Вы можете остановить время. И даже обратить его вспять. Ваше лицо, тело, кожа могут выглядеть моложе, и для этого не нужно прибегать к ежедневно изобретаемым новым и новым косметическим процедурам, посещать элитные салоны красоты или тратить деньги на дорогостоящие кремы.
Вы можете исправить все, что вас не устраивает в своей внешности, изменить форму носа, сделать тонкую талию, идеальную грудь, юный овал лица.
И лишь один вопрос беспокоит всех без исключения. К какому хирургу обратиться, чтобы получить желаемое?
Сегодня мы расскажем об одном из самых перспективных молодых хирургов России.
Знакомьтесь: врач-пластический хирург Центра пластической хирургии (ЦПХ) под научным руководством профессора Кирилла Павловича Пшениснова, соавтор 14 научных работ, автор глав в книгах по пластической хирургии на русском и английском языках, призер международной Олимпиады среди ординаторов по пластической хирургии в Дубае, ОАЭ, автор патента на хирургический инструмент для минимизации травматизации кожи в процессе зашивания, аспирант кафедры пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова — Кирилл Кириллович Пшениснов.
Кирилл, как практикующий пластический хирург, скажите, пожалуйста, какое из направлений пластической хирургии вы больше всего предпочитаете и почему?
Я выполняю различные виды вмешательств, такие как: ринопластика, фейслифтинг, блефаропластика, отопластика, абдоминопластика и липосакция, все виды маммопластики. Однако операция, которая больше всего приносит удовольствие и, я бы сказал, приятное волнение, – ринопластика. Работа с тончайшими структурами носа требует владения сложными техниками, умения эти техники сочетать, чтобы получить идеальный результат.
После ринопластики очень люблю фейслифтинг (от А.: facelift -подтяжка лица). Технологии, которые мы используем в ЦПХ, позволяют достигать невероятных результатов.
Хирургия тела тоже приносит множество эмоций. Пластика груди и живота позволяют снова поверить в себя. А липоскульптура — современный подход к моделированию тела, обеспечивает красивые изгибы и формы.
Кирилл, как вы считаете, за последние годы усовершенствовались ли подходы и методы в этой области медицины?
В пластической хирургии всегда происходит что-то новое. Я слежу за современной периодикой международных журналов по пластической хирургии, чтобы быть в курсе тенденций и новшеств. Например, есть изменения в мировоззрении по поводу подтяжки лица, а именно понятия SMAS (от А.: мышечно-апоневротический слой тканей лица), который является только лишь хирургическим слоем и термином, а не природным явлением.
Также изменился подход к пластике носа. Врачи стали сохранять непрерывность эстетических линий спинки носа — получила развитие сохраняющая ринопластика. А в пластике лба и бровей, которая, кстати, является темой моей кандидатской диссертации, разработан индивидуальный подход, предоставляющий пациенту выбор не только итогового результата, но и хода реабилитации.
Кирилл, как вы думаете, обоснованны ли сомнения пациента, при обращении к молодому хирургу? На какие моменты стоит обратить внимание?
Бытует в корне ошибочное мнение, что взрослые (даже иногда пожилые) хирурги, с огромным опытом за плечами, учеными степенями и увесистым портфолио не знают новых передовых техник, не слишком осведомлены о трендах моды, используют старые методики. Мне очень повезло. Я учился, до сих пор учусь и работаю совместно со своим отцом, профессором Пшенисновым Кириллом Павловичем.
Сколько я себя помню, у нас дома всегда были новые издания книг и журналов по пластической хирургии. Мы не только в курсе самых новейших, продвинутых методик хирургических вмешательств, но и применяем их на практике. Конечно мне, как молодому хирургу, необходим опыт наставника. Именно совместная работа с Кириллом Павловичем помогает избежать ошибок, которые могут совершать молодые хирурги.
В разговоре со мной вы называете Кирилла Павловича профессором. В этом, с одной стороны, чувствуются сыновья теплота и нежность к своему отцу, а с другой уважение и почтительность к своему наставнику. Строгий ли наставник ваш отец, и легко ли с ним работать?
Профессор очень строгий и требовательный учитель. Наверное, проще было бы учиться у другого хирурга, не столь категоричного и бескомпромиссного. Стремление к идеалу является основным стимулом в работе. Ведь передо мной стоит непростая задача — превзойти своего наставника, поэтому времени расслабляться нет.
Весна начинается с очень трогательного и нежного праздника Международного женского дня 8 Марта. Вы отмечаете этот праздник? Есть ли у вас какие-то семейные традиции в его праздновании? И чтобы вы хотели пожелать прекрасной половине человечества?
8 Марта у меня ассоциируется с первым весенним теплом, роскошными букетами и сияющими от счастья женскими глазами. Это еще один повод напомнить женщинам, что они прекрасны, что в них есть большая сила!
Дорогие читательницы, от всей души желаю вам красоты и гармонии, ведь, в первую очередь, гармония нужна женщине ради самой себя.
Чтобы ее внешность отражала ее внутренний мир и чтобы она ухаживала за собой ради самой себя, а не ради того, что кто-то и что-то может подумать про нее.
Милые дамы, будьте свободными в своих желаниях и осуществляйте свои мечты.
Клиника «Виста» – это синтез профессионализма и самых передовых технологий в офтальмологии. Пять лет клиника «Виста» стремится давать своим пациентам с глазными заболеваниями все самое лучшее, что может предложить современная медицина.
С первых дней основания клиники ее принципом был индивидуальный подход к проблеме пациента. В «Висте» не просто оперируют катаракту или восстанавливают сетчатку. Перед врачами стоит задача: по максимуму вернуть человеку зрение.
В большинстве случаев это удается. Но даже в самых тяжелых ситуациях врачи «Висты» не оставляют человека наедине с проблемой, а, применяя сложные технологии, ищут нестандартные решения.
О работе клиники «Виста», об уникальных методиках, которые применяют ее врачи, рассказывает директор клиники, офтальмолог-хирург, врач высшей категории
САНАЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОЧИРОВ.
Сегодня у клиники есть все для законченного цикла решения практически любой офтальмологической проблемы. И это не только оборудование, хотя без него на сегодняшнем этапе развития отрасли идеальный результат лечения невозможен.
Наше главное достояние – врачи. Каждый специалист клиники на высоком уровне разбирается и в патологии сетчатки, и в оптике, и в лечении внутриглазного воспаления, не говоря уже о катаракте и глаукоме. Взаимодействие в рамках междисциплинарного подхода построено в форме «консилиума», когда ревматолог с офтальмологом вместе планируют лечение пациента с глазным проявлением системного заболевания.
Лучшие хирурги и диагносты работают вместе и эффективно, пользуясь лучшими инструментами для достижения результата. Объединение опыта и молодости – вот залог успеха клиники «Виста».
А как вы сами стали офтальмологом-хирургом?
Почти случайно. На первом курсе медицинской академии я решил поработать в больнице, чтобы посмотреть на непосредственный процесс лечения пациентов и приобрести опыт. Естественно, кроме как санитаром, никем устроиться было нельзя. По пути в один из корпусов академии находился глазной травмпункт, куда я и зашел. И устроился на работу — санитаром. Санитаром в глазном травмпункте я проработал до окончания медицинской академии, поэтому проблемы выбора направления ординатуры у меня не было: я влюбился в офтальмологию. Это самая прекрасная специальность. Что может быть лучше – дарить людям зрение? Для человека зрение – самое важное на свете, благодаря ему мы получаем 90 процентов информации. Быть причастным к возвращению зрения, помогать людям его сохранять, видеть радостные лица пациентов, которые вновь обрели зрение, – настоящее счастье для меня, и это то, ради чего приходишь на работу.
У меня есть одна черта: не могу остановиться на достигнутом. Сначала я начал проводить операции на хрусталике и переднем отрезке глаза, но вскоре мне захотелось шагнуть дальше, и я начал осваивать витреоретинальную хирургию – одну из самых сложных отраслей офтальмохирургии. Витреоретинальная хирургия – это хирургия стекловидного тела и сетчатки. Это очень сложные операции, поэтому проводить их хотят немногие. Да и результат мы получаем не сразу, процесс восстановления занимает довольно долгое время.
Мы лечим отслойки сетчатки, отдельные случаи дистрофий сетчатки, обширные кровоизлияния внутрь глаза, сложные случаи глазных проявлений сахарного диабета – все, что раньше считалось неизлечимой патологией. Если случалась отслойка и после лечения человек видел хоть как-то – считалось хорошим результатом, но сейчас у нас многие пациенты после такой серьезной патологии могут похвастаться 100-процентным зрением!
Раньше для решения серьезных проблем со зрением ярославцы отправлялись в Москву.
Несколько лет назад пациенты с витреоретинальной патологией действительно направлялись в другие города, в основном, Москву, для лечения. Сейчас эту помощь можно получить и у нас в регионе как в государственных клиниках, так и в некоторых частных центрах.
Хочу рассказать еще об одной уникальной технологии для нашего региона, это лазерная коррекция зрения методом Clear. Преимущество методикиClear заключаются в малой инвазивности операции. Это самая щадящая методика, так как разрез роговицы будет всего 2 мм. Поэтому ограничения минимизированы в послеоперационном периоде, например, заниматься любым спортом можно уже на следующий день. Благодаря тому, что операция не предполагает формирования лоскута и выполняется в глубоких слоях роговицы, риск развития синдрома сухого глаза после операции значительно ниже. А еще после операции Clear организм восстанавливается быстрее: светобоязнь, слезотечение, ощущение «песка» в глазах будут в течение одного-двух часов.
Кому подойдет такая методика:
— Пациентам, ведущим активный образ жизни
— Пациентам с рисками возникновения синдрома сухого глаза. Особенно актуально для тех, кто длительно пользовался контактными линзами
— Пациентам с высокой зрительной нагрузкой. Например, при постоянной работе с компьютером или с телефонами
«Виста» – это врачи, влюбленные, как и я, в свою специальность. Мы не останавливаемся на достигнутом, всегда готовы помочь нашим пациентам. Мы используем самое современное операционное оборудование, постоянно обучаемся новому и тесно в этом взаимодействуем с коллегами из ведущих федеральных глазных научно-исследовательских институтов. При этом мы также делимся и нашим опытом, выступаем на национальных и международных конференциях.
Мы одни из первых провели операцию на сетчатке и одномоментно удалили катаракту, имплантировав при этом мультифокальный искусственный хрусталик нового поколения, чего ранее не делалось. Считается, что имплантация сложных хрусталиков возможна только при хорошем состоянии сетчатки для обеспечения функционирования сложной оптики, а мы сделали – и получили хороший результат, чем показали новые возможности комбинированной хирургии.
В Альфа-Банке уже 14 лет, прошла весь путь от клиентского менеджера до директора среднего бизнеса Ярославской области, в дальнейшем возглавила регион. В позиции директора удалось ключе-вое – создать команду лидеров, пропитанную духом, драйвом, смыслами и цифра-ми! И как результат — второе место на региональном рынке среднего бизнеса по объему кредитного портфеля по итогам 2022-24 гг.
Благодаря чему удалось достичь таких результатов?
Конечно, благодаря команде. Считаю, что залогом успеха в бизнесе является развитие внутренней корпоративной культуры с опорой на миссию и ценности, нацеленной на достижение амбиций и роста доли рынка.
Для нас ключевыми ценностями являются развитие и партнерство. Считаю, что скорость роста бизнеса равна скорости развития его лидеров! Масштаб бизнеса – масштаб мышления лидера!
Мы создаем среду для роста и развития наших клиентов и сотрудников! Среду, куда приходят сильные люди и в ней растут и развиваются! В этом наша культурная уникальность – это не столько даже про банковские продукты, сколько про интеллект сердца, мы идем дальше, в эмоции, в самореализацию.
Человекоцентричность не только в клиентском сервисе, но и во взаимодействии с командой, построение бизнеса вокруг людей. Стараемся, чтобы каждый наш проект развивал территорию, на которой мы работаем.
Чем запомнился 2024 год?
Мы растем по доле рынка во всех направлениях бизнеса, сегодня каждый шестой работающий житель и каждый пятый предприниматель Ярославской области являются клиентами Альфа-Банка.
В 2024 году заняли рекордную долю рынка по объему выдач с момента запуска ипотеки и к концу года стали вторым банком в регионе.
Хороший темп роста показывают офисы, открытые в Тутаеве, Угличе, Переславле-Залесском и Ростове, там доля рынка за год выросла в 2 раза. Кстати, офис в городе Ростове теперь находится на ул. Карла Маркса 10.
Развиваться помогает и наш проект «Свой в Альфе». Внештатные сотрудники — наши партнеры — привлекают новых клиентов в малых населенных пунктах. Никто в банковской индустрии такого еще не делал.
Мы активно интегрируемся в календарь событий Ярославля и «врастаем» в жизнь городов области, а не просто открываем там отделения. Устанавливаем арт-объекты, украшаем городскую среду.
Почти 1000 уроков по финансовой грамотности, лекций, квизов, игр мы провели за 2024 год в детских садах и школах, вузах и сузах. Активно работаем и с пенсионерами. 3000 первоклассников получили подарки от Альфа-Банка на День знаний.
Помогаем жителям области защититься от мошеннических действий, что подтверждено успешной статистикой. В этом — социальная миссия банка.
Бизнес-завтраки для среднего и крупного бизнеса по самым актуальным темам в партнерстве с профильными министерствами области.
В 2024 году портфель среднего бизнеса пополнился сразу пятью новыми проектами жилищного строительства, в том числе четырьмя на территории Ярославля.
Проектное и инвестиционное кредитование в рамках всех существующих государственных программ, ГЧП и концессии, M&A сделки – стратегический вектор, куда мы активно движемся. Мы верим, что для любого бизнеса единственный путь процветания — это постоянное развитие.
Сохранили лидерские позиции в регионе по внешнеэкономической деятельности. Клиенты выбирают нас за лучшее решение на рынке, цифровой сервис и глубокую экспертизу.
Развивали цифровые продажи и пилотировали в Ярославле первое мобильное приложение в России для ТОП- менеджеров среднего и крупного бизнеса — «Альфа-Босс». И с этим тоже справились отлично.
Уже провели несколько бизнес-ужинов для бенефициаров и финансовых директоров крупных региональных бизнесов. Задаем новый формат коммуникации – теплое комьюнити, где можно в приятной атмосфере обсудить бизнес-вопросы и познакомиться с продуктами банка.
Альфа-Банк ярко заявил себя и в малом бизнесе. Как вы работаете с клиентами в этом направлении?
Малый бизнес активно растет.
Мы провели большой нетворкинг для предпринимателей Альфа-Конфа. Это своего рода бизнес-шоу с интересными спикерами и интерактивными площадками. Наша цель — не просто быть банком, а быть помощником и партнером малого бизнеса. Мы помогаем развиваться предпринимателям с помощью таких мероприятий. А если их бизнес развивается, значит, и мы, как банк, тоже растем. Проводим мероприятия совместно с «Мой бизнес», подписали соглашения о сотрудничестве с «Моими документами» и с «Опорой России».
Альфа-Банк активно работает с вузами. Что дает такое сотрудничество?
В 2024 году подписали соглашения о сотрудничестве с ЯрГУ им. Демидова, ЯГТУ и РГАТУ им. П.А. Соловьева. Открыли коворкинги для студентов ЯГТУ и РГАТУ, чтобы у них было место, где можно с комфортом отдохнуть или подготовиться к занятиям. Мы читаем лекции студентам-экономистам, делимся опытом. И с радостью приглашаем талантливых и активных ребят на стажировку. В 2024 году более 100 студентов прошли у нас стажировку, часть ребят трудоустроены в штат. Выступили генеральным спонсором творческого фестиваля «Впервые на первом» для студентов вузов из Ярославля, Рыбинска, Иваново, Твери, а также поддержали ряд других проектов. Планируем интеграции с «Движением Первых».
Альфа-Банк признан банком с лучшим премиальным обслуживанием по результатам исследования агентства Frank RG уже седьмой год подряд. Что вы сегодня можете предложить искушенной публике?
Поездки на такси и компенсация ресторанов в аэропорту (даже за границей) — далеко не каждый банк может предложить, здесь мы выгодно отличаемся от конкурентов. Мы первыми в России открыли собственное пространство для клиентов в аэропорту Шереметьево Alfa Only Lounge. Там только премиальный сервис и никакой суеты. Привилегии и дополнительные скидки в самых модных ресторанах столицы, а также эксклюзивные преимущества шопинга в ЦУМе и ДЛТ. 8% бонусами по картам Orange и 20% по картам Black – согласитесь, очень приятное дополнение к шопингу! Для особенно искушенных клиентов сертифицированные менеджеры с серьезным опытом работы на рынке создадут стратегии инвестирования на основе ваших целей и возможностей.
Ранее Инна Ичитовкина рассказывала про ваши спонсорские проекты в культуре и спорте. Подскажите, это по-прежнему остается приоритетом?
Спорт и культура – вечные ценности, и мы будем продолжать их поддерживать.
Международный конкурс «Новая песня», международный фестиваль «Jazz Park», «Пир на Волге», «Ярославцы все красавцы», «День физкультурника», «Забег по «Золотому кольцу»» и прочие — яркие события второй половины 2024 года с нашим участием.
В январе 2025 года мы провели в Дёмино «Альфа-Банк. Кубок содружества по биатлону» и «Этап Чемпионата России по биатлону». Уже по традиции участвуем в «Дёминском марафоне».
Планируем участие в праздновании юбилейного 275-го сезона театра им. Ф. Волкова, а также смотрим на различные инициативы, связанные с популяризацией туристического маршрута в столице «Золотого кольца».
Какие ключевые вызовы стоят перед банком в регионе?
Задача банка — дальше завоевывать рынок. Стратегическая цель – масштаб – кратный рост по всем направлениям бизнеса, чтобы каждый третий трудоспособный житель области имел Альфа-Карту, а каждый второй предприниматель был клиентом банка.
Мы и дальше планируем эффективно участвовать в жизни региона, в том числе через кредитование ключевых проектов и отраслей, выстраивать новые цепочки трансграничных расчетов и развивать предпринимательское мышление!
Строить семейный банк. Лучший банк для клиентов любого уровня и для наших сотрудников!
В основе нашей концепции развития — человекоцентричность, где банк, с одной стороны, позиционируется как удобный, быстрый и человечный. С другой стороны – действительно с сервисом, превосходящим ожидания. Можно до бесконечности пытаться конкурировать ценой, но мы верим в ценность – долгосрочные партнерские отношения, основанные на уважении и эмпатии к нашим клиентам и сотрудникам.
Дарья Ваганова знакома постоянным читателям журнала «Элитный квартал» как один из авторов рубрики «Записки путешественника», в которой она делилась своими отпускными впечатлениями.
Последние полтора года путешествия по всему миру стали ее работой — буднями корреспондента RT (Russia Today) на французском языке (18+). Дарья — коренная ярославна, но уже больше 10 лет живет в Москве. После окончания школы № 42 с углубленным изучением французского языка поступила в МГЛУ на переводческий факультет.
Как корреспондент RT на французском языке она побывала в Северной Корее, Индии, Китае, Вьетнаме, Саудовской Аравии, США и других странах. В августе прошлого года ее командировали в Арктику, куда на «Ледоколе знаний» при поддержке госкорпорации «Росатом» и Российского общества «Знание» отправились талантливые школьники и студенты. И в этом уникальном путешествии оказалось пятеро ярославцев: победители Всероссийского конкурса «Большая перемена», учащиеся лицея № 86 — Дарья Королева и Даниил Смирнов, а также известные путешественники из Ярославля Богдан Булычёв и его оператор Антон Го-ликов.
Что такое арктическое путешествие на «Ледоколе знаний», о котором грезят все современные школьники, а главное, что такое Северный полюс, Дарья рассказала журналу «Элитный квартал».
Дарья, для советских людей попасть на Северный полюс было запредельной мечтой, сравнимой разве что с полетом в космос. Как попадают на Северный полюс в наши дни?
Россия – единственная страна в мире, у которой есть атомный ледокольный флот. Наш первый ледокол «Ленин» был спущен на воду в 1959 году. Основная задача ледокола – проводить суда зимой по Северному морскому пути, где все по-крыто льдами.
С 1993 года, чтобы ледоколы летом не простаивали, запустили туристические рейсы. Там есть все условия для комфортного путешествия. Например, ледокол «50 лет Победы», на котором ходили мы, не имеет никакого намека на туризм. Даже каюты подписаны должностями: «старший механик», «старпом» и так далее. Во время туристических круизов экипаж спускается на нижние ярусы ледокола, предоставляя каюты путешественникам.
С 2019 года «Росатом» организует для талантливых школьников и студентов начальных курсов экспедиции на Северный полюс. Это поддержка детей, одаренных в точных науках, и воспитание кадров. «Ледокол знаний» – образовательная экспедиция, насыщенная учебной программой: лекциями, мастер-классами, кино-показами, научными играми и так далее.
Попасть на ледокол можно благодаря таким проектам, как «Большая перемена». Двое старшеклассников из ярославского лицея № 86 – 10-классник Даниил Смирнов и 11-классница Дарья Королева попали на ледокол, как победители этого проекта. Даша сейчас учится в Москве, в РАНХиГС.
Пятый круиз в 2024 году впервые стал международным. Были участники из Венгрии, Монголии, Казахстана, Индии, Китая, Туниса, Ира-ка. Арктический путешественник Богдан Булычёв с оператором Антоном Голиковым в рамках проекта «Экспедиция «Россия-360», который поддержал президент, испытывал новый российский вездеход. Богдан сам родом из Магадана, но живет в Ярославле.
Я и моя коллега-оператор Александра Мамаева были как представители СМИ. Перед нами стояла задача: снять несколько новостных сюжетов о достижениях в освоении Северного полюса, сам ледокол и участников экспедиции, а также сделать об этом документальный фильм. Задача непростая, но очень интересная! Скажу наперед: все получилось! Мы провели на ледоколе 10 дней без связи: она пропала через 2 часа, как отошли от Мурманска.
Что значит достичь Северного полюса?
Экспедиция длилась с 13 по 22 августа. Путь до Северного полюса занял 4 дня. Капитан хотел достичь Северного полюса именно 17 августа: впервые в истории мореплавания советский атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса 17 августа 1977 года. И 17 августа, в 00 часов 50 ми-нут, мы прибыли на Северный полюс. Сам процесс прибытия очень интересный. Северный полюс – это не суша, да и Арктика не материк. Сам полюс – это точка в Северном Ледовитом океане с географическими координатами – 90 градусов северной широты. Зимой там может быть льдина без опознавательных знаков, а летом плескаться вода.
Мы с оператором стояли в этот момент в капитанской рубке, готовые снять стендап о достижении полюса: оператор держала ка-меру на экране с точками координат, и, как только мы достигли точки 90 градусов и капитан дал гудок, камера резко перешла на меня. В общем, как часто бывает, был шанс лишь на один дубль. И он получился. Участники экспедиции в это время уже до-вольно долго находились на палубе в ожидании достижения точки 90 градусов.
После достижения точки Северного полюса начинается основное: найти большую льдину, где мы сможем высадиться. Поскольку этот рейс был детским, нас всех отпустили спать, а программа на Северном полюсе началась утром. Когда же случаются туристические рейсы, пассажиры выходят на льдину прямо ночью. Ведь летом на Северном полюсе полярный день, и всегда светло, как в 12 часов дня. Но до подходящей льдины пришлось отплыть на 3 градуса, до отметки 87.
Сколько времени участники провели на Северном полюс и что там делали?
Мы там провели шесть часов. На льдине установили временную табличку «Северный полюс 90 градусов», которую всегда возят с собой и устанавливают для фотосъемок. Разбили временный лагерь для проведения мероприятий. У детей был «Самый северный лекторий», на котором они задавали вопросы капитану. Богдан Булычёв с Антоном Голиковым испытывали новый российский вездеход, который специально для этого везли на борту ледокола. Взрослым же участникам экспе-диции (экспертам, журналистам, членам экипажа) было приготовлено другое развлечение: окунуться на Северном полюсе в Северо-Ледовитом океан! Для этого прорубили полынью, дежурил реаниматолог. Я окунулась, чтобы оператор мог снять этот момент и вставить в сюжет.
Потом забивали таблички-указатели с расстоянием от Северного полюса до своего родного города или страны. Ребята из Ярославля установили табличку с названием нашего родного города, а я — с расстоянием от Северного полюса до офиса телеканала RT на французском. Конечно, мы это тоже снимали для сюжета.
Ярославские школьники привезли с собой флаг Ярославской области. Таблички, которые мы забили на Северном полюсе, увезли с собой обратно, потому что Арктика – заповедная зона.
Даша Королева и Даниил Смирнов, учащиеся ярославского лицея № 86.
Что на вас еще произвело впечатление в путешествии?
Обратный путь был потрясающий по красоте. Мы шли через Землю Франца – Иосифа, северный кластер национального парка «Русская Арктика». Это архипелаг из 192 островов, абсолютный заповедник. Меня больше всего поразило, что он входит в состав Архангельской области в виде территориальной единицы. Мы видели моржей.
Там нет населения, и 80 процентов архипелага покрыто льдами. Но там есть метеорологическая станция и госинспекторы заповедника. С нами на борту были 3 инспектора. Когда мы спускались на лед, они стояли по периметру с ружьями и охраняли нас от белых медведей. Там же все белое, и еще идет снег, поэтому белого медведя можно просто не увидеть, когда он выйдет из марева. Я спрашивала госинспектора, а что делать, если выйдет медведь? Он ответил: «Я передам информацию по рации, и вас всех загонят на ледокол». Стрелять в медведя можно лишь в случае его агрессивного поведения и попытки напасть. Белые медведи занесены в Красную книгу. Поэтому лучше пересидеть на палубе, подождать пока мишка уйдет, чем нанести ему вред. Сами госинспекторы шутят, что защищают медведей от людей, чтобы мы их не испугали.
Госинспектор национального парка «Русская Арктика» Михаил Корельский 51 раз побывал на Северном полюсе. Я спросила: «Михаил, 51-й раз как ощущается?» Он говорит: «На самом деле, всегда разные эмоции и всегда разные люди». Сейчас образовательная экспедиция с детьми, а еще есть туристический рейс. Михаил Корельский – автор и ведущий мастер-класса по лепке белого медведя из полимерной глины. Имя Михаила Корельского занесено в Книгу рекордов России. Я приняла участие в его мастер-классе по лепке белых мишек и была в восторге. Мишки у меня получились очень красивые.
А кто ездит в туристический круиз на ледоколе?
Пройти на ледоколе до Северного полюса стоит 40 тысяч долларов – более 4 миллионов рублей. До пандемии не было от-боя от иностранцев. Капитан нашего ледокола Руслан Сасов рассказывал, что много лет, из года в год, из Англии приезжал постоянный клиент – совсем старенький лорд в сопровождении гарсона. Лорд практически не выходил из своей каюты. Просто ему нравилось ездить на Северный полюс. Однажды он не приехал, и команда поняла, что его не стало.
Сейчас путешествуют на ледоколе, в основном, китайцы и русские. Ледоколы не пустуют. Во время туристических круизов на площадке ледокола стоит вертолет, и за 100 тысяч рублей желающие могут облететь на нем архипелаг Земля Франца-Иосифа и даже высадиться на одном из островов, а госинспекторы следят, чтобы люди шли безопасными тропами.
Альфа-Банк – безусловный лидер в Российском финтехе. Одним из первых он внедряет инновационные решения и форматы обслуживания, предлагает новые финансовые продукты – делает все, чтобы быть лучшим банком. Для регионального управляющего АО «Альфа-Банк» в Ярославской области Инны Ичитовкиной стал еще и лучшей компанией для построения карьеры и решения самых амбициозных задач.
Инна Владимировна, вы редкий пример сотрудника, который работает всю жизнь в одной компании…
Да, это так. Можно сказать, Альфа-Банк – моя аlma mater. Здесь я со студенческой скамьи и уже 18 лет. Заканчивая школу, я мечтала быть управляющим банка. И, будучи студенткой 5-го курса, смогла пройти отбор и стать менеджером по работе с физ- лицами в офисе Альфа-Банка в моем род- ном городе Калининграде. Через пару лет я уже руководила отделением. А еще спустя какое-то время мне предложили переехать и возглавить розничный бизнес в Ярославле. После этого я отвечала за корпоративный блок и затем возглавила весь регион.
Сегодня, когда мечта сбылась, что вы ждете от работы в банке?
У нас в Альфа-Банке невозможно достичь потолка или заскучать. Банк постоянно ставит новые амбициозные цели, которые развивают тебя как профессионала и позволяют каждый раз выходить на новый уровень. У нас есть видение — быть лучшим банком. Лучшим для тех, кто хотел бы строить здесь карьеру. Лучшим по предлагаемым финансовым продуктам. Лучшим для клиентов любого уровня.
Ярославский филиал Альфа-Банка действительно зарекомендовал себя как активный участник регионального банковского рынка. Какие события вы считаете наиболее значимы- ми за последнее время?
В минувшем году мы продолжили свою экспансию в регион и открыли офисы еще в четырех областных городах. В результате сейчас у каждого шестого трудоспособного жителя области есть наша Альфа-Карта.
Количество юридических лиц и предпринимателей, которые выбирают Аль- фа-Банк в Ярославской области, тоже продолжает стремительно расти. Так, в прошлом году наш банк открыл больше все- го расчетных счетов для малого бизнеса. А в сегменте регионального корпоративного бизнеса мы уверенно заняли второе место по размеру кредитного портфеля.
Как вы считаете, благодаря чему?
Я считаю, нас выбирают, потому что мы не просто «продаем деньги», а стараемся создавать такую экологичную среду, которая помогает росту, развитию и самореализации. Как клиентов, так и наших сотрудников. Бизнес-стратегия моей команды строится с опорой на ценности. И это позволяет нам через человекоцентричный подход достигать сверхрезультатов.
Помимо того, мы верим в партнерские отношения и «социальное предпринимательство». В сотрудничестве с органами местного самоуправления мы оказали поддержку в проведении более 50 городских и районных праздников, провели более 100 семинаров по финансовой грамотности для школьников и дошколят. И стараемся активно участвовать в благоустройстве городской среды – в Ярославле и по области.
Развитие основывается на экспертизе – потому мы самостоятельно и при участии Торгово-промышленной палаты и Центра «Мой бизнес» проводим встречи с бизнесом на различные темы. Повестка край- не широкая — от застройщиков и оптимизации операционной эффективности компании за счет лизинга и факторинга до промышленной ипотеки и преференций для инвесторов. Я смело могу назвать свою команду экспертами во всех программах господдержки. А Корпорация МСП выделила Альфа-Банк как самый активный в сегменте кредитования бизнеса на выгодных условиях под поручительство Корпорации.
В 2023 году Альфа-Банк шестой раз подряд возглавил рейтинг премиального банковского обслуживания Frank Premium Banking Award, а также по- лучил награду за лучший премиальный сервис. Что вы для этого делаете такого особенного?
Разумеется, клиенты высоко ценят вы- годные условия и технологичные решения. А также наш life-style контент. В прошлом году на площадках банка проходили встречи с интересными экспертами, писателями, коллекционерами, представителями гастрономической сферы, а для крупных корпоративных клиентов провели тематический гастроужин, пригласив шеф-повара ресторана «Белуга», отмеченного звездой Michelin. В этом году мы продолжаем удивлять, например, открыли в аэропорту Шереметьево бизнес-лаундж для наших премиальных клиентов. Но никаким деликатесами не заменить эмпатию и вовлеченность наших сотрудников. А бизнес делают люди.
Альфа-Банк всегда поддерживал национальное искусство и спорт. Это остается приоритетом?
В прошлом году мы очень много делали в этом направлении – банк выступал генеральным спонсором постановки «Простая формальность» к юбилею Ярославского Камерного театра, поддержал фестиваль воздухоплавания в Переславле-Залесском, а также конкурсы красоты и ряд детских творческих мероприятий. Что касается поддержки спорта, отмечу помощь банка в обновлении прокатного инвентаря и инфраструктуры горнолыжного курорта «Подолино», спонсирование традиционного лыжного марафона и любимой хоккей- ной команды «Локомотив», различных беговых событий. Особенно нам откликается участие в детских и молодежных спортивных движениях и соревнованиях, мы стараемся их всячески поддерживать. А в этом году у нас запланировано еще больше красивых историй.
А что бы вы посоветовали тем, кто меч- тает построить карьеру в Альфа-Банке? Готовы принимать на работу ту самую молодежь?
Студенты, школьники – это будущее на- шей страны. Основа творческого и интеллектуального потенциала нации. Именно они будут определять развитие науки, технологий и экономики в будущем. Мы осознаем этот огромный потенциал и с удовольствием инвестируем средства, время и энергию в работу с теми, кто сможет в будущем стать нашим сотрудником и нашим клиентом. Для школьников мы проводим экскурсии по офису, знакомим с профессией банковского работника, обучаем финансовой грамотности. Для вузов, помимо различных квизов и семинаров, мы читаем спецкурс, где на примере конкретного кейса Альфа-Банка дополняем теоретические знания студентов своим прикладным опытом. Что касается трудоустройства – мы запустили для лучших студентов оплачиваемые стажировки с перспективой дальнейшего приема на работу. В Альфа-Банке всегда замечают и продвигают неравнодушных, тех, у кого горят глаза, кто наделен эмпатией и коммуникабельностью, и, конечно же, тех, кто открыт новому, кто мыслит смело и масштабно. Именно в этом – наш мультипотенциал!
Генеральный директор компании «Стройсоюз» Игорь Барановский.
Вот уже почти 20 лет компания «Стройсоюз» успешно решает строительные задачи любой сложности — от создания проекта индивидуального деревянного дома до его полной отделки под ключ, включая и ландшафт, от застройки комплексных строений до застройки целых коттеджных поселков, баз отдыха, ресторанных и банных комплексов. О перспективах ведения бизнеса в стройиндустрии премиум-класса нашему изданию рассказал учредитель и генеральный директор компании «Стройсоюз» Игорь Барановский.
Игорь Николаевич, вы уже много лет занимаетесь строительством деревянных домов и имеете репутацию надежного и авторитетного застройщика, достойного доверия и уважения. А чем вас привлекает этот бизнес? В первую очередь, особой красотой и гармонией этого направления в архитектуре. Деревянные дома вписываются в любой ландшафт – и в черте города, и рядом с лесом, и на берегу реки или озера. При этом дом из дерева очень экологичен, позволяет сохранять здоровье и душевное равновесие человека.
По образованию вы ведь летчик? Да, я окончил летное военное училище. Получил «красный» диплом и имел возможность выбирать, куда поехать служить. Предлагали Дальний Восток, Сибирь, Иваново… Я спросил: «Иваново – где это?» – «Под Москвой». Так я выбрал Иваново. У летчиков срок службы идет год за два, и в 30 лет я уже вышел на пенсию. Во мне всегда жил дух предпринимательства, начиная еще со школьных времен.
И поэтому вы решили после службы попробовать себя в бизнесе? Если говорить откровенно, все началось случайно. Мои друзья из Прибалтики искали дерево для поставок в Европу. Я сам в этом совершенно ничего не понимал. Я помог им найти продавцов и в процессе вникал и помогал им с закупками и поставками леса. Постепенно сам начал заниматься этими поставками, отправлял лес, доски, другие строительные материалы. Постепенно начал сотрудничать со многими московскими компаниями в этом направлении. Появились партнеры по бизнесу, мы создали собственное небольшое производство оцилиндрованного бревна. И в какой-то момент решили попробовать строить свои собственные объекты. Спроектировали баньку – построили. Спроектировали небольшой домик – построили.
Поступил первый крупный заказ – построить полный комплекс строений для дачного отеля «Семигорье» в Ивановской области на берегу Волги, с которым мы успешно справились. Так постепенно мы вышли на более серьезный уровень, начали работать над крупными объектами, например, возвели дом приемов министра обороны на Байкале, стали строить большие усадьбы, банные комплексы. И причем не только в Иваново, но и во многих других регионах. И, конечно, проектировали и строили дома и бани по индивидуальным, эксклюзивным проектам. Сегодня нашей компанией возведено уже больше 800 таких домов.
Любой заказчик может обратиться к вам? Мы работаем в премиум-сегменте, поэтому наши заказчики – те, кто готов инвестировать от 15-20 миллионов рублей в проект, предпочитают высокий уровень сервиса и качества, а также при этом ценят свое время. В портфолио нашей компании есть заказы стоимостью и в 200-300 миллионов рублей. Мы создаем индивидуальные проекты для каждого заказчика, учитывая все пожелания и потребности.
Кто сегодня работает в компании над проектами? У нас есть собственное архитектурно-проектное бюро, в котором свои архитекторы, конструкторы, сметчики и инженеры. Есть партнерское высокотехнологичное производство и своя служба технического надзора. Мы полностью самостоятельно организуем весь процесс, начиная от идеи до полной отделки дома под ключ. В том числе поможем благоустроить территорию вокруг, если это необходимо. Мы и дороги делали, и мосты возводили, и поля засевали, и катки заливали…
Сегодня вы строите не только в Иваново. Насколько расширилась география ваших проектов? Мы изначально строили не только в Иваново – возводили объекты в Москве, во Владимирской, Нижегородской областях, в Сочи, Калининграде, Дагестане. Во многих городах открыты представительства нашей компании. А вообще, за 20 лет развития мы сумели так организовать работу, что можем вести проекты удаленно с неизменно высоким уровнем качества, сервиса и в кратчайшие сроки.
А как давно вы в Ярославле? В Ярославле наше представительство работает третий год, здесь открыт собственный офис. В Ярославском регионе мы в основном возводим объекты за городом, есть несколько проектов в районе Углича, а также между Ярославлем и Костромой.
Приходилось ли сталкиваться с трудностями за те 20 лет, что вы в бизнесе? Конечно! Были и провальные годы, особенно 2014-2016 годы были сложными для нас. Приходилось мыслить нестандартно, не сдаваться и выживать. Случались и финансовые ошибки, последствия которых стоили нам много крови и пота, как говорится. Весь наш опыт мы учитывали и систематизировали, и в итоге на сегодняшний день у компании нет никаких долгов и кредитов, разработано и внедрено много различных ноу-хау и в организации бизнеса в целом, и в проектировании, и в строительстве. Уже накоплены собственные достаточно серьезные резервы, думаю, что даже если у нас, условно говоря, не оказалось бы никаких доходов, то в течение года мы смогли бы работать за счет накопленных средств и не брать никаких кредитов. В последнее время рынок малоэтажного домостроения стремительно растет, ценность экологичных домов из природных материалов становится приоритетной, так что мы с оптимизмом смотрим в будущее!
Как бы вы определили миссию вашего бизнеса? Мы строим экологичные, надежные и красивые дома премиум-класса, создавая индивидуальный стиль, гармонию и уют в каждом доме. При современных технологиях строительства и грамотном подходе к уходу за деревом, наши дома будут служить владельцам не одну сотню лет, так что наш след останется в этом мире надолго. Наши дома действительно всегда эксклюзивны и индивидуальны, они реально украшают окружающий мир и притягивают взгляды. Вторая составляющая нашей миссии — это то, что мы превращаем для наших заказчиков процесс строительства из традиционной проблемы в удовольствие. С нами строить всегда легко и спокойно.
Специалисты компании производят грамотные и точные расчеты, учитывают все нюансы и берут на себя ответственность за каждый этап работы. Мы гарантируем, что все будет доставлено вовремя, построено так, как было задумано и спроектировано, качественно и в срок. Заказчикам не придется ничего перестраивать и переделывать, не придется тратить свои силы и нервы, а главное, не придется тратить свое время – самый ценный и невосполнимый ресурс, на организацию и контроль стройки. Все это мы берем на себя и предоставляем реальную гарантию на все работы 30 лет!
Отношения с заказчиками всегда складываются успешно? Практически всегда да! Для нас это приоритет в работе! Многие из них даже становятся нашими друзьями! А с кем-то со временем даже начинаем сотрудничать и развивать новые направления бизнеса. За все годы работы компании у нас не было ни одного суда или каких-то серьезных конфликтов с заказчиками. Разногласия всегда улаживаем в пользу наших клиентов, так что все всегда остаются довольны. Если человек нам доверил строительство своего дома, то мы должны выложиться и сделать все так, как он ожидает. А точнее, как мы любим говорить, и это тоже является основным принципом в нашей работе: наши клиенты всегда должны получать от нас больше, чем они ожидают!
Главный офис в Иваново: 8 (800) 250-61-99 (звонок по России бесплатный) • Представительство в Ярославле: «Тандем», Полушкина Роща, 9, стр. 14. Тел.: +7 (4852) 90-03-93; +7 930 352-55-38. Режим работы: ПН – ПТ с 9:00 до 18:00yaroslavl.stroysoyz.ru // stroysoyz
Ее новый спектакль и удивил, и заворожил. Это первая постановка режиссера в Ярославском ТЮЗе, где ее знают только как актрису. Для премьеры в родном театре Ольга Торопова рискнула взять «Кладовую солнца» Михаила Пришвина…
– Поставить произведение Пришвина – это ваш личный выбор или предложение руководства? – с этого вопроса начался наш разговор с Ольгой Вадимовной через несколько дней после премьеры.
– Это было совместное решение. Я принесла директору Дмитрию Ардальоновичу четыре произведения, которые мне было бы интересно поставить. Он остановил выбор на «Кладовой солнца».
Чем вас лично притягивала эта повесть?
Когда я училась в школе, у меня от Пришвина осталось впечатление (кстати, довольно типичное для многих, как я поняла, работая над спектаклем), что он скучный автор. Казалось, что в его произведении ничего не происходит. Какие-то долгие бесконечные описания природы – к чему, почему? И после школы я надолго забыла это имя. И вдруг моим студентам-первокурсникам педагог по речи Замира Колхиева предложила взять в работу Пришвина. Я очень удивилась. Но мы стали готовиться к показу, начали читать. И я открыла для себя этого автора! Как он видит природу! Как через любовь к природе он говорит о любви к человеку! Это потрясающее совершенно ощущение – такое тонкое, такое светлое. В своих дневниках Пришвин записал однажды в ответ на критику, что он пишет о том, чего не бывает: «Я и не хочу писать о том, что бывает. Я хочу писать о небывалом». Вот это небывалое в его творчестве просвечивает во всем. И ведь он говорит как будто бы о знакомом, привычном. Ну разве мы деревьев не видели? Травы не видели? Солнца? Но он это так раскрывает, что ты понимаешь: не видели. По-настоящему не видели… Я сразу поняла, что Пришвина надо ставить. И мне кажется, что это нужно именно сегодняшнему зрителю. Это тот материал, который становится терапией для души человека.
С художником Екатериной Алексеевой-Дементьевой вы создали удивительную декорацию – связанное а-ля домотканый коврик огромное полотно. Как вы пришли к этому?
Мы всё нашли у Пришвина! В повести, описывая деревья, об одной ели он говорит: она как будто бы сидит и вяжет. Актриса Алина Сенюшкина, сыгравшая эту роль, на первой репетиции сказала, что в этом есть что-то от образа мойры, которая бесконечно плетет нить человеческой жизни. И вот так вот все идеи переплелись – и мы поняли, как надо делать декорацию. Поняли, что одна из елей у нас будет бесконечно вязать – ведь природа живет бесконечно. И поняли, что актеры будут все время как будто связаны с этой декорацией – как все мы связаны с природой. В этом полотне есть и что-то материнское. И что-то таинственное. И что-то враждебное – в лесу человек совсем не венец творенья, здесь он может заблудиться, встретиться с опасными животными, провалиться в болото…
«Кладовая солнца» – первый из ваших спектаклей в родном театре. Что было самым сложным работе? Как выстраивались отношения с актерами – вашими партнерами по сцене в других постановках ТЮЗа?
Конечно же, я очень волновалась и чувствовала повышенную ответственность. Я понимала, что мне придется доказывать свое право выступить в роли режиссера. И понимала, что у актеров будет строгий взгляд на предлагаемые мной и художественное решение, и способ существования на сцене. При этом я сама актерам доверяла абсолютно. В театре я служу как актриса уже 27 лет, отлично знаю своих коллег, со многими мы друзья с давних лет, поскольку это мои однокурсники – мы вместе заканчивали курс Александра Сергеевича Кузина, который в 1992 году был набран специально для ТЮЗа. Я безмерно благодарна всем актерам, занятым в «Кладовой солнца»! За их фантазию, воображение, за совместное сочинение. Фактически всё, что зритель видит на сцене, – это их работа, их предложения. И у нас столько шуток, столько смеха было на репетициях! Работа в родном театре стала для меня совместным творчеством в очень дружеской, очень теплой атмосфере поддержки. И это бесценно!
Что для вас является критерием успешности постановки?
Когда получилось сгенерировать вместе с актерами, художниками, композитором, другими участниками совместной работы тот заряд энергии, который несет свет, доброту, любовь. Когда эта энергия идет со сцены в зал, и ты чувствуешь это, чувствуешь, как возникает эта вольтова дуга между зрительным залом и актерами. Это всё и будет для меня критерием успеха. Для меня театр – это то, что возвышает человека. Да, театр заставляет и задуматься о чем-то, страдать, переживать. Но главное предназначение театра, в чем я убеждена, – вочеловечивать человека. А не расчеловечивать. Последние лет двадцать театр очень серьезно занимался именно расчеловечиванием. Было написано огромное количество пьес и поставлено спектаклей о том, как человек плох, безобразен, жесток, подл. Но сегодня эта тема, на мой взгляд, абсолютно исчерпана. Сегодня необходимы спектакли о том, как оставаться человеком, как сохранять в себе человека. Непростая задача.
А когда и как у вас появилось желание стать режиссером?
Эта история связана с другим моим желанием – преподавать в театральном институте. Я попросила своего мастера Александра Сергеевича взять меня вторым педагогом на курс. Он эту идею принял. При этом сказал: «Если ты всерьез думаешь о профессии педагога, надо быть еще и хорошим режиссером, потому что с учениками нужно ставить спектакли». В это же время он набирал режиссерский курс, и я даже не раздумывала – подала документы. В процессе учебы поняла, что у меня что-то получается. Мы ставили отрывки, одноактные пьесы. И мастер мои постановки одобрял.
Свой первый спектакль «Бабаня» в Волковском театре вы поставили еще не имея диплома режиссера. Как это произошло?
Волковский театр объявил о режиссерской лаборатории, куда можно было подать заявку. В этом проекте участвовали пять драматургов, которые предложили свои пьесы. А пять молодых режиссеров в течение недели должны были подготовить по этим пьесам некий эскиз будущего спектакля. Когда в списке пьес я увидела название «Бабаня» Кати Рубиной, я сразу подумала, что это мое, что в космосе где-то какие-то звезды просто сошлись. Прочитала пьесу – мои предчувствия только подтвердились. А когда мы познакомились с Катей, сразу поняли, что прекрасно понимаем друг друга.
Самым сложным для меня был вопрос: кто же сыграет роль бабани… Рискнула предложить ее Татьяне Ивановне Исаевой. Мы познакомились с этой актрисой на киносъемках, и так получилось, что целый день работали вместе, разговаривали, и я рассказала о своей идее. Честно говоря, я боялась. Татьяна Ивановна такая яркая, музыкальная, эффектная актриса. А тут роль бабушки, простой женщины, надо будет платок на голову надеть, смыть всю косметику с лица. Я думала, она мне откажет. И вначале она прохладно отреагировала на название. Но пришла на читку. И когда мы все вместе прочли пьесу, сразу поняли, что нашу работу ждет успех. Так и произошло! Наш эскиз приняли на ура. После чего руководство театра в лице художественного руководителя Евгения Марчелли и директора Юрия Итина пригласили меня поставить этот спектакль на камерной сцене. А после именно этим спектаклем я защищала диплом.
Какие эмоции вы проживали в ходе первой поставки? Какие отношения сложились с труппой театра?
Было, конечно, страшно, поджилки тряслись. Это академический театр, знаменитая сцена с грандиозной историей. А я студентка. Но сам материал, сама тема этой пьесы меня вели. Я понимала, что эти энергия, доброта, тепло и любовь, которые есть в главной героине, – невероятно нужны зрителю сегодня! Это понимание помогало преодолевать все сомнения. И публика приняла этот спектакль. Он шел 10 лет в театре и был снят с репертуара только из-за ухода Татьяны Ивановны из жизни.
А как вашу первую постановку оценил мастер?
Он меня поддержал. После премьеры подошел, пожал руку, сказал: «Молодец». И ушёл.
Это называется «поддержал»?
Думаю, что он даже меня пощадил. Там было что критиковать. Я и сама знаю, что не всё удалось. Вообще, Александр Сергеевич скуп на похвалу. Он об этом всегда предупреждает своих студентов: «Я не люблю хвалить, я этого не умею и не делаю никогда. Если я не говорю, что что-то откровенно плохо – значит, это уже хорошо». Александр Сергеевич в режиссуре, в профессии бескомпромиссный человек, он достаточно строг в разборе, на занятиях всегда звучат слова «по гамбургскому счету». Никаких поблажек, никакого закрывания глаз на возраст, опыт, что-то еще. Сделал – отвечай!
У него сложно было учиться?
К тем, кто учится на режиссерском, Александр Сергеевич предъявляет высокие требования. Потому что хорошо понимает, что ждет его учеников в будущем. И, кроме того, он несет ответственность за свою репутацию режиссера и педагога. Поэтому никакого спуска. Но зато и уровень мастерства невероятно высок. Он учил пониманию профессии, учил анализировать и разбирать с актерами пьесу, учил работать над художественным решением, над поиском языка. Это невероятный опыт общения!
После «Бабани» вы поставили еще несколько спектаклей в Волковском театре. То есть желание развиваться в этом направление было?
Да, почти сразу я поставила «Лёху». И после спектакля на одном из фестивалей ко мне подошли двое мужчин, они были друзьями или хорошими знакомыми Сергея Пускепалиса, занимавшего тогда пост художественного руководителя театра, и один из них прокомментировал мою работу: «Знаете, в этом что-то есть. Вам надо продолжать!». Это почти дословная цитата из пьесы Чехова «Чайка», так говорят Косте Треплеву после премьеры его спектакля. Я подумала: если мне говорят подобное – видимо, действительно, надо продолжать.
Сегодня в вашем багаже уже несколько постановок. Нет желания уйти исключительно в режиссуру?
Наверное, если бы я была на сто процентов удовлетворена своей актерской судьбой, то подумала бы о таком переходе. А пока я ощущаю огромную профессиональную неудовлетворенность как актриса. Много лет я не была занята в репертуаре нашего театра, не играла главных ролей. Хотелось бы, чтоб это как-то изменилось. Но не хочу загадывать. Посмотрим, как будет жизнь складываться.
А каким вы видите развитие Ярославского театра юного зрителя? Вообще, идеальная модель театра для вас какая?
Это театр, который может дарить зрителю ощущение праздника жизни, прививать вкус, понимание прекрасного. Хочется, чтобы в театре, благодаря замечательным художникам, музыкантам, артистам (которые у нас есть!) создавались прекрасные, светлые, волшебные спектакли. Чтобы, приходя сюда, зрители на несколько часов словно бы переносились в другой мир. Чтобы театр был местом притяжения. И, конечно, чтобы здесь было место и эксперименту, и сложным темам, и разговору о серьезных и важных вещах.
Театральный режиссер, педагог и актриса – Софья Маламуд больше десяти лет работала над различными постановками в Ярославском ТЮЗе. А в сентябре этого года она представила зрителям свой собственный спектакль «Разыскивается Карлсон». Герои этой увлекательной истории, которые казались нам такими предсказуемыми и понятными, удивили и своими поступками, и неожиданными эмоциями, и философским взглядом на жизнь… Об этом мы и поговорили с режиссером после премьеры.
Софья Николаевна, в Ярославском ТЮЗе вы ставите спектакли уже 11 лет. Какие отношения у вас сложились с труппой, с театром за эти годы?
Воспринимаю актеров уже как своих детей. А к своим детям как относишься? Любишь. Актеров ТЮЗа я очень люблю! И знаю их как облупленных, знаю все их достоинства, все их недостатки…
Эта любовь не мешает работе? Есть родители, которые боготворят своих детей, всё им спускают…
Нет! Любовь не мешает! Актеры ведь тоже знают меня как облупленную, знают мой стиль, мою руку. Когда мне что-то не нравится и я начинаю злиться, они это сразу чувствуют. А главное, они понимают, что я прекрасно знаю их сильные стороны, знаю потолок каждого актера, и, пока каждый не достигнет своего потолка, – буду требовать. Именно потому, что я их хорошо знаю, я от них и требую.
Поставить не очень известную историю про Карлсона – ваш личный выбор?
Да, это было мое предложение, и руководство театра на это с удовольствием согласилось. У Астрид Линдгрен три книги о Малыше и Карлсоне, и больше распространена, конечно, первая, та, которую все знают по мультику. Эта история ставилась-переставилась во многих театрах. А мне ближе третья книга, которую вообще мало кто знает.
Почему именно эта книга?
Третья книга – это в большей степени история не столько Малыша и Карлсона, сколько история взаимоотношений Фрекен Бок и дядюшки Юлиуса. Они ведь тоже очень одиноки. Вообще, тема одиночества у Астрид Линдгрен переходит из книги в книгу, из рассказа в рассказ. Ее всегда волновала тема одинокого ребенка, особенного ребенка. Это всё обусловлено и личностью писательницы, и ее биографией. Астрид Линдгрен всегда была хулиганкой, коротко стриглась, была этаким мальчишкой, до 80 лет лазила по деревьям – словом, чувствовала себя ребенком всю жизнь, и очень хорошо понимала психологию детей. Будучи еще совсем-совсем молоденькой, она родила сына без мужа, и, поскольку жила практически в нищете, вынуждена была отдать своего сына в приемную семью, где мальчик жил до 5 лет. Она приезжала к нему, конечно. Но долгие-долгие годы ее очень сильно мучила эта история. Отсюда все ее книги о детском одиночестве. Отсюда – волонтерская работа, известно, что Линдгрен очень много помогала детям-сиротам, много общалась с особенными детьми, страдающими аутизмом и другими заболеваниями. Она с ними разговаривала на одном языке, понимала их. При этом она всегда говорила с детьми честно.
Как и в своих книгах. Где Линдгрен совершенно не боялась честно писать о боли, о смерти…
Да, у нее немало произведений для детей, которые заканчиваются очень грустно – то девочка остается сиротой, то ребенок умирает. Линдгрен не боялась сочинять для детей трагические истории. Потому что ребенок должен не только веселиться и радоваться, он должен учиться сочувствовать, соболезновать, помогать другу, помогать тому, кому сейчас плохо. Это очень важно!
В спектакле «Разыскивается Карлсон», как вы уже сказали, отчетливо звучит и тема одинокого взрослого. Фрекен Бок здесь оказывается беззащитной женщиной, страдающей от отсутствия любви…
Это как раз объясняет, почему она такая вредная, замучившая ребенка: «Сделай то, сделай это, так себя не веди, ешь кашу…» Потому что она одинокая и несчастная. Почему дядюшка Юлиус с таким ужасным характером? Почему чувствует себя вечно больным? Потому что он тоже одинокий. И только благодаря ребенку, которому знакомо чувство одиночества и который знает, что чудеса возможны, – происходит преображение и Фрекен Бок, и дядюшки Юлиуса. Мы видим это волшебство – становится нежной Фрекен Бок, выздоравливает дядюшка Юлиус. А секрет прост: они оба вспомнили – что значит быть ребенком, начать играть, шалить, хулиганить. Возвращение в детство меняет человека. И это – настоящее чудо!
О вере в чудеса в спектакле неожиданно философски рассуждает Карлсон: «Взрослые всегда падают в обморок, когда видят чудо». Как вы считаете, почему взрослые такие?
Потому что, если верить в чудо, получается, что жизнь прекрасна! А взрослые так привыкли жаловаться на жизнь. Мне как раз хотелось, чтобы взрослые вспомнили, что чудеса бывают, что жизнь прекрасна. А те, кто не радуются жизни и не верят чудеса, всегда такие скучные, хмурые, – они и вокруг себя всё делают скучным и грустным.
В вашей жизни чудеса случаются?
Постоянно! Потому что я знаю, что они есть. Потому что внутри себя я остаюсь ребенком – и в силу профессии, и потому, что я работаю с детьми, уже много лет руковожу детской театральной студией в Петербурге. Я очень хорошо понимаю детей, чувствую их. Моя первая специальность, кстати, воспитатель детского сада.
А как вы пришли к режиссуре?
Я не «приходила», я всегда знала, что буду режиссером. Знала с самого детства. Не «хотела», не «мечтала», а знала, что это будет так. Просто мне очень не хотелось идти в девятый класс, вообще, не нравилось учиться в школе, а после восьмого класса можно было поступить только в какое-нибудь училище. В Иркутске было знаменитое театральное училище, в которое много лет брали после восьмого класса, но как раз в год моего выпуска они начали принимать только выпускников после десятого. Мне надо было где-то переждать два года.
И почему для этого вы выбрали именно педагогическое училище?
Это очень смешная история! Мне было все равно, куда поступать, я понимала, что в моей режиссерской работе в будущем любая профессия пригодится. И решила: пойду в то училище, которое ближе всего к дому. Не поленилась – от дверей квартиры я сначала дошла до медучилища. Вернулась. Дошла от квартиры до педучилища. И педучилище выиграло!
На сколько шагов оно оказалось в фаворе?
Этого я уже не помню. Но помню, что мама сначала хотела, чтоб я шла в медицинское, а потом сказала: «Да какая разница! Мы всё равно знаем, куда ты собралась на самом деле».
Вы очень много ставите в разных театрах. География ваших премьер бесконечна – Хабаровск, Магнитогорск, Новосибирск, Екатеринбург, Липецк, Москва, Санкт-Петербург… У вас остается время на что-либо помимо театра?
Я много работаю, конечно. Но и отвлекаюсь на что-то с удовольствием! Люблю ездить на дачу, например. А еще у меня есть собака, которую нужно воспитывать и с которой нужно играть. Я всё время играю, получается… Даже с актерами играю в этакую взрослую, в учительницу.
Что в актерах для вас самое главное?
Способность оставаться детьми! Серьезные люди, солидные люди – это всегда очень плохие актеры. Актер должен шалить, фантазировать, придумывать. Такой актер не имеет возраста, и даже в 90 лет сможет выходить на сцену, танцевать и петь, как это делал Владимир Зельдин. Потому что Зельдин был не солидным, серьезным дядюшкой, а оставался ребенком!
А что самое главное в профессии режиссера?
Роль режиссера – аккумулировать в единое целое и свой замысел, свою идею, и работу актеров, и работу костюмеров, декораторов, всех остальных цехов. Он как дирижер в оркестре. У всех музыкантов перед глазами есть ноты, по ним музыканты играют и даже не смотрят на этого дирижера, как кажется. Но это только кажется! Только от дирижера зависит, будут ли музыканты играть слаженно, осмысленно, в нужном темпе, ритме и так далее. То же самое в работе режиссера – он всё должен собрать воедино и заставить работать на зрителя. Когда мы учились в театральном институте, обязательно делали сами сценографию, создавали макет и разыгрывали пьесу с игрушечными куколками. Это приучало всегда смотреть сверху на всё происходящее на сцене, смотреть, как расходятся эти своеобразные круги по воде от брошенного тобой камешка.
Сегодня режиссеры нередко пытаются заявить о себе в первую очередь, поразить зрителя, эпатировать его…
Мне чужд такой подход. Режиссер должен не столько про себя говорить, сколько думать о зрителе. Особенно режиссер детских спектаклей. Что ты рассказываешь детям, что пытаешься донести? В каком настроении они уйдут с твоего спектакля? Задумаются ли они о чем-то? Это очень-очень важные вопросы. Ты можешь пробудить в человеке что-то светлое, доброе, а можешь воспитать его циничным, скупым, жестоким. Ты можешь дать зрителю радость, а иногда и горе, и боль – и это тоже необходимо! Так что на режиссере огромная ответственность, огромная! Ты должен думать о том, как отзовется твой спектакль, о том, что будет после премьеры.
Дорогие друзья! Представляем вам новый номер журнала «Элитный квартал» и рады, что он выходит в канун большого праздника — Дня Победы. В последние годы праздник все чаще называют Днем Великой Победы. Действительно, для миллионов российских семей День Победы — это великий и светлый праздник, это праздник со слезами на глазах, потому что в этот день вспоминают своих отцов и дедов, своих прадедов, которые отстояли независимость нашей Родины в тяжелых боях Великой Отечественной войны. День Победы — это не только наш праздник, это наши доблестные традиции, наша вера и сила. А сегодня День Победы имеет особый, без преувеличения сакральный смысл: сегодня вновь решается судьба нашей страны, судьба нашего народа — определяется будущее России. Самые искренние слова благодарности ветеранам и нынешним воинам, пожелания всем здоровья, добра и веры в победу!
Ирина Ваганова, Главный редактор журнала «Элитный квартал»