ДЕПУТАТ. ИЗДАТЕЛЬ. КОЛЛЕКЦИОНЕР • Глянцевый журнал «Элитный квартал"

ДЕПУТАТ. ИЗДАТЕЛЬ. КОЛЛЕКЦИОНЕР

Вы удивительный человек! Через 75 лет в Ярославле вам соорудят памятник и напишут: «Редкому человеку и ценителю родного искусства еще в начале XX века»
Из письма Павла Сухотина, 3 августа 1913 г.

Нынешней осенью, 13 сентября 2023 года, исполнилось 150 лет со дня рождения замечательного ярославца, человека яркого и неординарного — Константина Федоровича Некрасова. Племянник поэта, классика русской литературы, сделал невероятно много и для родного края, и для российской культуры в целом, но не получил той славы и того признания, которого в полной мере заслуживают его дела и наследие. Одни его знают как книгоиздателя и издателя газеты «Голос», самой демократичной и популярной в Ярославском крае, другие — как депутата Первой Государственной думы, которая была распущена императором в 1906 году. Третьи – как тонкого коллекционера, с персидской коллекции которого в 1918 году начался в Москве музей Ars Asiatica, ставший ныне всемирно известным Государственным музеем Востока. Но Константин Федорович Некрасов был еще серьезным земским деятелем в Ярославле, был активным членом ярославского отделения партии «Народная свобода», более известной как Российская Конституционно-демократическая партия – кадеты. А после закрытия издательства в 1916 году и продажи типографии, что была им выстроена на Духовской, ныне Республиканской улице, Некрасов попытался в Мологском уезде возродить молочную промышленность.


Однажды поэт и писатель Павел Сухотин, в то время секретарь издательства Некрасова, написал Константину Федоровичу: «Узнать о Вашем новом деле горю нетерпеньем: ей Богу, Вы удивительный человек! Через 75 лет в Ярославле Вам соорудят памятник и напишут: «Редкому человеку и ценителю родного искусства еще в начале XX века».
Написал это в письме от 3 августа 1913 года. Увы!..


Родился Константин Федорович Некрасов 13 сентября 1873 года в усадьбе Карабиха. Как только поэт Николай Алексеевич Некрасов купил Карабиху, так фактически сразу поселил там своего младшего брата Федора с его большой семьей. Поэт жил в Петербурге, а усадьбу надо было восстанавливать и содержать. Ни сам поэт, ни его сестры и братья по разным причинам наследников не оставили. Кроме Федора, у которого было 12 детей! Константин – первенец второй жены Федора Алексеевича (первая, София Миллер, умерла при родах в возрасте 26 лет) Натальи Павловны, урожденной Александровой. Обычно все биографы отмечают, что Наталья Павловна была в дружеских отношениях с Н.А. Некрасовым и оставила воспоминания о своих встречах с поэтом в Карабихе и Петербурге. Но не в этом ее главная заслуга. Наталья Павловна была женщиной редкой доброты и чуткости и стала настоящей матерью пятерым приемным детям. А кроме того, в 1913 году профинансировала строительство народной библиотеки имени Н.А. Некрасова в Ярославле. Прекрасное здание на углу ул. Свободы и Володарского и ныне украшает город, хотя библиотекой побыть ему так и не удалось: сначала из-за Первой мировой войны (там разместили госпиталь), потом случилась Октябрьская революция, потом перестройка, и здание вновь стало частным.

Карабиха.


Константина родители определили во 2-й Московский кадетский корпус, но военная карьера явно не была его мечтой, как и учеба в кадетском корпусе тоже. Вот письмо его матери Натальи Павловны Некрасовой, написанное сыну 7 ноября 1892 года:


«Нас страшно поразила твоя аттестация, милый Костя, можно было ожидать дурной, но быть из 35–33 это уже очень плохо, отец был очень огорчен и расстроен, все жаловался на неблагодарность детей, да и правда, ему мало утешения от всех вас. Неужели же ты не можешь учиться лучше? Неужели же все 33 человека развитей и способней тебя, и твои занятия математикой все лето так и пропали даром, так как у тебя из математики-то и есть все дурные баллы. Минин, как видно, очень недоволен тобой, пишет, что ты очень небрежно относишься к делу и выходишь отвечать уроки не читавши их. И потом эта история, я уверена, что можно было повернуть ее иначе и не делать столько неприятностей себе и другим, ведь ты в последнем классе, из-за какой-нибудь глупости можешь совсем не кончить, а ведь ты знаешь, сколько было положено за это время хлопот и трудов отца, и все это может оказаться даром. Прошу тебя, милый Костя, не сердись за это письмо, а пожалей и меня, ведь я тоже немало выстрадала в это время; ведь и тебя жаль, да и отца не меньше жаль. Прошу тебя еще раз, постарайся поправить себя, как в мнении воспитателей, таки во мнении отца, занимайся поприличней и постарайся получить побольше балл из поведения.
Прощай, целую тебя крепко и молю Бога, чтобы он развил твои способности и послал тебе терпение в науках. Н. Некрасова».

Молитва матери явно дошла до Бога, потому что Константин Федорович Некрасов в начале века слыл одним из образованнейших людей в своем окружении. Он переписывался с самыми известными поэтами Серебряного века, писателями, художниками, философами. С издательством Некрасова сотрудничали Александр Блок, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Павел Муратов, Николай Клюев, Борис Зайцев, Владислав Ходасевич, Игорь Грабарь и многие другие писатели. Некрасов большое внимание уделял изданию памятников искусства, особенно древнерусского. Им были изданы книги, до сих пор не утратившие своей художественной, исторической и искусствоведческой ценности. Великолепно были изданы книги о ярославских памятниках древнерусского искусства: «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле» (1915) и «Церковь Илии Пророка в Ярославле» (1916). А еще Некрасов издавал журнал искусства и литературы «София», вышло, правда, из-за начавшейся войны всего шесть номеров, но каждый номер уникален.


И здесь самое время вспомнить, что издательской деятельностью Константин Некрасов занялся, что называется, не от хорошей жизни. Еще во время службы в земстве Некрасов был отстранен губернатором от занимаемой должности и уволен «по третьему пункту», то есть без права занимать в дальнейшем государственные и общественные должности. В 1-й Государственной Думе, куда Некрасов был избран как деятельный член ярославского отдела партии кадетов, он сблизился с депутатом-ярославцем, одним из организаторов партии «Народная свобода» и «Союза освобождения» Дмитрием Ивановичем Шаховским. 8 июля 1906 года Высочайшим указом Дума была распущена, и на следующий день около 200 ее депутатов выехали в Выборг, где составили воззвание «Народу от народных представителей». Среди 169 бывших депутатов Думы, подписавших воззвание, призывающее не платить налоги и не давать солдат в армию до тех пор, пока не будет издан закон о наделении землею трудящегося крестьянства, были и князь Шаховской, и дворянин Некрасов. В конце 1907 года решением Санкт-Петербургской судебной палаты все участники «Выборгского воззвания» были приговорены к трехмесячному тюремному заключению. Шаховской и Некрасов отбывали свой срок летом 1908 года в Ярославле, в знаменитой тюрьме в Коровниках. Тюремное заключение и стало для Некрасова решающим в намерении изменить жизнь — отойти от политики и заняться литературно-издательской деятельностью: путь в политику и на государственную службу для него был закрыт.


После выхода на свободу Константин Федорович принимается за издание ежедневной газеты «Голос», и 18 января 1909 года программа газеты была представлена на утверждение ярославскому губернатору. А в 1911 году Некрасов приступает к осуществлению своих издательских замыслов. Контора издательства находилась в Москве, поэтому на всех книгах издательства К.Ф. Некрасова местом выхода значится Москва, однако типография располагалась в Ярославле, где и жил издатель до 1916 года, до закрытия издательства. Закрывая издательство, Некрасов не скрывал своего намерения после войны, «когда цены станут нормальными», открыть типографию в Москве и все издательское дело перенести туда. Валерий Брюсов убеждал Некрасова не торопиться с закрытием издательства, дождаться «лучших времен», на что Константин Федорович пишет ему в апреле 1916 года: «По внешности мои издания выходили вполне приличными, Вы знаете это, но Вы не знаете, скольких усилий и труда стоило это. Я не упоминаю о корректуре, которая в провинции представляет необычайные трудности».


А вот друг и единомышленник, автор непревзойденных «Образов Италии», Павел Муратов поддерживает Некрасова в намерении свернуть издательское дело, причем горячо и убедительно: «Решение Ваше меня, действительно, не удивило. Я так хорошо представляю, как это все должно было накопиться: «Либеральные» редакторы и конфискация книг, и склады, и литераторы, и прочее, и прочее. Газету жалеть не приходится, типографию саму по себе, конечно, тоже…», – пишет 12 февраля 1916 года Муратов Некрасову из Севастополя. И добавляет о самом издательстве: «В последнее время я даже перестал понимать его смысл и значение для Вас. Материально оно было только убыточно, внутренне же не давало вам решительно ничего, кроме суеты и напряжения. Нельзя издавать книги, которых Вы не читаете ни до, ни после издания… В конце концов, Вы издавали «книги милых людей» так, как прощают слабости милым людям».
Закрыв издательство и вложив деньги в молочный завод в Мологском уезде Ярославской губернии, Некрасов с женой Софьей Леонидовной Щерба переезжает в Москву, а сын и дочь на некоторое время остаются жить в Карабихе, под присмотром бабушки Натальи Павловны и двух тетушек, сестер Константина – Анастасии и Елизаветы.


В Москве Некрасов и поступает на службу в отдел охраны памятников искусства и старины, там, где и служит Павел Муратов. Именно через Муратова, как члена президиума Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР и как председателя комиссии музеев восточного искусства, «персидская коллекция» К.Ф. Некрасова в сентябре 1918 года приобретается за 50 тысяч рублей для Музея искусства Востока.


В 1922 году Некрасов и переходит в Сельскосоюз, а через четыре года выходит в отставку. Средства к жизни добывал временной службой: подрабатывал в профессиональных издательствах, в журналах для детей. Были и случайные литературные заработки и, писал, главным образом, по вопросам искусства. Последние годы жизни Некрасов посвятил изучению истории древнерусского искусства, им была написана книга «О фресковой живописи старых русских мастеров». Книга была рекомендована Академией архитектуры к изданию, но осталась неопубликованной.
Умер Константин Федорович Некрасов в возрасте 67 лет от сердечного приступа 22 октября 1940 года, умер в поезде, недалеко от Туапсе, по дороге из Крыма домой, в Москву. ■

Текст: Ирина Ваганова
Фото: из архива автора, Ирина Штольба