соло. А основную линию будет вести арт-директор фестиваля Александр Сипягин.

 

Александр Сипягин
Один из самых известных трубачей мира, композитор, аранжировщик, продюсер. Лидер собственной группы. Соло-трубач в составе ведущих джазовых коллективов. Обладатель трех премий «Грэмми».

 

 

 

Александр, в мире проходит множество джазовых фестивалей. Есть ли свое лицо у фестиваля в Ярославле?

Я бы сказал, что фестиваль узнаваем, но одновременно он находится в поисках своего лица. Здесь всегда выступали сильнейшие зарубежные и российские коллективы, самые прогрессивные молодые исполнители. Но на предыдущих фестивалях музыканты представляли совершенно разные направления джаза. Концепция нынешнего фестиваля отличается. Все составы играют музыку одного направления. Его можно определить как Modern Jazz – современный джаз на традиционной основе. Но при этом у каждого коллектива есть свое собственное лицо, своя музыка, свое понимание, как должен развиваться джаз.

Вы утверждаете, что все молодые музыканты, приглашенные на фестиваль, обязательно станут известными. Что дает вам такую уверенность?

Я смотрю, как музыкант развивается, с чего он начинает, что он за личность. И я уже знаю, что человек, который не хватает звезд с неба, не стремится сразу же стать знаменитостью, а изучает джаз и кайфует от самого процесса изучения, – как правило, всегда добивается очень-очень больших результатов.

Ваш собственный путь – от просто участника фестиваля «Джаз над Волгой» до его арт-директора – как сложился?

Я помню, как очень хотел попасть на фестиваль в 1979 году, мне было 13 или 14 лет. И меня не взяли – мол, не дорос еще. Было обидно, конечно. Потом я периодически выступал на этом фестивале в студенческих составах, в частности, с моим педагогом Александром Викторовичем Осейчуком. Потом исчез в Америку на много лет. И впервые на фестиваль приехал как участник в 2005-м. То есть первый шаг – я учился. Следующий шаг – стал профессиональным музыкантом. Дальше – нашел свой стиль и стал его развивать. Записывал диски. Начал преподавать. И, в конечном итоге, меня пригласили стать арт-директором фестиваля. Я понимал, что смогу внести что-то интересное, сделать хорошую программу. А поскольку у меня есть уже своя репутация, музыканты мне верят и с удовольствием едут сюда!

Ведущие джазмены часто выступают и как авторы собственной музыки. Можно ли считать такой путь в джазе закономерным?

Джаз – импровизационная музыка. А импровизация – это своего рода композиторство. Когда ты в потрясающей форме, когда к тебе приходит вдохновение – ты не просто импровизируешь, а у тебя появляются какие-то идеи, ты сочиняешь какие-то мелодии. Потом получаются маленькие кусочки композиции. А дальше ты находишь свое направление, в котором продолжаешь развиваться… Все, кто движется в джазе правильно, рано или поздно становятся композиторами. Это процесс неизбежный.

Вы легко соглашаетесь исполнять чужую музыку?

Если мне эта музыка не нравится, я обычно не соглашаюсь. Я предпочитаю играть то, что мне интересно. Когда я сам набираю состав, то исполняю свою музыку.

А во время репетиции вы можете внести какие-то изменения в собственное сочинение по просьбе музыкантов?

Не просто могу, а специально пишу композицию так, чтобы музыканты внесли что-то свое. Я всегда оставляю им возможность выбрать – вот здесь сделать так или по-другому, сыграть быстрее или сделать паузу, чтобы вздохнуть. Спрашиваю, что они думают, что они хотят: о для меня очень важно, чтобы музыканты не просто исполняли заданные им партии, а кайфовали от музыки!

 

Илья Ершов
Скрипач, композитор. Участник многих джазовых коллабораций. Руководитель собственного квартета. Автор музыки к театральным спектаклям.

 

  Скрипка – конечно, не джазовый инструмент. Но что мне оставалось делать? Я закончил школу, училище, консерваторию по классу скрипки, и переучиваться на что-то другое было уже поздно. А хотелось играть джаз.

  Джаз – это в первую очередь ритм. А скрипка – певучая, мелодичная, у нее природа другая. Но ведь есть скрипачи, которые потрясающе играли и играют джаз. Выдающиеся скрипачи Дидье Локвуд или Стефан Граппелли – одни из столпов джаза. Здесь все решает личность.

  Я всегда считал, что джаз – это высшее в музыке, а джазмены – высшая каста. Я не знаю ни одного вида музыкального искусства, которое бы за 100 лет прошло такую эволюцию, как джаз. Классика – от Баха и до Шнитке – прошла путь в 300 с чем-то лет. А джазу потребовалось 100. Представляете, какая совершенно дикая концентрация?!

  Хороший тон на фестивалях – играть именно авторскую музыку. Джазовые стандарты сейчас нужно исполнять в каких-то очень классных аранжировках. Я не смогу так сделать, поэтому и играю свои композиции.

  В жизни бы не подумал, что я могу что-то сочинить! А потом у меня родилась дочка. И как-то так – оп! Всё пошло само. Сегодня свое выступление мы открыли композицией For Di – сокращенно от For Daughter. Дочка вдохновляет меня до сих пор!

  Конечно, все скажут, что лучший город для джазового музыканта – это Нью-Йорк. Но я выбрал Ярославль. Первый раз я здесь оказался в 2015 году и сразу увидел, что это очень джазовый город! Поэтому и переехал сюда жить.

 

Алина Енгибарян
Вокалистка, аранжировщик, композитор. Солистка в составе различных музыкальных проектов. Лидер собственной группы. Победитель международного конкурса вокалистов крупнейшего европейского джазового фестиваля в Монтрё (Швейцария).

 

 

  Сложно ли женщине быть лидером группы? Ну, если никто другой не решается… Шучу, конечно! На самом деле, не важно, мужчина или женщина лидер коллектива. Главное в джазе – насколько ты влюблен в эту музыку, какой у тебя материал и каков твой профессиональный уровень.

  Я выросла на джазовой музыке – мой дедушка Николай Гончаров был джазовым барабанщиком. Поэтому все как-то логично развивалось, интереса заниматься чем-то другим у меня никогда не было.

  Первые законченные произведения, которые я написала в 14 лет, до сих пор в моем репертуаре. Конечно, я отредактировала тексты. Но смысл этих вещей не изменился и важен для меня до сих пор. Например, одна из песен о том, что у каждого из нас есть какое-то сокровенное место, где мы чувствуем покой, мир и счастье – и мы всегда стремимся туда.

  Не могу согласиться, что музыка в джазе важнее текста. Мне, например, важно, чтобы в моем сочинении было какое-то сообщение – какая-то история или какой-то мой личный опыт, мои эмоции. Поэтому слова для меня очень важны. И в моих вещах музыка и текст всегда друг друга дополняют.

  Для джазового музыканта идеальное место – все-таки Нью-Йорк. Я постоянно живу в Нью-Йорке уже 5 лет, и прижилась там. Конечно, я скучаю по России – здесь мои родители, мои друзья. Но если я учусь джазу, мне необходимо находиться в этой культуре, необходимо ощущать энергетику этой музыки.

 

Евгений Побожий
Гитарист и композитор. Солист оркестра Игоря Бутмана и лидер собственных джазовых проектов. Первый российский музыкант, ставший победителем международного конкурса гитаристов Института джаза Херби Хэнкока.

 

  Я начал изучать гитару, потому что был очень увлечен группой Deep Purple. И лет до 16 я играл исключительно рок. А потом старшие товарищи музыканты посоветовали послушать джаз. И чем больше я слушал джаз, чем больше изучал эту музыку и погружался в нее, тем сильнее влюблялся. И все другие стили ушли на второй план, стали второстепенными.

  Джаз в его современном виде – это высшее достижение мировой музыки. Он вобрал в себя и сплавил все традиции – и очень современные, и очень древние. При этом он продолжает развиваться до сих пор!

  После того как в 2019-м я выиграл конкурс гитаристов Института джаза им. Херби Хэнкока, я постоянно ощущаю какую-то повышенную ответственность. Теперь в каждом выступлении мне нужно вроде как подтверждать свой статус. С другой стороны, это стимул для меня – не расслабляться и развиваться дальше.

  Мне всегда представлялось очень значимым не просто играть, но еще и создавать музыку. Я всегда восхищался музыкантами, которые, оставаясь виртуозными импровизаторами и исполнителями, были еще и яркими композиторами. Они все смогли создать свой собственный музыкальный язык, свой стиль – это и есть самое интересное на пути музыканта.

  Мекка для джазовых музыкантов, безусловно, Нью-Йорк. Туда стекаются лучшие джазмены со всего мира. И хотя там огромная конкуренция, Нью-Йорк для меня – это город, где я хотел бы выступать вновь и вновь.

Текст: Лора Непочатова
Фото: Наталья Бородина