Все увлеченные люди рано или поздно добиваются успеха. Это закон Вселенной. По-другому и быть не может, ведь человек живет своей идеей и заражает своим трудом всех вокруг. Героиня нашей популярной рубрики увлечена кожевенным делом. Она шьет сумки, кошельки, ремни и другие изделия на радость своим покупателям и по совместительству идейным вдохновителям.
Екатерина, как начался ваш путь в мире кожаных изделий и что вас вдохновило на это увлечение?
Мое погружение в мир кожаных изделий началось задолго до взрослой жизни. В школьные годы мы занимались в УПК – учебном производственном кружке, где постигали тайны кожевенного ремесла. Мы там шили из лоскутков кожи, изучали особенности материала и тонкости работы с ним. Еще с подросткового возраста меня манили кожаные изделия – особенные, уникальные, не такие, как у всех. Мои сумки никогда не были из искусственной замши, всегда только из натуральной. И я всегда стремилась к тому, чтобы мои сумки выделялись. Меня всегда вдохновляла кожа. Запах, текстура, качество соединения деталей – все это привлекало мое внимание.
Однажды в магазине я увидела сумку итальянского производства, которая мне очень понравилась. Она была такой необычной формы, полукруглая. Ее привезли в Россию в единственном экземпляре. И она досталась мне, причем совсем недорого. Я ее очень долго носила, очень долго ею пользовалась, очень ее любила. Но застежка была неудобная.
Постепенно возникла идея сшить подобную самостоятельно. Что казалось неосуществимым, оказалось достаточно простым. Я начала изучать кожевенное мастерство, изучать стежки и видео умелых мастеров, чтобы воплотить свою мечту в жизнь и создать что-то уникальное своими руками.
И вот однажды я подумала: она же такой несложной формы, почему бы не попробовать сшить такое самой? И стала потихоньку изучать этот вопрос.
Каким образом ваше увлечение стало для вас основным заработком?
Думаю, что началом моего пути в мир кожаных изделий можно считать тот день, когда мой будущий муж подарил мне фигурные ножички для кожи. Это было 6 лет назад, когда мы еще встречались. Он подвозил меня на работу и вручил подарок прямо перед офисом. Эти ножички для меня как символ памяти. И хотя я редко ими пользуюсь из-за небольших несоответствий, они все равно остаются со мной.
Затем я стала приобретать первые инструменты, нашла лоскутки и начала тихонько изучать ремесло. Со временем инструменты стали прибавляться. Мой муж подарил мне специальный коврик, предназначенный для работы с кожей, и я начала творить активнее. Сначала это были стежки, а потом я перешла к изготовлению изделий.
На форумах кожевников рекомендуют начинать с простых изделий, таких, как обложки на паспорта. Но я начала сразу с сумок. Первые сумки были простой формы, но все же это сложные изделия для работы. А вот обложки появились у меня значительно позже, уже тогда, когда я начала продавать свои изделия.
В июне этого года как раз 6 лет с того момента, как я начала шить. А вот зарабатываю на своих изделиях я только около четырех лет.
Вы помните свое первое проданное изделие?
Конечно! Первая продажа у меня была для подруги. Помню, она сказала: «Хочу сумку, Катя». Я тогда еще работала в офисе.
Сумка до сих пор жива, ей уже 6 лет, и подруга ею пользуется. Конечно, уже не так часто, как раньше, но все равно пользуется. Безусловно, у этой сумки есть недочеты, но для первого изделия она вышла очень добротной.
Потом постепенно я начала показывать в социальных сетях, чем я занимаюсь в свободное от работы время, делиться своим хобби. И вот так у меня появились первые заказы. По классике, изначально это были знакомые, друзья, знакомые друзей и так далее. Круг постепенно начал расширяться. На меня стали подписываться совершенно незнакомые люди из других городов. А потом случился ковид…
Переживала я его, в отличие от большинства, на рабочем месте, в офисе. Работы свалилось очень много: пришлось заменять тех, кто ушел на карантин. Появилось огромное желание просто уйти чуть ли не одним днем. И я уволилась.
Было ли страшно? Конечно! Это была полная неизвестность: как я буду зарабатывать, на что буду жить. Но меня поддержал мой муж. Я отработала 2 недели и ушла.
На какую аудиторию рассчитаны ваши изделия? Это только ярославцы или есть заказчики из других городов?
Поначалу были, как я уже говорила, друзья, знакомые, знакомые знакомых. Постепенно я стала вести соцсети более активно – стали появляться заказы из других регионов. Сейчас я отправляю сумки и на север, и даже на острова.
У меня есть и постоянные клиенты. Они заказывают изделия на подарки своим друзьям и родственникам. В основном это женщины в возрасте от 30 до 50. Но есть и мужчины.
В течение последних двух лет с российского рынка ушли мировые и востребованные бренды сумок. Как вы ощутили это на себе? Вы копируете их дизайн или, наоборот, пытаетесь сделать что-то свое, оригинальное?
Когда бренды начали уходить с рынка, то, конечно, было страшно. Но сейчас, наверное, в этом есть свои плюсы. Да, поменялись материалы, какие-то расходники. Но на замену пришло что-то новое. Даже, наверное, интересно следить за изменениями. И, например, наш Ярославский кожевенный завод очень сильно стартанул в этом плане. Они стали очень классную кожу делать.
Для меня, как и для многих увлеченных людей, это время стало временем возможностей. Мы все сосредоточились на создании чего-то уникального и оригинального.
Копирую ли я дизайны именитых брендов? У меня есть изделия, которые есть у любого бренда. Это шопперы. Но я их сделала в своем стиле. На самом деле шоппер – это самая популярная модель у меня, которую заказывают даже мужчины. Да, питерские мужчины заказывают у меня шопперы. Но в Ярославле нет таких стильных ребят. У нас более консервативная аудитория…
Какие особенности вашего стиля вы можете выделить? И как вы развиваете свое мастерство?
Главная особенность – это то, что я шью ручным швом. Пробиваю почти все изделия вручную. Как-то раз на одной из ярмарок ко мне подошла девушка, и у нее округлились глаза. Она увидела портфель, который был сшит ручным швом.
Конечно, в своей работе я использую и машинку. Но моя любовь – это ручной шов. Такие изделия и носятся гораздо дольше. Для заказчика это огромный плюс. Ну и для меня сам процесс — своего рода медитация…
У каждого художника есть самые любимые работы. У вас есть?
Мне запомнилась та сумочка, о которой я рассказывала в самом начале. Полукруглой формы. Я все-таки создала эту модель и активно ее продаю. Она прошита полностью ручным швом, и там уже сделана удобная застежка. У меня в коллекции 2 цвета таких сумочек.
Знаете, эта сумочка… она для меня очень важная. Потому что, купив ее и полюбив эту модель, я начала шить. И когда я ее сшила, у меня были слезы на глазах. Понимаете, я мечтала ее сшить и сшила! Поэтому для меня она -пробивной лучик в моем увлечении.
Какое мастерство или навыки вы считаете ключевыми для успешной работы с кожей, и чему вы уделяете особое внимание при их развитии?
Кожа не терпит ошибок. При работе с ней много нюансов. Например, если у вас нож затупился, то вы точно не сможете ровно отрезать кожу. Или нитки, которыми сшивают лоскуты, потому что они держат каркас изделия. Я уже долгое время пользуюсь одним артикулом. Они у меня хорошие. Еще важна усидчивость. Если вы будете торопиться, то ничего не получится.
Сейчас, например, я провожу мастер-классы. И еще один ключевой момент, которому я уделяю особое внимание, – это правильный выбор кожи. «На коже экономить нельзя!» — вот так я девочкам и говорю.
Кожу в основном я покупаю на складе в Москве. Там уже есть определенные артикулы, которые мне приглянулись и зарекомендовали себя. А порой и на Ярославский кожевенный завод заглядываю. Там отличные менеджеры, да и можно посмотреть на технологические процессы изготовления кожи. Очень завораживает. И качество там очень хорошее, вопреки расхожему мнению.
Какие основные этапы процесса создания кожаных изделий вы считаете самыми важными и трудоемкими?
Самый трудоемкий этап в работе – это шить ручным швом. Сначала надо вырезать части изделия, потом пробить каждую дырочку киянкой. И дальше двойной ниточкой, то есть двумя иголочками прошить. В одну дырочку вставляется сначала с одной стороны иголочка, потом с другой стороны, и затягивается. На это у меня порой уходит по 2 недели. А если это портфель с кармашками, то все 3 недели. Про маникюр и речи быть не может. Его хватает до момента, пока не возьмешься за дело. Но я очень люблю работать с кожей и всегда смеюсь, когда на мастер-классе объясняю девчонкам, что это как медитация, нужно всегда думать о хорошем.
Откуда вы черпаете вдохновение для дизайна?
Вдохновение я черпаю от людей. Меня иногда просят сшить какое-то новое изделие, и для этого я всегда захожу на страничку к заказчику. Бывает, что знакомлюсь лично или задаю много вопросов из серии «что он любит?». Потому что для меня это очень важно. Я именно людьми вдохновляюсь. Иногда, когда отдаю изделие, мне говорят: «Катя, ты сделал так, как я хотела! Я тебе об этом не говорила, но ты взяла и добавила». Мне очень приятно получать такую обратную связь. Разве это не вдохновляет?!
Иногда покупаю классную кожу а она, бывает, лежит месяц, 2, 3 на видном месте, перед глазами. А я вынашиваю идею и думаю, что из нее можно сделать. И в итоге получается единичная эксклюзивная модель. Вот недавно была кожа с ручным окрашиванием. То есть как будто бы кистью нанесли краску на нее. Очень красивая. Сделала из нее классный яркий портфель, который оставила себе. Но нашлась заказчица, которая захотела такой же. Благо у меня осталась кожа, и я смогла удовлетворить ее запрос. Теперь у нас на весь Ярославль всего 2 такие сумки. Но несмотря на то, что кусок кожи был один и тот же, портфели все равно получились разные. Эксклюзив!
Как вы видите свое будущее и какие цели ставите перед собой?
Я, наверное, как мастер, хотела бы открыть свою мастерскую. Такое пространство с витражными окнами, где будет видно, как я работаю. Но одновременно для меня важно уединение. То есть, когда я шью, я люблю быть одна. Медитировать. (Улыбается.) Поэтому в принципе меня работа на дому пока устраивает. Тем более под это у меня отведена отдельная комната.
Я могу проснуться очень рано и пойти просто шить, не позавтракав. А могу и наоборот: полдня сидеть и думать, как сделать, например, изгиб на сумке, чтобы это было удобно.
Мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей ценили ручной труд, ручной шов. Вообще, я люблю, когда изделие яркое, необычное, и хочу, чтобы люди это видели и приобретали именно что-то такое. Не просто шоппер, а, например, какой-то портфель, который сшит ручным швом из необычной кожи, с необычными деталями.
Таких изделий у меня заказывают меньше, но, когда есть такой заказ, я к нему отношусь с особенным трепетом.
Какую роль играет семья в вашем творческом процессе? Как они вас поддерживают?
Как я уже говорила, меня муж с самых первых дней поддержал. Он все время говорил и говорит: «Почему бы и да». Я, кстати, не ожидала от него такого: что он будет дарить инструменты, помогать их выбирать, да и верить в меня. А в первое время я вообще боялась всех этих ножей и зажигалок, так он все это брал на себя, в свои руки.
Мой муж ездит со мной на заводы и склады за кожей, видит все этапы моей работы, видит мою реакцию на изделия. Он видит первый все мои эмоции. Иногда бывает, прямо до слез, потому что долго идет изделие, долго шьется, и, когда оно уже готово, просто стоишь и плачешь от того, что ты это сделала. Не знаю, мне кажется, я никогда не показывала это даже в соцсетях. Никто об этом не знает, кроме моего мужа. Спасибо ему за то, что он рядом и есть у меня.
Текст: Зинаида Калинникова
Фото: из личного архива Екатерины Торопковой