Горными лыжами или сноубордом я мечтала заняться давно, очень мечтала. Но едва выдавалось возможность куда-нибудь съездить зимой или весной, выбор тут же падал на общепризнанные, да и чего уж там таить, престижные маршруты – Париж, Майями… И вот границы закрылись, и я подумала, что это прекрасный повод осуществить свою давнюю мечту. Оказалось, что любители горнолыжного спорта, живущие в России, потеряли не так много: современные горнолыжные курорты нашей страны не уступают западным по комфорту и оснащенности, а безвизовость и бюджетность делают их особенно привлекательными! Горнолыжные курорты в России есть на любой вкус и кошелек: Роза Хутор в Сочи, Шерегеш на Алтае, Гора Соболиная на Байкале, Домбай на Кавказе, который мы и выбрали для первого горнолыжного опыта.
Горнолыжный Домбай – небольшой поселок в Карачаево-Черкесской республике, и, как у всех туристических объектов, у него есть свои плюсы и минусы. Но нас Домбай очаровал!
Один из самых весомых плюсов Домбая – это цена: поездка получается относительно недорогой даже в сравнении с другими отечественными горнолыжными курортами.
Как добираться и где жить
Перелет Москва-Минеральные Воды авиакомпанией «Победа» с багажом 10 кг обойдется в 5500 рублей туда-обратно на человека. Также потребуется трансфер от аэропорта до самого поселка: средняя цена 3000 рублей, ехать более трех часов, так что цена более чем разумная. Трансфер можно заказать через отель на Booking.com или взять такси прямо в аэропорту, к нашему удивлению, цена была одинаковая.
Отелей в Домбае много. Их главное отличие – отдаленность от подъемников. Очень хороший отель прямо у подъемника, с включенным завтраком обойдется в 28000 рублей на двух человек на 4 ночи. Есть варианты гораздо бюджетнее. Но большинство туристов бронируют квартиры или апартаменты, особенно если едут семьями или большими компаниями, так получается выгоднее.
Готовь сани летом, а телегу зимой
Правильная экипировка на горнолыжных курортах является залогом хорошего отпуска. Опытные лыжники и сноубордисты знают, что надо купить, а что можно взять в прокате на месте. Но если вы, как и я, впервые отправляетесь покорять снежные вершины, эта информация может вам пригодиться.
Главный принцип горнолыжной экипировки – многослойность: первый слой – термобелье, второй слой – флисовый джемпер, третий слой – специальные куртка и штаны (они должны быть из мембранного материала, именно он будет отталкивать влагу и пропускать испарения наружу). В список обязательных покупок я бы посоветовала также включить перчатки для катания, балаклаву (подшлемник) и сноубордистcкие гетры (обычные толстые носки также подойдут). Что касается лыж/сноуборда, ботинок, шлема и очков для катания – это все можно взять в прокате на месте. Цены в Домбае на прокат экипировки были примерно одинаковые. Комплект сноуборд + ботинки стоил 700 рублей в день; если к этому мы добавляем еще очки и шлем, то 1000 рублей. Важно также иметь с собой документ (паспорт или водительское удостоверение), которое вы сможете оставить в залог для проката оборудования.
Если вы еще не знаете, что вам больше понравится – лыжи или сноуборд, вы можете решить прямо на месте, попробовав и то, и то. Важный момент: начинать всегда лучше с инструктором, который объяснит вам технику и подаст вам руку при первых падениях, а их будет немало, проверено на собственном опыте.
Цена за час занятия с инструктором на Домбае также фиксированная – 2000 рублей. Есть инструктора с лицензией, а есть просто ребята, которые подходят и предлагают свои услуги прямо на учебном склоне. Нашим инструктором был молодой человек, которого нам посоветовали в прокате (позже оказалось, что это был брат того, кто сдавал нам оборудование). Подозреваем, что лицензии у него не было, но инструктором он был отличным. Так что, по большому счету, главное, чтобы вы нашли общий язык.
Мы брали инструктора дважды: чтобы впервые встать на сноуборд и чтобы впервые совершить спуск с трассы. Оказалось, что это совершенно разные вещи. Все новички начинают свой тернистый путь к красивым спускам с учебного склона. Именно там случаются первые падения, первое непонимание «как вообще на этом можно ехать» и первый восторг от того, что получается.
Трассы для новичков и спасатели для фридайверов
Хотелось бы написать так: когда впервые поднимаешься на высоту 3000 метров над уровнем моря на учебный склон по канатной дороге, то дух захватывает от увиденной красоты… Но, увы… Предстоящее катание и легкий мандраж не давали нам в полную силу оценить все величие Кавказских гор. Также речи не было о том, чтобы достать телефон и начать фотографировать то, что мы видели перед собой: канатные дороги, ведущие на самые верх, полностью открыты, а нужно держать сноуборд или лыжи с палками. Зато сразу можно отличить новичков от опытных горнолыжников: последние легким движением одной руки достают из кармана куртки телефон и начинают снимать все вокруг, а также делать селфи. Стоит сказать, что уже под конец нашего пребывания мы принадлежали ко второй категории и даже умудрялись отвечать на звонки, сидя на кресельной канатной дороге.
По-настоящему оценить всю грандиозность гор Кавказа у нас получилось во время первого спуска с трассы. Так случилось, что именно в этот день был снегопад, и подъемники на самый верх были закрыты из-за ветра — для Домбая довольно распространенное явление. Инструктор предложил нам спуститься по лесной, зеленой трассе. Надо пояснить, что все трассы для катания делятся на четыре типа:
• Зеленые трассы – самые легкие, предназначены для начинающих. Трассы обычно ровные, бугров нет.
• Синие трассы – начальная степень сложности, предназначены для лыжников и сноубордистов, которые уже владеют техникой катания.
• Красные трассы – средний уровень сложности, трассы более крутые, с существенным перепадом высот и отсутствием пологих участков. Предназначены для опытных сноубордистов и лыжников.
• Черные трассы – высокий уровень сложности, трассы с узкими местами и крутыми перепадами высот. Предназначены для катания профессионалов.
Местные говорят, что на Домбае это обозначение очень условное и сделано специально для туристов. Как таковых черных трасс тут нет, но любители экстрима занимаются фрирайдом – это катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс. Мы стали свидетелями нескольких сцен, которые напрочь отбили желание совершать подобные спуски: в первый же день местные спасатели на вертолете доставали застрявших на горе фрирайдеров: кто-то из группы спустился удачно, а кто-то не сумел и просто «застрял». На другой день мы увидели, как девушку спускают на специальных носилках – нам сказали, что она ехала вне трассы и сломала ногу. К тому же фрирайдеры часто подвергают опасности не только себя, но и окружающих: например, для большего экстрима они катаются в местах, где возможен сход лавины.
Важно помнить, что на горнолыжных спусках отвечаешь не только за свою жизнь, но и за жизнь тех, кто рядом, на той же трассе. Так и у нас случались серьезные падения, когда в нас врезались такие же новички и летели дальше с криками: «Круто я для второго дня катаюсь все-таки!»
Удовольствием, которое получаешь во время катания, не сравнится ни с чем. Когда чувствуешь себя уже более-менее уверенно на трассе и можешь посмотреть по сторонам – тут-то и случается настоящее осознание всего происходящего. Тогда и сноуборд едет ровнее, и другие люди уже как-то не сильно мешают, и почти не падаешь. В этот момент хочется одного: чтобы близкие люди были рядом, разделили с тобой все магическое очарование заснеженных высоких гор!
Не катанием едины
Есть ли чем заняться в Домбае помимо катания? Скорее да, чем нет… Но здесь, пожалуй, стоит упомянуть и минусы Домбая. К ним относятся неразвитость инфраструктуры и неухоженность территории. Домбай сильно проигрывает в плане досуга вне трасс своим более раскрученным отечественным «конкурентамлегам». Конечно, здесь есть кафе и рестораны, но сам поселок настолько маленький, что его можно обойти за 20 минут. Да и ходить не всегда легко и безопасно, так как дороги почти не чистят. На этом все минусы Домбая заканчиваются, и можно вновь вернуться к плюсам.
Цены на еду здесь невысокие. Во время катания обедать можно в кафе на вершине – их там не меньше, чем внизу. К тому же вид из них открывается потрясающий. При входе в такие кафе лыжи и сноуборды вы оставляете в специально отведенном месте на входе. Вы можете подкрепиться местной сытной кухней, выпить глинтвейна для храбрости и вновь пойти на спуск. Обед на одного человека может выглядеть следующим образом: суп лагман – 300 рублей, хычин (пирог с разной начинкой, одного хватит на двух человек) – 200 рублей и глинтвейн –150 рублей. С обедом в горах главное — не переусердствовать, иначе потом будет тяжело надевать экипировку.
Подъемники в Домбае работают с 9 до 17 часов. Столь ранее закрытие канатных дорог связано со временем захода солнца в горах. Если вы начинаете кататься рано, то к этому времени вы уже порядком подустанете. Исключение – непогода. Тогда канатную дорогу могут закрыть гораздо раньше или вовсе не открывать.
Ски-пасс – это магнитная карточка, которая позволяет пользоваться всеми подъемниками и спускаться неограниченное количество по любым трассам, на Домбае она стоит 2000 рублей. Также можно взять ее только на утренние или на дневные часы, тогда она обойдется в 1600 рублей. В Домбае не советуют брать ски-пассы на несколько дней сразу, так как никогда не угадаешь с погодой на следующий день, хотя и определенная выгода в этом есть. Наверху, как и внизу, есть сувенирные лавки. Мы увидели интересную закономерность: чем выше кафе или палатка с сувенирами, тем ниже там цены. Так что если в этот раз вы не рискнете спуститься с самой высокой точки – в Домбае это 3200 метров – то пусть у вас будет другой повод подняться на самый верх. ■
Текст : Дарья Ваганова
Фото: Дарья Ваганова, skisport.ru, inturblg.ru